Лавкрафту светит первая нормальная экранизация
Главный специалист по всевозможной нечисти в Голливуде Гильермо дель Торо решился-таки экранизировать "Хребты безумия" Говарда Лавкрафта, и это отличная новость не только для многочисленных фанатов режиссера, но и для (хочется верить) гораздо более многочисленной армии почитателей американского писателя.
Слухи о том, что "Хребты безумия" экранизируют, ходили достаточно давно, однако на днях ресурсу Deadline удалось выяснить из собственных источников, что этот проект - дело почти решенное. Формально, конечно, Universal ни о каком фильме не объявляла, пресс-релизы в авторитетные издания не рассылала, а сам дель Торо на вопросы о "Хребтах" отвечал улыбкой и дежурным "Посмотрим" (так было и на недавно прошедшем в Сан-Диего Комик-Коне, и в интервью Los Angeles Times). Однако шумиха вокруг экранизации, не стихающая второй день, на фоне молчания (то есть отсутствия официального опровержения) компании означает только одно - проект состоится.
Антарктический ужас
Сюжет "Хребтов", написанных в виде сборника отчетов и писем, по современным меркам достаточно незамысловат. Группа ученых из Массачусетского университета отправляется в антарктическую экспедицию для изучения окаменелых останков. Первые же находки потрясают ученых - они обнаруживают следы непонятных существ, не вписывающихся в привычную эволюционную картину мира, а главное, находят некие таинственные горы (кстати, интересный факт: загадочные горы в Антарктике действительно есть - так называемые горы Гамбурцева, открытые в конце 50-х годов прошлого века, только располагаются они под четырехкилометровым слоем льда).
Экспедиция выделяет небольшую группу для исследования образований, но группа таинственно исчезает. Спасательная операция, организованная по горячим следам, приносит пугающие результаты - ученые обнаруживают трупы собак и людей, некоторые из которых жестоко изуродованы. Несмотря на это, ученые решают продолжить работу и направляются к заинтересовавшим их горам. Там они обнаруживают циклопические строения явно нечеловеческого происхождения со множеством барельефов, на которых запечатлена история расы Старцев, некогда создавшей этот город.
Эти существа прибыли на Землю в незапамятные времена, и с тех пор планета была полностью в их власти. Для помощи себе они создали шогготов - таинственных существ, которые меняли форму, повинуясь телепатическим приказам. Шогготы восстали против хозяев, но были уничтожены и заменены на новых, более послушных. Помимо шогготов Старцы за свою историю дважды сталкивались с серьезными противниками. Однажды на Землю из далекого космоса высадились дети Ктулху, которые отвоевали у Старцев сушу. Однако позже их главный оплот - остров (и одноименный город, построенный больше чем в трех измерениях) Р’льех, где ждет своего пробуждения Ктулху, опустился на дно, и Старцы снова оказались властителями планеты. Позже, однако, их раса была вытеснена на юг Ми-Го - разумными грибами, добывающими на Земле полезные ископаемые.
Все эти открытия повергли исследователей в шок, однако, они не остановились в своем стремлении раскрыть тайны города (Лавкрафт всегда очень любил тему запретного знания). В конце книги главных героям довелось бежать от настоящего живого шоггота.
"Хребты безумия" считаются одной из самых зрелых работ Лавкрафта, а благодаря большому количеству мифологических деталей они стали одним из центральных произведений "Мифов Ктулху". Именно так называют целый поджанр литературы ужасов, в котором в свое время трудились Август Дерлет, Фрэнк Лонг, Роберт Говард и многие другие. Кроме того, мифы Ктулху стали излюбленным источником цитат для многих поколений сценаристов и кинематографистов - достаточно вспомнить Некрономикон, таинственную книгу, которая в произведениях Лавкрафта содержит важную информацию, в том числе и магического характера (эта книга встречается, например, в "Зловещих мертвецах" Сэма Рейми
Дель Торо никогда не скрывал своего увлечения Лавкрафтом - достаточно вспомнить внешний вид монстров из "Хэллбоя" (темных многоглазых богов, заточенных в кристаллы в глубоком космосе, в частности), чтобы понять, что Азатот и Шаб-Ниггурат для него вовсе не пустые наборы звуков. Однако, как говорил сам дель Торо, "Хребты безумия" для него не просто любимая книга, а предмет одержимости вот уже несколько лет. Фанаты режиссера давно знали об этом и с нетерпением ожидали, когда же, наконец, эта одержимость перерастет в новый проект (например, вот в этом хит-параде самых ожидаемых фильмов от Deadline экранизация "Хребтов" расположилась на четвертой строчке после фильма по вселенной Warcraft, экранизации Азимовского "Основания" и фильма про зомби с Бредом Питтом). И вот, похоже, дождались.
Сначала о трудностях. Необходимо понимать - Лавкрафт сложен для восприятия, а уж тем более для экранизации. Страх, создаваемый им, - это, в первую очередь, страх неведомого, страх бездны, зачастую уводящий главных героев на грань безумия (или даже за эту грань). Сами ужасные создания, вид которых способен вызвать помутнение рассудка, описываются Лавкрафтом лишь поверхностно, без деталей, с привлечением впечатлений, переживаний и суждений персонажа. Вот, например, Описание (description) шоггота:
Цитировать
…кошмарная черная блестящая [цензура], длиною не менее пятнадцати футов, изрыгавшая зловоние и все более набиравшая скорость; густой пар окружал ее, восставшую из морских глубин. Это невообразимое чудовище - бесформенная масса пузырящейся протоплазмы - слабо иллюминировало, образуя тысячи вспыхивавших зеленоватым светом и тут же гаснувших глазков, и неслось прямо на нас; массивнее любого вагона…
Что конкретно рисовать по модулю такого описания - совершенно непонятно.
Более того, подход Лавкрафта к монстрам в некотором смысле противоположен дельторовскому - Гильермо с удовольствием показывает выдуманные им создания в кадре, позволяя зрителю разглядеть каждую чешуйку монстра (например, именно из-за этого второй "Хэллбой" стал по сути парадом уродов, заслонивших собой сюжетную линию картины).
С другой стороны, если кто и может снять действительно атмосферное кино про отвратительных исчадий космической бездны, не сваливаясь при первом удобном случае в готическую сказку (как это делает Бертон) или банальный слэшер - так это именно Гильермо дель Торо. Других кандидатур в современном Голливуде просто нет.
Кроме того, согласно данным все того же ресурса Deadline, в работе дель Торо будет помогать не кто иной как Джеймс Кэмерон, который займется продюсированием проекта. Если этот факт подтвердится, то можно быть уверенным - фильм получит солидный бюджет. В этом случае "Хребты безумия" станут первой масштабной экранизацией Лавкрафта - за все его культовые годы ничего дороже "Реаниматора" не снимали. Да и кто знает, может быть, Кэмерон поможет дель Торо и в съемках, ведь новую картину обещают выпустить в 3D (а кто лучше создателя "Аватара" разбирается в этой технологии?).
Вместо заключения
Если участие Кэмерона в новом проекте не подтвердится, это будет плохо, но совсем не критично. Все дело в том, что у Гильермо дель Торо уже есть главная составляющая хорошего проекта - желание снимать и одержимость. Остальное, как говорится, приложится. Вон как у Нолана с его "Началом" приложилось.
- Подпись автора
[url=https://StartCom.pro/?ref=kerberos2007
]Тариф «На 24 часа»Доходность:1.5% в день[/url]