www.prizrak.ws

Объявление

топ-линк
ГОСТЕВАЯ
Турнир "Отгадай-КА!"
Games of Forum
New Soft Download
призрачная галерея
Конкурс,акции,призы!
Rock - форум
ЯД раздача WMZ WMR
FAQ по форуму
раздача ICQ номеров
модеры форума
GOLD статусы к файлам!
форумный тотализатор
отгадай картинку и получи приз:
из какого АНИМЕ скрин?! ^_^||из какого фильма кадр?
mp3 конкурсы:угадай мелодию!||отгадай аниме OST!
Пользуйтесь ссылками: Мои сообщения и Поиск по форуму — это удобно!
Добавлять комментарии на форум могут только зарегистрированные пользователи за исключением сообщений в разделе "гостевая".
Перед использованием нашего форума просьба прочитать условия пользовательского соглашения!
При копировании любых материалов с форума, ссылка на форум http://prizrak.ws/ обязательна!
Добавь в закладки! Добавить в ИзбранноеДобавить в ИзбранноеДобавить в ИзбранноеДобавить в ИзбранноеДобавить в Избранное Сделай стартовой!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » www.prizrak.ws » Религия Философия Магия » Мераб Мамардашвили>>


Мераб Мамардашвили>>

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

http://s001.radikal.ru/i195/1012/e6/26eeb2bd0d0a.jpg

Мераб Константинович Мамардашвили (15.09.1930 – 25.11.1990) – советский философ, доктор философских наук. Один из основателей Московского методологического кружка. В 1968-1974 - заместитель главного редактора журнала "Вопросы философии". По идеологическим причинам 1974 был уволен с этого поста. Философская и просветительская деятельность Мамардашвили сыграли огромную роль в становлении независимой философской мысли в СССР. Большое духовное и образовательное значение имели его курсы лекций по философии, на психологическом факультете МГУ, во ВГИКе, на Высших режиссерских курсах, в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР, в других ВУЗах страны, а также многочисленные интервью и беседы, записанные в годы перестройки (1985-1990). Сквозная тема философии М.К.Мамардашвили - феномен сознания и его значение для становления человека. Он разделял философию и философские системы, полагая, что настоящая философия ставит целью обретение человеком устойчивости в меняющемся мире.

Мераб Мамардашвили был просто философом. Его часто сравнивали с Сократом. Действительно, он практиковал философствование вслух, находя множество слушателей и почитателей. Подобно афинскому мудрецу, был практически сжит со свету в разгар “демократии”, на сей раз – тбилисской. Даже своя Диотима, женщина, научившая любви, то есть сделавшая его самим собой, философом, у него была.

-С чего начинается человек?» — спросили однажды Мераба Мамардашвили.
-С плача по умершему», — ответил он.
-Кем ты хотел быть?
-Всегда философом.
-Почему?
-Тяга к смерти.
Но тяга к смерти — не как тяга умереть.А как символ жизни.
Нет, вы только вдумайтесь: в 1949 году мальчик приезжает учиться на философский факультет МГУ; он хочет стать философом в стране, где не было философии; и в сталинское время философия для него — это реакция достоинства жизни перед лицом антижизни...
Он считал: в основе философии лежит удивление.А философ — представитель того, что нельзя выразить.
И часто повторял: философия — это ад.

Он считал что учить философии нельзя: «Только мысля и упражняясь в способности независимо спрашивать и различать, человеку удается открыть для себя философию».

Мераб рассказывал, как философия делает человека человеком: «Сначала - только из собственного опыта, до и независимо от каких-либо уже существующих слов, готовых задачек и указывающих стрелок мысли - в нас должны естественным и невербальным образом родиться определенного рода вопросы и состояния. Должно родиться движение души, которое есть поиск человеком ее же - по конкретнейшему и никому заранее не известному поводу. И нужно вслушаться в ее голос и постараться самому (а не понаслышке) различить заданные им вопросы».

