...И кислота, и целый ворох прочих экологических сюрпризов. Однако автомобилисту деваться некуда - машина без батареи ездить не может. И потому любитель четырех колес регулярно - раз этак лет в пять, едет за новым аккумулятором. Обычно в ноябре, когда старая батарея уже отказывается шевелить коленвал. И долго стоит в растерянности перед полками с товаром: какой же выбрать? Этот, синенький, или тот, желтенький? На помощь летит продавец с обезоруживающе честным взором.

- Помочь? - оценивающе скользнул им по одеж-
де покупателя.
- Да вот думаю, какую батарею взять.
- Смотрите, что у нас есть: последняя модель,
полностью необслуживаемая, немецкая.
- А в чем прелесть?
- Воду подливать не надо, не выкипает. Видите,
тут даже пробок нет.
- А сколько она проработает?
- Лет пять проработает. Смотрите, какой глазок
на крышке - плотность электролита показывает.
- Подождите, вот рядом в два раза дешевле, но с
пробками. А она пять лет проработает?
- Скорее всего, проработает. Но в ней нет се-
ребра...

И так до бесконечности...

На самом деле принципиально устройство автомобильных аккумуляторов не меняется десятилетиями: те же серная кислота, свинец. Как и тридцать, и сорок лет назад, пластины со временем неумолимо теряют свои свойства и батарея хиреет. Особенно если аккумулятор недозаряжа-ется. А от избыточного заряда электролит начинает выкипать, оголяя пластины, тогда батарея хиреет еще быстрее.

Но во всех современных АКБ, если электрика автомобиля в порядке, электролит не может выкипеть до оголения пластин. Почему? Да просто запас его над пластинами, перемещенными вниз, существенно больше, чем в батареях времен СССР. Кроме того, пластины формуют из сплавов с низким содержанием сурьмы, с ними кипения меньше. А батареи с добавкой кальция кипят еще неохотней. Правда, они боятся глубокого разряда. Бывают и «гибридные» АКБ, у которых положительный токоотвод из низкосурьмянистого сплава, а отрицательный - из свинцово-каль-циевого. Такие закипают раньше кальциевых, но зато разряд переживут. Аккумуляторы с добавками селена или серебра самые жизнеспособные. У них и саморазряд ниже, и кипения меньше, и разряда не боятся. Но цена...

Гораздые на выдумки капиталисты выпустили батареи с технологией VRLA. По-русски это означает свинцово-кислотную батарею с регулирующим клапаном. Слабое выкипание обернулось полностью необслуживаемыми батареями, без отверстий для долива. Как будто опасность оголения пластин из-за перезаряда пропала! Есть батареи с украшением в виде глазка-индикатора. Индикатор дает представление о плотности электролита только в одной из шести банок батареи, да и то очень приблизительно.

Как ни крути, любой современный автомобильный аккумулятор способен отработать четыре-пять лет. Так что обратим внимание на ценники: в ценовой эстафете лидируют отечественные батареи. Дешевле не значит хуже. У нас достаточно заводов, заработавших весьма неплохую репутацию. Кое-где имеется хорошее оборудование.

Выбирать аккумулятор надо только среди рекомендованных производителем. Многие ошибочно полагают, что покупать надо аккумулятор большей емкости, чтобы «лучше крутило». Дескать, много - не мало. Однако

выйдет только хуже: батарея будет постоянно не-дозаряжаться. Почти все иностранные (а последнее время и некоторые российские) заводы указывают на этикетке резервную емкость (Reserve Capacity, RC), то есть время (в минутах), за которое сядет аккумулятор при разряде током 25 А (примерно столько потребляет движущийся автомобиль). Очень важный показатель - пусковой ток: чем он больше, тем сильней батарея крутит двигатель. Существуют две основные методики измерения пускового тока: европейская (EN, распространена и в России) и немецкая (DIN). Пересчитать просто: 1 EN = 1,7 DIN.

Батарея по габаритам и способу крепления должна быть такая же, как штатная. Пластиковый корпус незакрепленной АКБ может запросто протереться или треснуть. Если расположение полюсных выводов обратное (прямая полярность, когда справа клемма «минус»), то может не хватить длины проводов. Защищены ли пробки для долива щитком? Если они утоплены, при открывании скопившаяся грязь может попасть в электролит. Ну и выбирайте батареи с ручкой - проще таскать.

По гарантии батарею заменят в случае, если она бракованная или была повреждена при транспортировке. И отказывают в замене, если она «скончалась» из-за нерадивости хозяина.

Любой, даже самый выдающийся аккумулятор можно угробить очень быстро, если на автомобиле неисправна электрика. Поэтому лучший владелец - заботливый владелец. А лучший аккумулятор - ухоженный аккумулятор..

Подпись автора

^_^
Кто продает?! - Мы продаем! Забиваем, продаем!!!