Дата рождения: 25.01.1938 г.
Место рождения: преф. Фукуока, Япония
О жизни Лэйдзи Мацумото много не расскажешь. Он родился 25 января 1938 года в городе Куруме префектуры Фукуока, что на острове Кюсю. Его отец был офицером Императорских Военно-воздушных Сил - это от него у Мацумото давняя любовь к кораблям, самолётам и прочей военной технике, любовь, пожалуй, не менее сильная, чем любовь к рисованию. Рисовать Акира (это его настоящее имя) начал в возрасте восьми лет, а семь лет спустя, в 1953 году, принял участие в конкурсе, организованном журналом Manga Shounen, и его работа, которая называлась Mitsubachi no bouken («Приключения, кхм, пчелы»), заняла первое место и была напечатана в этом самом журнале. Источниками вдохновения ему на этом этапе служили европейские графические новеллы, диснеевские мультфильмы (которые активно показывали в послевоенной Японии и которые стабильно вгоняли в депрессию местных аниматоров), а также - разумеется - работы Осаму Тэдзуки.
Карьера Мацумото как профессионального художника началась в 1957 году, когда он, с трудом покончив со школой, переехал в Токио и снял там комнату, где и прожил следующие шесть лет, рисуя комикс-стрипы для различных журналов, специализирующихся на сёдзё-манге. Примерно в это же время он встретил женщину, которая впоследствии стала его женой - Мияко Маки, тоже художницу и одну из создательниц сёдзё как такового. Но, несмотря на это, данный Жанр (genre) его не привлекал, душа художника жаждала иного, а сам художник ждал случая попробовать себя в других областях. Случай не представлялся довольно долго, аж до самого 1965 года. Если есть какая-то грань, какой-то поворотный момент, после которого он наконец-то нашёл себя, то этот момент имел место именно в тот год. Собственно, тогда-то и явился на свет псевдоним «Лэйдзи», который теперь уже многим кажется настоящим именем и который означает «Воин Зеро» («Зеро» в данном случае - японский истребитель времён Второй Мировой войны).
Именно в те годы его стиль стал таким, каким мы привыкли его видеть. Так, в 1968 году начала выходить его первый комикс с фантастическими элементами сюжета. Эта манга с почти неприличным названием Sexaroid (перевод не требуется) запала в память читателям, во-первых, из-за названия (что естественно), а во-вторых, очень необычным для тех времён рисунком. Рисовал Мацумото в те времена не так чтобы очень, и графически его опусы не сильно отличались от работ того же Тэдзуки, но прекрасные, невероятно стройные девушки с длинными волосами и почти столь же длинными ресницами - это тогда было очень ново, необычно и, стало быть, успешно. Ещё более успешной оказалась история под названием Otoko oidon. Она начала выходить в 1971 году, и примерно в это же время Мацумото начал работать над так называемой Senjo Manga Series («Военные истории»), серией коротких графических новелл, сюжетно не связанных между собой и рассказывающих о различных эпизодах Второй Мировой войны глазами немцев и японцев. Впоследствии эти истории были объединены в пять томов и названы The Cockpit; именно под таким названием эта серия известна сегодня. Это одно из очень немногих обращений Мацумото к истории, а также и к национальной эстетике.
Вообще же складывается впечатление, что лучшее на Земле место и время в его представлении - Северная Америка времён фронтира. Бескрайние прерии и маленькие пыльные городки, жестокий, но свобоный и в чём-то прекрасный мир, где закон не в чести, где каждый сам за себя, а прав тот, кто стреляет быстрее. Именно о такой вселенной повествует, например, Gun Frontier (обычно не переводится), классический вестерн с большим количеством эротики. Схожие мотивы присутствовали очень во многих его работах начала семидесятых, но Gun Frontier - вероятно, самая известная из них и чуть ли не единственная, которую более-менее реально достать в наши дни. О других же, таких как Great Pirate Captain Harlock, Queen Emeraldas, Space Battleship Deathshadow, давно уже не вспоминают, хотя в своё время они были достаточно популярны. Ключевое слово здесь - «достаточно», потому что настоящая известность к их создателю пришла только после «Ямато».