Как личности ему была присуща легкость там, где требовалась легкость, и непреклонность там, где речь шла о принципах.
Последние десять лет своей жизни Мераб Константинович жил в Тбилиси и работал в Институте философии.
Когда его упрекали, что он, философ, занимается политикой, Мамардашвили отвечал: «Не мое это дело, не дело философа заниматься политикой. Но я не могу смотреть в глаза молодым, я не могу видеть их вопрошающие взгляды: Где ты, Мераб, и как нам быть?»

В книге «Грузия вблизи и на расстоянии» Философ писал: «Не наступило ли время преодолеть митинговую истерию, выбрать одно божество: мысль, достоинство и великодушие человека, который уверен в своей внутренней силе и твердости. Но для этого следует не укорять, не отдавать приказы сверху, а терпеть. Надо дать возможность людям самим пробежать внутренний путь от начала до конца мысли. Чувства должны кристаллизоваться до общих критериев, нельзя извне дарить человека чувствами достоинства совести и порядочности».Это слова Философа, влюбленного в Человека.

http://www.mamardashvili.ru/

Биография:

спойлер

Детство и юность

1930, 15 сентября — в Грузии в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.

1934 — семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мераба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.

1938 — окончание К. Н. Мамардашвили Академии. Переезд семьи Мамардашвили в Киев, а затем в Винницу. В Виннице Мераб идет в первый класс.

1941 — начало Великой Отечественной войны. К. Н. Мамардашвили уходит на фронт. Мераб с матерью, Ксенией Платоновной Гарсеванишвили, возвращаются в Грузию, в Тбилиси. Учеба в 14-й средней школе города Тбилиси.

1949 — окончание школы с золотой медалью. Поступление на философский факультет Московского университета. Знакомство и начало дружбы с Эрнстом Неизвестным, впоследствии знаменитым скульптором.

1949—1954 — учеба в МГУ. На 4-м курсе проваливает экзамен по политической экономии социализма. В газете «Московский Университет» от 6 января 1953 г. напечатано: «Отличник Мамардашвили не смог правильно разобраться в вопросе о двойственной природе крестьянского хозяйства». Уже во время учебы в университете его интересует человеческое сознание; природа мышления — сквозная тема его философии.

1953, сентябрь — защита Э. В. Ильенковым диссертации «Диалектика абстрактного и конкретного в „Капитале“ К. Маркса».

1954, май — дискуссия по «Гносеологическим тезисам» Ильенкова и Коровикова. Окончательное формирование кружка «диалектических станковистов»(А. А. Зиновьев, Б. А. Грушин, Г. П. Щедровицкий, М. К. Мамардашвили).
Защита дипломной работы «Проблема исторического и логического в „Капитале“ Маркса».

1954—1957 — учеба в аспирантуре МГУ, в эти же годы М. К. Мамардашвили участвует в работе логико-методологического семинара под руководством А. Зиновьева.

1955, апрель — проверка преподавания общественных наук и идейно-воспитательной работы на философском факультете МГУ Отделом науки и культуры ЦК КПСС. Разгром «гносеологов».

Академический период творчества

1957—1961 — редактор-консультант в журнале «Вопросы философии».

1958 — выход первой статьи «Процессы анализа и синтеза»

1959 — рождение дочери Елены Мамардашвили.

1961—1966 — заведующий отделом критики и библиографии в ж. «Проблемы мира и социализма» (Прага). Служебные командировки в Италию, ФРГ, ГДР, Кипр; после возвращения в Москву становится «невыездным».
Знакомство с романом М. Пруста «В поисках утраченного времени»

1961 — защита кандидатской диссертации «К критике гегелевского учения о формах познания» (Москва); вступление в члены КПСС.

1966—1968 — зав. отделом Института международного рабочего движения АН СССР

1968 — выход первой монографии «Формы и содержание мышления (К критике гегелевского учения о формах познания)»

1968—1974 — Заместитель главного редактора журнала «Вопросы философии» И. Т. Фролова.
Чтение курсов лекций:
«Проблемы анализа сознания» (Психологический факультет МГУ)
Начало дружбы с Юрием Петровичем Сенокосовым и Александром Моисеевичем Пятигорским.

1970 — защита докторской диссертации «Формы и содержание мышления» (Тбилиси). Смерть отца от инфаркта.

