RTS - Стратегия в реальном времени (англ. real-time strategy) является жанром стратегических компьютерных игр, в которых отсутствует «очередность ходов» (в отличие от компьютерных или настольных пошаговых стратегий).

TBS - Поша́говая страте́гия (англ. Turn-Based Strategy) Жанр (genre) компьютерных игр, основной особенностью которого является то, что игроки совершают ходы по очереди, в противоположность стратегии в реальном времени.
Пошаговые стратегии ведут свою историю с настольных игр, в частности, варгеймов. Возможна игра как с одним или несколькими соперниками, управляемыми компьютером, так и мультиплеер. Кроме того, в пошаговых стратегиях возможен режим хот сит (англ. Hot seat — «горячее кресло», «горячий стул», «горячее место»), в котором несколько человек играют, сменяя друг друга, за одним компьютером (таким образом, мультиплеер возможен даже на одном компьютере, что было очень актуально в эпоху до развития компьютерных сетей).

Классификация

По традиции к пошаговым стратегиям относят игры, основу которых составляет управление ограниченными ресурсами; такие игры всегда включают развитую экономическую и технологическую составляющие.
В более широкой трактовке к пошаговым стратегиям относят вообще все пошаговые игры, так как все без исключения игры содержат стратегическую составляющую. В этой трактовке в число пошаговых стратегий попадают, например, такие игры, как Worms, шахматы и преферанс.

Можно предложить и такую трактовку:

К играм с идеологией пошаговых стратегий относятся игры, в которых имеется стратегическая составляющая при отсутствии «микроменеджмента» (скоростного управления мышью, определяющего победу или поражение). В такое определение включается, например, семейство глобальных стратегий компании Paradox (Европа 1-2-3, День Победы 1-2, Виктория, Крестоносцы) и семейство Total War (Shogun, Medieval 1-2, Rome).
Хотелось бы отметить что глобальные стратегии Европа 1-3,День Победы 1-2, Виктория и Крестоносцы все же являются стратегиями в реальном времени с возможностью тактической паузы.В тоже время игры семейства Total War(Shogun, Medieval 1-2, Rome) являются пошаговыми стратегиями с возможностью ведения боя как в автоматическом(исход рассчитывается компьютером), так и тактическом(игрок сам управляет ходом сражения в реальном времени) режимах.

Подпись автора

Тот, кто не готов принять поражение, никогда не достигнет успеха.