манга Captain Harlock
Space Battleship Yamato часто относят ко вселенной Лэйдзи Мацумото, а его самого называют его создателем. Это не вполне так. Работы над данным проектом начались в 1973 году, причём на ранних этапах работы он назывался Asteroid Ship Icarus, рассказывал об интернациональной команде юных героев, являлся фантастической вариацией «Повелителя мух» и вообще очень мало напоминал то, что получилось в конечном итоге. Всё это богатство придумал продюсер Ёсинобу Нисидзаки; он-то и подключил к проекту Мацумото в качестве режиссёра. Это была его первая режиссёрская работа, и справился он с ней превосходно.
«Ямато» был первым аниме-сериалом современного типа - с многослойным сюжетом, непростыми персонажами, нетривиальной картиной мира и прочими причиндалами. Неудивительно, что поначалу его восприняли настороженно, причём настолько настороженно, что количество эпизодов даже пришлось сократить до 26 вместо задуманной полусотни. Впрочем, впоследствии зрители, что называется, вошли во вкус, и специально для них было снято ещё два телевизионных сезона (их тоже поставил Мацумото) и ажно пять полнометражных фильмов. Кроме того, наш герой нарисовал по мотивам первого сериала мангу, в сюжете которой использовались ходы, по тем или иным причинам не попавшие на экран. Однако комикс-версиями продолжений он уже не занимался.
манга Galaxy Express 999
Считается, что именно с выходом «Ямато» начался т.н. «золотой век» японской анимации. Так это или не так - можно спорить, но золотой век Лэйдзи Мацумото совершенно точно начинается именно с него. Именно во второй половине семидесятых достигло совершенства визуальное решение его работ - несколько инфантильное (наследие Тэдзуки?), но очаровательное в своей инфантильности, западающее в душу, ни на что не похожее и невероятно стильное даже несмотря на некоторый графический примитивизм. Именно в те времена увидели свет наиболее известные его работы - такие, как Space Pirate Captain Harlock или Queen Of 1000 Years, - с которыми и теперь ассоциируется его имя. Главным же его творением «классического» периода является манга Galaxy Express 999, семнадцатитомный колосс, выходивший с 1977 по 1981 годы и являющий собой в некотором роде квинтэссенцию его творчества. Там были и прекрасно-таинственные героини, и космические пираты, и отважные молодые люди в дырявых шляпах, и фантастические пейзажи, и элементы вестерна, и фрустрация, и антикибернетическая мораль, и вообще всё, за что любят Мацумото, но в веках он остался не только и не столько поэтому.
Конёк Мацумото - не рисунки (хотя по тем временам они и были хороши) и не истории (никогда не блиставшие оригинальностью и/или запутанностью). Его главный дар - умение создавать поразительно яркие образы, которые запоминаются чуть ли не с первого взгляда и которые ни с чем невозможно спутать. Герои «Харлока» или «Галактического экспресса» просто-таки невероятно харизматичны, а миры, по которым они странствуют, едва ли можно встретить где-то ещё - это Лэйдзи умеет, наверное, как никто другой.
Дух его произведений был бережно сохранён в многочисленных экранизациях, которые появились примерно в это же время. Их сюжеты подчас довольно сильно отличаются от оригиналов (в том числе потому, что сюжеты большинства манги за авторством Мацумото не закончены, а просто брошены на полпути), но идейно и стилистически они очень близки. В своё время им сопутствовал большой успех, а некоторые из них доныне числятся в золотом фонде аниме. И хотя, в отличие от «Ямато», они уже не были первыми, их влияние на индустрию оказалось, пожалуй, даже более сильным. Достаточно сказать, что все эти депрессивные подростки, которыми вот уже три десятка лет полнится аниме, - все они, образно говоря, вышли из шляпы Тэцуро Хосино, протагониста Galaxy Express.