1971 — «Три беседы по метатеории сознания: Краткое введение в учение виджнянавады» (в соавторстве с Пятигорским), опубликованные в университете Тарту.

1972 — получение звания профессора.

1973—1974 — работа с Пятигорским над «Символом и сознанием». В 1974 году Пятигорский эмигрировал в Лондон. Книга опубликована в Иерусалиме в 1982 году.

1973, август — выступление «Наука и ценности — бесконечное и конечное» на «Круглом столе» по теме «Наука, этика, гуманизм».

1974—1980 - Старший научный сотрудник в Институте истории естествознания и техники АН СССР.
Чтение курсов лекций:
«Проблемы анализа сознания» (Институт общей и педагогической психологии АПН СССР)
«Введение в философию» (1978 −1980)(ВГИК)
«Современная европейская философия: XX век» (1978 −1980) (ВГИК)
«Лекции по античной философии» (1979—1980) (ВГИК)
«Философия искусства» (Высшие режиссерские курсы:)
«Аналитика познавательных форм и онтология сознания» (1979—1980) (Рига, Ростов-на-Дону, Вильнюс)

1976 — выступление «Обязательность формы» на «Круглом столе», организованном ж. «Вопросы философии» по теме «Взаимодействие науки и искусства в условиях НТР».

1977 — создание рукописи «Набросок естественно-исторической гносеологии», впоследствии названной «Стрела познания».

1980 — переезд в Тбилиси по приглашению директора Института философии АН Грузии академика Нико Чавчавадзе, работа в институте в должности главного научного сотрудника (до 1990 года).

Философический период творчества

1981—1982 — Чтение курсов лекций:
по философии Декарта («Картезианские размышления»), изданные в 1993 году.
по философии Канта («Кантианские вариации»), изданные в 1997 году.
(Москва, Институт общей и педагогической психологии АПН СССР; лекции для аспирантов ИОПП и ВНИИ).
Первый курс лекций о Прусте (Тбилисский государственный университет).
Участие в семинарах и школах Межведомственного совета по проблеме «Сознание», созданного Госкомитетом по науке и технике СССР и Советом министров СССР.

1983 — доклад на II Всесоюзной школе по проблемам сознания («Классический и неклассический идеал рациональности»),

1984 — Курс лекций «Опыт физической метафизики» (Вильнюс)
Выход в Тбилиси книги «Классический и неклассический идеал рациональности».
Второй курс лекций о Прусте (Тбилисский государственный университет)
По данным лекциям вышла книга «Психологическая топология пути: М. Пруст „В поисках утраченного времени“»

1984 — доклад на III Всесоюзной школе по проблеме сознания («Сознание и цивилизация») (Батуми)

1984, февраль — выступление «Литературная критика как акт чтения» на Круглом столе по теме: «Литература и литературно-художественная критика в контексте философии и обществоведения», организованном ж. «Вопросы философии».

1986-87 — курс лекций по эстетике мышления (Тбилисский государственный университет)( изданы в книгах "Беседы о мышлении" (1991),«Эстетика мышления» (2000)).

1986-04-01 Доклад в Институте философии (Москва) «Органы онтологии»

1987 — первый после 20-летнего перерыва выезд за рубеж, в Италию. Доклад на IV Всесоюзной школе по проблеме сознания.

1987, декабрь — доклад в Институте философии АН CCCP «Проблема сознания и философское призвание»

1987—1990 — активное участие в политической жизни Грузии. Выступления против национализма и экстремизма Гамсахурдиа.

1988 — участие в конференции «Человек Европы» в Париже,
участие в Дортмундской конференции в США.

1988, ноябрь — интервью ж. Юность: «Философия — это сознание вслух», «Кафедра»

1988, декабрь — выступление «Феноменология — сопутствующий момент всякой философии» на Круглом столе по теме: «Феноменология и ее роль в современной философии».

1989, апрель — перенес инфаркт.

1989, июль — интервью ж. Впоросы философии «Сознание — это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть» в записи В. В. Майкова.

1989, ноябрь — чтение лекций в Париже.

1990 — участие в Кавказско-Среднеазиатской конференции в Лондоне.
лекционное турне по США.

