Симфо́ник-метал, симфонический метал или си́мфо-метал (англ. symphonic metal) — музыкальный стиль, в котором соединены метал и классическая оркестровая музыка. При создании музыки в этом стиле часто используется женский вокал, хор, симфонические музыкальные инструменты или их имитация с помощью синтезатора, нередко при записи используется полноценный симфонический оркестр. Для жанра характерны концептуальные альбомы, дуэты и хоры из нескольких вокалистов.
История
Предтечами симфоник-метала были такие готик-металические группы как The Gathering и Theatre of Tragedy, применявшие в своей музыке клавишные инструменты и женский вокал. Эксперименты по совмещению оркестра и металла проводили такие группы, как Savatage, Rage и Symphony X.
Появление симфоник-метал как отдельного жанра связывают с выходом альбома Theli шведской группы Therion в 1996 году. Therion и в предыдущих альбомах соединяли метал и симфонические аранжировки, но именно на Theli Жанр (genre) оформился окончательно, став новым явлением на тяжёлой сцене.
1997 стал самым важным годом в развитии симфо-метала. В этот год вышли дебютные альбомы сразу трёх групп, оказавших в дальнейшем большое влияние на Жанр (genre). Nightwish и Rhapsody использовали симфонические аранжировки на основе пауэр-метал, а в то время как дебютный альбом нидерландцев Within Temptation был выдержан в жанре, близком к готик-металу Theatre of Tragedy.
Мода на Жанр (genre) быстро распространялась, затронув блэк-метал. Такие группы как Cradle of Filth и Dimmu Borgir, отличавшиеся большей мелодичностью, стали выдвигать на передний план клавишные инструменты, что шло вразрез с канонами «тру-блэка». В дальнейшем Cradle of Filth даже записали ряд дуэтов с женщинами-вокалистками. Почти в то же время сформировались такие группы как Bal-Sagoth и Summoning, использовавшие клавишные и оркестр не менее активно, чем гитары, и не следовавшие идеологии блэк-метала. Продолжение этого развития представляет собой творчество группы Sariola, которая соединила оркестральный блэк-метал с женским вокалом, при этом полностью не используя типичный для жанра экстремальный вокал.
В конце 1990-х — начале 2000-х появился целый ряд групп, развивающих линию «оперного метала». В их числе After Forever и отколовшаяся от них Epica, сайд-проект экс-вокалистки Theatre of Tragedy Лив Кристин Leaves' Eyes, Edenbridge, Tristania.
Отдельно в рамках этого жанра занимает своё место группа Apocalyptica, играющая на виолончелях. Хотя её музыку также часто характеризуют, как симфоник-метал, она не восходит ни к одному из его подвидов, а является экспериментом музыкантов, начавшимся с симфонических кавер-версий классических метал-групп. В английском языке появился термин челло-рок (англ. cello-rock — рок на виолончелях), характеризующий подобный стиль.
Популярность симфонических аранжировок распространилась даже на старые хеви-метал-группы. Metallica, Ария, Scorpions, Rage, Manowar записывались и выступали с оркестром. Последний альбом Manowar 2007 года, концептуальный Gods of War, содержит эксперименты группы с симфоническими инструментами и клавишными.
Тематика
Типичная тематика песен в симфоник-метал — мифология, религия, история. Группы часто записывают концептуальные альбомы, стилизованные под эпические поэмы или оперы. Например, альбом Therion Secret of the Runes посвящён девяти мирам скандинавской мифологии, так же как и все остальные работы группы основаны на мифологии и мистике. Альбом Leaves' Eyes Vinland Saga посвящён открытию Америки викингом Лейфом Эриксоном. Целый ряд альбомов Cradle of Filth основаны на мистической литературе Лавкрафта и Баркера или истории жизни зловещих фигур вроде Синей Бороды и графини Батори. Haggard обращались к биографиям Нострадамуса и Галилея, Kamelot — к истории Фауста. Все альбомы Bal-Sagoth и Rhapsody представляют собой многосерийную эпопею в жанре фэнтези, а основная тема текстов Summoning — произведения Джона Толкина в том же жанре.
- Подпись автора
Метал-это не музыка!
Метал-это смысл жизни!Член Клуба <Антияой>