Одной из загадок великой древнерусской поэмы является слово хинова.
Упоминается оно в трех случаях
«На рѣцѣ на Каялѣ тьма свѣтъ покрыла: по Руской земли прострошася половци, аки пардуже гнѣздо, и в морѣ погрузиста, и великое буйство подасть хинови» (С. 25); «Тѣми тресну земля, и многи страны — хинова, литва, ятвязи, деремела и половци — сулици своя повръгоша, а главы своя поклониша подъ тыи мечи харалужныи» (С. 32); «О, вѣтрѣ вѣтрило! Чему, господине, насильно вѣеши? Чему мычеши хиновьскыя стрѣлкы на своею нетрудною крилцю на моея лады вои?» (С. 38).
Половцы вроде бы отождествляются с хиновой, но не до конца - победа Кончака и Гзака над Игорем придала "буйство" хинове, летящие из половецкой орды в воинов Игоря стрелы названые "хиновскими", но вот дальше хинова и половцы разделены целым рядом народов. Это, полагаю, можно объяснить только одним способом - хинова некое общее название для неких враждебных племен, применимое в том числе и к половцам.
Откуда же оно пошло?
Поскольку такое обобщающее название нельзя свести к религии (как "поганые" или "басурмане"), логично предположить, что здесь на ряд народов распространено название одного - как в случаях с "варягами" или "немцами".
О каком же народе идет речь?
Версия Всеволода Миллера (поддержаная Шамбинаго и Баскаковым) про хинову-финнов не выдерживает самой снисходительной критики. Не говоря уж о том, что ни одно из событий, описанных "Словом" не находится даже в самой косвенной связи с финнами, надо вспомнить и иное обстоятельство - в Киевской Руси никто не называл финнов финнами - впрочем, и они сами себя так не называли. Сумь, емь, каянь - да, но не финны. Слово "хинова" отсутсвует в огромнейшем фонде новгородских берестяных грамот, то есть в том источнике, где вероятность упоминания финнов много больше, чем в краткой поэме о походе южно-русского князя на кочевников.
По ссылке на слово "хинова" выше можно найти так же и лингвистическую критику привязки слова "хинова" к половцам - через город Кинов или слово "куманы".
В качестве курьеза можно упомянуть версию Бубнова, читающего "хиновские", как "Хильдовские", т.е принадлежащие якобы валькирии Хильд. Где "ведущий научный сотрудник библиотеки РАН" нашел столь замечательное словообразование, мне, право, не понять. Так и хочется натворить по тому же принципу небывалых прилагательных Ольговские, Еленовские...
У Льва Диакона мы находим очень схожий по звучанию с "хиновой" этноним хунавы. По словам Диакона, это народ, от которого отделились болгары-"мисяне" вкупе с котрагами и хазарами. хунавы. Комментарий Сюзюмова и Иванова указывает:Народ хунавов упоминается также у Псевдо-Каллисфена (792); кроме того, во многих источниках фигурирует епископство Хунавия на западе Балкан. . Далее комментаторы справедливо указывают на близость "хунавов" с "хиновой" "Слова...". А вот потом, что называется, "за здравие" заканчивается, и начинается полный "за упокой".Видимо, все это разные звучания этнонима "кун"; племя с таким, названием образовало восточную часть половцев . Помимо лингвистических вохзражений против сопоставления "хиновы" с "восточной частью половцев", о которой мы уже говорили, авторы комментария странным образом умудряются не замечать вещей вовсе уж очевидных - о каких "восточных половцах" мог писать Лев Диакон - не говоря уж об авторе поздней античности, Псевдо-Каллисфене! - в те века, когда половцы были в Европе вовсе неизвестны, ни восточные, ни западные, ни южные с северными?! Какое касательство имеют половцы к этногенезу болгар, народа гораздо более древнего? Какое отношение "восточныеполовцы" могут иметь к западно-балканскому епископству?
Думаю, вывод лежит на поверхности - упоминаемый византийцами этноним "хунавы" - это название гуннов. Они были изветны во времена Псевдо-Каллисфена, они имели самое непосредственное отношение к этногенезу болгар, хазар и "котрагов"-кутригуров, они осели в центре Европы - в том числе и на западных Балканах. И именно они подразумевались под "хиновой" в "Слове о полку" - причем не "венгры", как полагали многие исследователи - венгров на Руси звали уграми, и это название несколько раз упоминается в "Слове..." - а именно древние гунны, впоследствии ставшие общим обозначением для кочевников и вообще врагов, как позднее "татары". именно гунны могли стать настолько сильным впечатлением для славян, чтобы стать в их глазах "врагами вообще".
Отсюда же, вероятно, и словенские hinavec - "обманщик, лгун", hinavski - "вероломный". Именно то впечатление, которое азиаты чаще всего и производили на наших предков.
Отчего же в список "хиновы" вместе с половцами включены и литва, деремела, ятвяги? Ровно по той же причине, по которой французы названы в поэме "Бородино" "басурманами", т.е. буквально мусульманами. Есть и более близкий по смыслу пример. В былине о том, как богатыри Добрыня и Дунай сватали Политвскую или Ляховецкую королевну за князя Владимира Всеславича, есть очень показательный момент - разгневанный отказом "короля Политовского" Добрыня выходит во двор и начинает бить там... "татар". Как только соседи и сородичи, с коими не стыдно породниться, становятся врагами, с которыми идет битва,как они тут же превращаются из "политовцев" в "татар".
Вражда с восточными соседями всегда была более острой и опасной для Руси, в результате чего их имена - "татары", "басурмане" - стали ждля русского эпоса нарицательными названиями врага. Отметим, обратного не происходило - восточных кочевников никогда не называли варягами, немцами, литвинами или латинянами. Вот так и в "Слове..." литовцы, ятвяги и деремела, сражаясь с русичами, станвятся в глазах последних, наряду с азиатами-половцами, "хиновой"-гуннами.
По крайней мере, на время войны.
О причинах, по которым слово "хинова" встречается только в "Слове" - и в списанной с него "Задонщине" - равно как и о причинах странногг поведения ученых, предпочитающих не видеть ясной последовательности хинова-хунавы-гунны, мы поговорим во второй части статьи.
На рисунках-реконструкциях гунны-"хиновцы" посылают свои "хиновские стрелы".
- Подпись автора
☣ Ёж-потрошитель! - звучит как конфета!
спойлерЧлен клуба Позити ффф
заметил таку весч - если выдуть в лицо надоедливому человеку сигаретный дым, он в скором времени исчезнет!
Святой атец "Весёлый Богохульник"