Американцы научат россиян охотиться за скидками
Баловать интернет-пользователей огромными— от 50% до 90%— скидками на различного рода услуги теперь будут чаще. На этой неделе стало известно сразу о двух крупных сделках на совсем юном для России рынке интернет-сервисов, ежедневно предоставляющих крупные скидки от партнеров. Среди множества конкурентов возможность вырваться вперед, благодаря иностранным инвестициям получили Darberry.ru и Kupibonus.ru.

В среду американская компания Groupon, которая считается первооткрывателем онлайн-сервиса «больших скидок» на товары, услуги и культурные мероприятия, объявила о покупке российского веб-сервиса Darberry.ru, который работает по скопированной у нее же бизнес-модели. Ранее свои средства ($135 млн) в Groupon вложил российский фонд DST, который известен инвестициями в сервисы «Вконтакте», «Одноклассники», Mail.ru, Facebook.

Одновременно стало известно, что сразу три инвестфонда (один российский и два международных) вложили несколько миллионов долларов в аналогичный ресурс Kupibonus.ru, который предлагает посетителям групповые скидки в заведения сферы услуг.

Новое интернет-чудо

    Условия сделки Groupon с Darberry.ru не разглашаются. По словам венчурного инвестора Елены Масоловой, одного из основателей Darberry, в сделке был обоюдный интерес. «Groupon в каждой стране находит локальную команду, т.к. без знания рынка сложно запускаться, а мы знали владельцев уже купленных ими компаний и так начали переговоры»,— рассказала Масолова GZT.RU.

    Американский сайт Groupon— самый быстрорастущий из интернет-стартапов, основанных в последнее время. С момента основания в конце 2008 года он успел собрать более 13 млн подписчиков в 24 странах. Этот успех породил множество подражателей по всему миру. В России аналогичные сервисы стали появляться с марта этого года, и уже сегодня только что родившийся сегмент рынка стал высококонкурентным: только в Москве работает уже более десяти подобных сервисов. Одним из первых был Darberry.ru, который теперь будет развиваться под крылом изобретателей бизнес-модели.

Пиар сделал свое дело

То, что серьезные инвестиции достались в первую очередь именно Darberry.ru и Kupibonus.ru, наблюдатели объясняют их большой базой клиентов и активным продвижением своих сервисов в массы. «Когда есть конкуренция за инвестиции, а фондов и потенциальных покупателей мало, то очень важен пиар и маркетинг ради набора аудитории»,— объясняет Павел Буриан, партнер агентства Mosaic. У Дарберри, по его словам, самая большая аудитория, а у Kupibonus.ru— самая качественная. Дело в том, что сайт использует клиентскую базу интернет-магазина одежды KupiVIP.ru, которая насчитывает 4 млн человек, и не менее 100 тыс. из них уже воспользовалась новым сервисом, говорят в компании.
Сегодня у Darberry.ru, по словам Масоловой, уже зарегистрировано 200 тыс. пользователей. «Мы запустились в марте, с тех пор каждый месяц происходило удвоение оборотов, прибыли, числа пользователей, числа проданных купонов»,— рассказывает Елена Масолова. Планы у компании достаточно амбициозные: «За 1,5–2 года рассчитываем увеличить аудиторию до 3–5 млн пользователей»,— говорит Масолова.

«Дарбери имеет большую аудиторию, интересное уникальное предложение, и потому привлекательно для инвесторов,— соглашается специалист медиа-рынка Владимир Коровкин.— Спрос на эти услуги есть, потому что они дают аудитории новые возможности, а партнерам это интересно как своеобразная рекламная кампания для привлечения клиентов— некоторые из тех, кто один раз воспользовался льготными или скидочными предложениями, потом перерастают в постоянных клиентов».
Пределы роста

В то же время, по словам Павла Буриана, рынок для этих сервисов все же невелик. Как географически— Дарбери уже вышел в самые крупные российские города,— так и по уровню спроса на такого рода услуги. «У нас, в отличие от США, очень ограниченная аудитория для таких „лайфстайл“-предложений, вроде скалолазания или СПА,— отмечает Буриан.— Если в Америке 80% аудитории заинтересованы в них, то у нас— всего 1%».

Чтобы аудитория «скидочных» сайтов росла, им необходимо расширять партнерскую сеть, уверен Буриан. «Бизнес будет развиваться только при наличии правильных предложений, а не таких ограниченных, какие есть сейчас. Им надо заключать договоры с большими сетями ресторанов, кафе, сотовых ритейлеров. Только в этом случае может быть массовый сервис»,— считает эксперт.
Мелочь более сговорчива

Действительно, среди партнеров Darberry пока не видно крупных компаний из сферы услуг, например, ресторанных или сотовых операторов. «Мы с ними общаемся»,— уверяет Масолова. Однако тут же признает, что с такими компаниями сложнее найти контакт, чем с небольшими. «Сети менее поворотливые,— объясняет она.— В маленьком ресторанчике сразу выходишь на владельца, он схватывает суть предложения „не ты платишь за рекламу, а мы тебе заплатим за пользователей, которых приведем сотнями и тысячами“, быстро соглашается и все подписывает».

     
   Как работает Groupon (презентация на английском языке)

Помимо этой проблемы, есть и чисто технические. «Как сделать так, чтобы 50 точек крупной сети кафе получили наши номера купонов и чтобы люди, сходив в одну точку, не приходили в тот же день еще в три, обманув, таким образом систему?»,— задается вопросом Масолова. Впрочем, решение этой проблемы, по ее словам, уже нашли. В сентябре будет запущена первая акция с «Шоколадницей», обещает она.

Похожим маркетинговым инструментом для привлечения и удержания клиентов считаются программы лояльности клиентов, например, «Малина» или Mnogo.ru. Но менеджеры скидочных сервисов не считают их своими конкурентами. «У нас четкая ориентация на спонтанные покупки, у них— на рациональный выбор заведений»,— поясняет Масолова. С программами лояльности Darberry настроена сотрудничать и брать себе в союзники. Почти со всеми ведутся переговоры: «С кем-то почти запустились, с кем-то знакомимся»,— говорит она.

Подпись автора

[url=https://StartCom.pro/?ref=kerberos2007
]Тариф «На 24 часа»Доходность:1.5% в день[/url]