https://s43.radikal.ru/i100/0901/07/04605b027a52.jpg
Подпольное воскресное собрание катакомбников-федоровцев

Катакомбная церковь — cобирательное именование (обычно как самоидентификация) тех представителей российского православного духовенства и православных общин, которые в 1920-е, а также позднее, отвергли подчинение юрисдикции Московского патриархата (первоначально во главе с митрополитом Сергием (Страгородским)), обвинив его в сотрудничестве с коммунистическими властями СССР, перейдя на полностью нелегальное положение.

Основатели Катакомбной церкви
Среди основателей Катакомбной Церкви традиционно выделяют митрополита Иосифа (Петровых), архиепископов Феодора (Поздеевского) и Андрея (Ухтомского). Вокруг них сформировались, соответственно, движения «иосифлян», «даниловцев» и «андреевцев», состоявшие из части архиереев, духовенства и мирян, не признавших Декларацию митрополита Сергия 1927 года о лояльности церкви по отношению к советской власти. Так же «истинно-православные» часто называли себя «тихоновцами», по имени патриарха Тихона, который согласно ошибочно ходившему среди церковных людей мнению, якобы не признавал советскую власть.

Движение в 1920-1950-х годах
В 20-х — 50-х годах движение «истинно-православных христиан» носило очень широкий характер и насчитывало, по всей видимости, десятки тысяч людей. Социальную основу его составляли крестьяне-единоличники, отказавшиеся вступать в колхозы и как правило подвергавшиеся раскулачиванию и ссылке в Сибирь. Подавляющее большинство единоличников исповедовали взгляды «истинно-православных» и находились под влиянием катакомбного священства и проповедников. Общим во взглядах различных катакомбных групп было стремление их членов как можно меньше контактировать с советским обществом и государством. В связи с этим разные истинно-православные отказывались брать советские паспорта, официально устраиваться на работу, отдавать детей в школу, служить в армии, прикасаться к деньгам, разговаривать с официальными лицами («молчуны») и даже использовать общественный транспорт.

Репрессии в 1960-х годах
Священников, не признававших Декларацию митрополита Сергия, продолжали репрессировать, они не могли легально осуществлять церковные службы. В результате собрания проходили подпольно, в условиях строгой секретности. Преследования «истинно-православных» продолжались с разной интенсивностью все годы Советской власти — прежде всего в годы коллективизации, сталинизма, а затем в 60-х годах, после хрущевского указа 1961 года о борьбе с тунеядством. По нему были сосланы и посажены тысячи «истинно-православных», отказывавшихся официально устраиваться на работу (и, как правило, работавших по договорам). Де-факто кампания по борьбе с тунеядством и была направлена прежде всего против разного рода раскольников (от старообрядцев до баптистов). В 1961—1962 годах были арестованы почти все активные члены «катакомбных» общин. На ссылке большинство «истинно-православных» продолжали отказываться от официального трудоустройства, что вело к суду и отправке в лагерь. Там отказ от работы как правило приводил к фактически бессрочному заключению в карцер — что привело к гибели множества людей. К началу 70-х годов большинство оставшихся в живых «истинно-православных» вышли на свободу — однако движение было обескровлено. (Та же судьба постигла многие радикальные раскольничьи толки — хлыстов, скопцов, бегунов и др.).

Судьба остатков Катакомбной церкви
После 1996 года, когда умер Гурий Павлов не осталось в живых ни одного «катакомбного» архиерея, чьё преемство восходило бы к епископату указанных общин и не подлежало бы сомнению. Однако и смысла в секретном положении уже не было. Когда гонения полностью прекратились, большая часть «катакомбников» вышла из тени и открыто исповедовала Православие. Сохранившиеся «катакомбники» частью примкнули к другим юрисдикциям, некоторые существуют на акефальном положении, по-прежнему непримиримо относясь к Московскому Патриархату (РПЦ МП).

Современное состояние
Сегодня большая часть «катакомбных» общин не связана друг с другом и какими-либо зарегистрированными церквями, объединяясь лишь вокруг своих наставников. Общая численность «катакомбных» общин сейчас (на 2008 год), видимо, насчитывает несколько сотен (вряд ли больше 1000) человек.

В настоящее время к Катакомбной церкви себя относят: Церковь Иоанна Богослова, Российская православная автономная церковь, Истинно-православные христиане-федоровцы, Русская катакомбная церковь истинно православных христиан, Российская Автокефальная Истинно-Православная Церковь, Истинно-Православная Катакомбная Церковь, Истинно-Православная Церковь (Московская митрополия), Российская Истинно-Православная Церковь (Московская архиепископия), Православная Российская Церковь (Истинно Православная Церковь), Православная Российская Церковь (Высшее церковное управление), Апостольская Православная Церковь и ряд других общин. Исторически большинство из них не являются «катакомбниками», так как преемственно связаны либо с РПЦЗ, либо с различными группами, отколовшимися от Московского Патриархата.

О своей подлинной преемственности от оригинальной Катакомбной церкви заявляет Русская Катакомбная Церковь Истинно Православных Христиан, однако факт её преемства от «андреевских» иерархов ставится под сомнение представителями остальных юрисдикций, а глава «неоандреевцев» Амвросий (Сиверс) неоднократно обвинялся в самосвятстве и фальсификации документов своей общины, что, впрочем, не признаётся его сторонниками.

Большая часть членов НПФ "Память" причисляет себя к "катакомбникам".

Подпись автора

☣ Ёж-потрошитель! - звучит как конфета!

спойлер

Член клуба Позити ффф

заметил таку весч - если выдуть в лицо надоедливому человеку сигаретный дым, он в скором времени исчезнет! :)
Святой атец "Весёлый Богохульник"