Золотой век Лейдзи Мацумото оказался короче золотого века аниме как такового. Последний фильм, снятый при его участии, вышел в 1983 году (и это, конечно же, был Final Yamato), примерно в это же время закончились (или были заброшены) его основные комикс-серии, после чего наш герой надолго исчез из поля зрения. За это время он напомнил о себе лишь дважды, в 1985 и 87 годах, когда вышли телевизионные фильмы Arei no Kagami и Saint Elmo - Hikari no Raihousha, которые Автор (C) этих строк давно и безуспешно ищет.
Возвращение героя началось в 1993 году (когда вышел OVA-сериал The Cockpit, экранизация некоторых фрагментов «Военных историй») и окончательно состоялось в году 1996, когда Мацумото начал работы над новым колоссом, который тоже назывался Galaxy Express 999 и был прямым продолжением старой манги с таким же названием (старую и новую версии иногда называют соотв. Galaxy Express Andromeda Series и Galaxy Express Eternal Series, но названия эти условны), но не её экранизаций. Масштабами этот проект намного превосходит прежний: он не закончен до сих пор, вот уже более десяти лет каждый божий месяц выходит новая глава объёмом в 40-50 страниц.
Терпения и усидчивости у него с годами, судя по всему, особо не прибавилось, и многие из его работ нового времени тоже остались незаконченными. Такая судьба постигла, например, новую, улучшенную версию приключений капитана Харлока, которая теперь называется Der Ring Der Nibelungen («Кольцо, стало быть, Нибелунга»), основывается на музыке Рихарда Вагнера и на сегодняшний день насчитывает восемь томов - два последних (не) ожидаются в (не)обозримом будущем. Первая часть этого произведения была экранизирована в формате шестисерийного OVA и называлась Harlock Saga.
манга Great Yamato
Вообще же, начиная с конца девяностых, вышло очень много видео- и обычных сериалов (а также целый один кинофильм), основанных на различных произведениях Мацумото (как новых, так и очень старых) или просто созданных при его участии. Решили, так сказать, взять не умением, но числом: в «лучшие годы» экранизаций было куда меньше, но след в истории они оставили несравнимо более заметный. Современные «мацумотовские» фильмы не слишком популярны, зачастую малоизвестны за пределами Японии, а художественная ценность даже лучших из них часто ставится под сомнение. Да и с мангой тоже не всё гладко: например, в 2000 году Мацумото создал очень красивый комикс Space Battleship Great Yamato (не путать с Great Yamato №0), который должен был возродить, понятное дело, «Ямато». Но этот проект был закрыт из-за проблем с авторскими правами.
С 2003 года Мацумото занимает посты председателя совета по вопросам авторских прав в Японской Ассоциации Манга-художников (Japan Cartoonists Association) и в японской же Ассоциации по авторским правам в программном обеспечении (Association of Copyright for Computer Software, ACCS). Довольно странный финал для человека, прославившегося комиксами о космических анархистах, хотя на деле с его точки зрения основная проблема, проистекающая из бесконтрольного копирования - не то, что художники недополучают каких-то сумм денег (Мацумото вообще довольно неоднозначно относится к вопросу оплаты труда художника - он даже выкладывал некоторые свои работы в свободный доступ), а то, что многие судят об их, художников, творчестве исключительно по нелегальным копиям. Ведь все мы хорошо знаем, что качество подобных копий зачастую оставляет желать много лучшего, а «пиратские» переводы порой имеют очень мало общего с первоисточником. С такой позицией трудно не согласиться.
Как бы то ни было, у себя на родине Мацумото и поныне считается одним из крупнейших манга-художников, но вот за пределами Японии он известен и уважаем в куда меньшей степени. Больше всего его любят в Европе, особенно в Испании и во Франции - недаром в 2003 году французская хаус-группа Daft Punk именно его пригласила поставить для них несколько клипов. Из них, клипов этих, впоследствии был смонтирован среднеметражный аниме-мюзикл Interstella 5555, достаточно известный даже в наших палестинах.