1990, весна — интервью «Одиночество-моя профессия…» в записи Улдиса Тиронса (Рига)

1990, 25 ноября — М. К. Мамардашвили умер от инфаркта в аэропорту Внуково в Москве, при возвращении на родину. Похоронен в Тбилиси, рядом с могилой отца.

2001, 26 мая — в День независимости Грузии, в Тбилиси на проспекте Шота Руставели философу Мерабу Мамардашвили установлен памятник работы Эрнста Неизвестного.

Мераб Мамардашвили ч.1-4

спойлер


1

2

3

4

0

2

Mamardashvili lectures 1-5-1

Mamardashvili lectures 1-5-2

Mamardashvili lectures 1-5-3

Mamardashvili lectures 1-5-4

0

3

М.К.Мамардашвили
Введение в философию

Глубокою покрыто тьмой, что в жизни нашей будет.
Лишь то сознанием дано, что делать в ней нам подобает.
И. Кант

[читать онлайн]

СОДЕРЖАНИЕ:

Предварительные замечания
Появление философии на фоне мифа
Трансценденция и бытие
Полнота бытия и собранный субъект
Пространство мысли и язык философии
Философия и наука
Сознание-бытие
Неизбежность метафизики
Проблема мира
Техника понимания
Социальная физика

[скачать]

0

4

Как я понимаю философию

http://www.koob.ru/images/kak_ya_ponimayu_filosofiyu.jpg

Философский акт, по мнению М.К. Мамардашвили, изначально, в принципе разворачивается на уровне рефлексии. Поскольку мысль или, точнее, то состояние, когда она случается, как единственное событие, помыслить самому мыслящему невозможно, а говорить об этом приходится, философы прежде всего попытались выявить и описать именно это состояние. По сложившейся традиции его называют обычно трансцендированием. То есть устремлением человека к чему-то поверх и помимо его ситуации, которую он воспринимает и которая на него воздействует. Человек трансцендирует себя – здесь и возникла проблема, ибо если есть трансцендирование, то, казалось бы, должно быть и трансцендентное, то есть где-то вне человека, в некоей высшей реальности существующее что-то в виде чистых предметов или сущностей (платоновских идей).

скачать (362 Kb)

Кантианские вариации

http://www.koob.ru/images/kantianskie_variacii.jpg

Этот курс лекций о философии Канта был прочитан М.Мамардашвили в начале 1982 года в Москве. Читая лекции о своих любимых философах, Мераб Константинович никогда не предпринимал специальных усилий для их публикации. Единственное исключение — `Кантианские вариации`. Он мечтал еще при жизни издать эту книгу, но обстоятельства сложились так, что только сейчас выпустили в свет это уникальное издание.

скачать (2260 Kb)

Картезианские размышления

http://www.koob.ru/images/kartezianskie_razmishleniya.jpg

Пожалуй, не было в последние десятилетия в России философа, чьи работы вызывали бы такой интерес не только у специалистов, но и у самого широкого круга читателей, как Мераб Мамардашвили.
Работа М. Мамардашвили "Картезианские размышления" открывает "золотую серию", которая будет составлена из трудов российских и зарубежных авторов, естественным образом вошедших в мировую гуманитарную литературу.

скачать (2374 Kb)

Классический и неклассический идеалы рациональности

http://www.koob.ru/images/klassicheskiy_i_neklassicheskiy.jpg

В книге, на примерах из физических и гуманитарных наук, рассмотрены основные (имеющие философский характер) посылки и допущения, которые определяют как требования, предъявляемые к объективности научного знания, так и возможности ее достижения познающим субъектом. Проанализирована эволюция этого рода онтологических и эпистемологических представлений в XX веке, обусловленная новейшими открытиями в физике, в социальных теориях, в психологии и т.п. Основной задачей явилось в книге рассмотрение того, как в современной картине мира неклассически формулируется идеал рациональности нашего знания о мире.

скачать (79 Kb)

0

5

Лекции по античной философии

http://www.koob.ru/images/lekcii_po_antichnoy_filosofii.jpg

Книга Мераба Мамардашвили `Лекции по античной философии` открывает философско-культурологическую серию `Путь к очевидности`.
Лекции, прочитанные М.К.Мамардашвили в 1979-80 гг. во ВГИКе, печатаются впервые и представляют собой уникальную попытку гениального философа раскрыть тайну древнегреческой философии, посвященной проблеме бытия, мысли и человека, в ее современной проявленности для нас.

скачать (151 Kb)

Необходимость себя. Введение в философию

http://www.koob.ru/images/neobhodimost_seba.jpg

"Что Вы собственно имеете в виду, когда говорите, что занимаетесь философией?" – вот вопрос, и все, что последует ниже, будет своего рода объяснением с читателем по этому поводу.
С одной предваряющей оговоркой: это лишь попытка передать путем рассуждения вслух некую манеру или угол зрения, своего рода устройство моего глаза, относительно видения вещей.

скачать (141 Kb)

Психологическая топология пути

http://www.koob.ru/images/psihologicheskaya_topologiya_puti.jpg

"Я хочу сказать, что все тела желаний есть одновременно пространственно временная локализация мира, который без нее остался бы чисто ментальным или эпифеноменальным. То есть парами в нашей голове, которые не имеют ни пространства, ни времени. Происходят реальные вещи, а в головах наших – привидения."

скачать (533 Kb)

Символ и сознание

http://www.koob.ru/images/simvol_i_soznanie.jpg

Соавтор: Пятигорский А.М.

Эта книга представляет собой разговор двух философов. А когда два философа разговаривают, они не спорят и один не выигрывает, а другой не проигрывает. (Они могут оба выиграть или оба остаться в дураках. Но в данном случае это неясно, потому что никто не знает критериев.) Это два мышления, встретившиеся на пересечении двух путей - Декарта и Асанги - и бесконечно отражающиеся друг в друге (может быть, отсюда и посвящение "авторы - друг другу").

скачать (134 Kb)

0

6

Сознание и цивилизация

http://www.koob.ru/images/soznanie_i_civilizaciya.jpg

В настоящем издании собраны тексты, беседы, интервью и лекционные материалы М. Мамардашвили, посвященные или непосредственно связанные с анализом проблематики гражданского общества.
Книга адресована для широкой читательской аудитории: преподавателям и учащимся, исследователям и экспертам, всем интересующимся социальной и политической проблематикой.

скачать (20 Kb)

Философские чтения

http://www.koob.ru/images/filosofskie_chtenia.jpg

Иногда нам действительно ничего не остается, кроме ожидания светлой радости мысли... Есть некая точка, в которой, вопреки всем силам природы и общественным силам, мы можем тем не менее хотя бы думать честно. И я уверен, что каждый из вас, независимо от того, приходилось ли вам быть не просто в состоянии честности, а в состоянии честной мысли, знает об этом. А именно: что человек испытывает, когда в нем загорается вдруг неизвестно откуда пришедшая искра, которую можно назвать Божьей искрой. Так что существует это особое состояние некой пронзительной и одновременно отрешенной, какой-то ностальгической или сладко-тоскливой ясности, относительно которой имеет смысл задавать вопросы. Даже беду в мысли... можно воспринимать на этой звенящей, пронзительной и, как это ни странно, радостной ноте. Хотя, казалось бы, что может быть радостным в беде?! Естественно, только то, что ты мыслишь.`

скачать (5646 Kb)

Эстетика мышления

http://www.koob.ru/images/estetika_mishleniya.gif

Читая эту книгу, можно убедиться, что проблема мысли и социальной формы была для автора центральной, так как он стремился на опыте собственной жизни претворить пережитое страной тотальное зло в новую реальность, поставив тем самым своеобразный бытийно-личностный эксперимент в российской культуре.
Во всяком случае, для меня очевидно, что на основе именно этого эксперимента рождался его мир, который мы можем назвать сегодня миром Мераба Мамардашвили, с его претензией, которую он никогда не скрывал, преодолеть "мыслительную неграмотность целой страны". Именно об этом идет речь в его беседах.

скачать (281 Kb)

0


Вы здесь » www.prizrak.ws » Религия Философия Магия » Мераб Мамардашвили>>