На французском языке выходили всего четыре (из трёх десятков) работы Лейдзи Мацумото. Это «Кольцо Нибелунга», обе версии «Галактического экспресса» и «Капитан Харлок» в версии 1977 года (и под диковатым псевдонимом Capitaine Albator). Казалось бы, это совсем немного, но, например, американцам повезло ещё меньше - им достался только Galaxy Express, да и тот не целиком. Мангу, обделённую вниманием издателей, обычно переводят энтузиасты. Трудно сказать, что остановило их в данном случае, но ни одного любительского перевода «мацумотовских» работ в природе не существует. Стоит ли говорить, что у нас его знают только по экранизациям, да и то лишь слегка, бо аниме тех времён нас почти не коснулось?.
манга Captain Harlock
Это печально, как печально и то, что что главные совершения Мацумото, в общем-то, остались в прошлом. Вряд ли он снова удивит нас так, как делал это когда-то, и тем более вряд ли ему удастся превзойти свои былые свершения. Он оказал колоссальное влияние на мангу и особенно аниме, во многом благодаря ему они и стали такими, какими мы привыкли их видеть. Масштаб привнесённых им изменений таков, что дальнейшее развитие индустрии практически теряется на их фоне. Едва ли в эту реку можно войти второй раз.
-Это интересно-
·имя «Харлок» происходит от англосаксонского слова hoarlocke, которое означает «сероволосый». Хотя вообще-то волосы у него отнюдь не серые.
·Galaxy Express 999 экранизировался несколько раз. Наиболее точная в смысле сюжета и стилистики версия - ТВ-сериал 1978-81 годов, поставленный Нисидзавой Нобутакой. Наиболее известная - полнометражный фильм, поставленный Хаяси Сигэюки (Ринтаро) в 1979 году. Эта картина долгое время оставалась самым коммерчески успешным аниме в истории вопроса.
·Происхождение имени Мейтель, главной героини «Галактического экспресса», неизвестно. По-японски её имя звучит как Meteru, и наиболее правдоподобная теория утверждает, что это - омоним латинского слова maeter, означающего «мать».
·один из основных фетишей Мацумото - сдвоенные и утроенные девятки и нули, которые в том или ином качестве фигурируют в большинстве его работ.
·музыку из Space Battleship Yamato любят играть японские военные оркестры.
·героя манги Otoko oidon зовут Нобота Ояма. Его дальний потомок - Тотиро Ояма, который присутствует почти во всех комиксах Мацумото (за исключением ранних) и считается его альтер-эго.
Список основных работ Лейдзи Мацумото
1953:
Mitsubachi no bouken
1964:
Submarine Super 99
1968:
Kousoku Esper
Sexaroid
1969:
Pilot 262
Machinner
1970:
Mrs.L Drifting's Story
Great Pirate Captain Harlock
Mystery Eve
Dai-yojo-han
1971:
Dr. Devil's Horrible Brain Surgery
Otoko Oidon
1972:
Gun Frontier
1973:
Senjo Manga series
Short Sighted Human Anthology
Witch of Stanley
1974:
Goodbye Romantic Time
Space Battleship Yamato
1975:
Story of Unrecoverable Time
Mechanized City
Birdman of Kilimanjaro
Space Battleship Deathshadow
Insect
Queen Emeraldas (первая версия)
Immortal Arcadia
Diver Zero
The Cockpit
1977:
Galaxy Express 999 (т.н. Andromeda Series)
Space Pirate Captain Harlock
Small Room in the Big Field
Queen Emeraldas (вторая версия)
1980:
Queen of 1000 Years
The Tochiro II
1983:
Drifting Express 000
1990:
Der Ring Der Nibelungen
1991:
Shinkiro Kitan
Muo no Hosomichi
1994:
Hyouryuu Kansen 000
1995:
Leonardo Da Vinci
1996:
Fire Force DNAsights Fortress 999.9
Galaxy Express 999 (т.н. Eternal Series)
1998:
The Ultimate Time-Sweeper Mahoroba
1999:
Cockpit Legends
The Shadow Warrior
2000:
Space Battleship Great Yamato
https://www.world-art.ru/people.php?id=211
- Подпись автора
"her penultimate sighs called softly on the kindling wind
her saintly eyes filling with tears, lifting with truth
and then a golden flash like the onset of heaven
leaving her screams breaking my heart
and in the grip of fire I knew the death of love"!Член клуба Позити ффф