В последнее время все больше применяется тюнинг двигателя, осуществляемый для улучшения технических характеристик и функций мотора. Наиболее действенным и дешевым способом улучшения данных характеристик является установка компрессора для двигателя, который выполняет следующие функции: во-первых, компрессор позволяет оперативно увеличить мощность двигателя и во-вторых, он помогает увеличить эффективность вытяжки и продувания камеры сгорания.
Теперь рассмотрим технологическую сторону этих процессов: дело в том, что объем двигателя напрямую предопределяет его мощность. В зависимости от объёма двигателя, в него поступает заранее фиксированное количество топливовоздушной смеси, данный процесс происходит в период впуска, после чего смесь сгорает и вырабатывается большое количество энергии. Компрессор же, фактически, исполняет роль механического нагнетателя, который призван при сохранении первоначального объёма двигателя вместить туда больший объём топливовоздушной смеси. Таким образом, не меняя конструкцию двигателя, вы получите дополнительную вырабатываемую мощность, без внесения изменений в конструкцию двигателя.
Что касается функции «продувания камеры сгорания», то она носит сугубо технический характер. Во время работы двигателя, в его цикле имеется фаза перекрытия, наблюдаемая в момент окончания фазы выпуска, когда впускные и выпускные клапаны находятся в полузакрытом состоянии. В этой связи вполне резонен вопрос: «Для чего здесь компрессор?» Дело в том, что он позволяет максимально эффективно провести очищение камеры сгорания от вредных примесей и остаточных газов. Всё это жизненно необходимо для нормального функционирования двигателя, в противном случае при концентрации отработанных газов в районе 45% сгорание смеси не представляется возможным.
В теории всё это выглядит красиво, но на практике ещё и эффективно, ведь установление компрессора позволяет добиться поразительных результатов. Благодаря увеличению мощности двигателя, уменьшается время разгона, значительно повышается стартовая и дистанционная скорость, что в свою очередь способствует большей маневренности автомобиля.
Помимо увеличения скоростного порога, наблюдается ряд положительных изменений в плане грузоподъёмности автомобиля, что позволяет без проблем буксировать прицеп и перевозить больший объем грузов. Также нельзя не отметить улучшение условий эксплуатации автомобиля при езде по горным дорогам и рыхлым поверхностям (песок, снег). Вообще, говоря о положительных качествах, достигаемых с помощью компрессора, стоит учесть, что они носят перманентный характер и объективно влияют на эксплуатацию всего автомобиля в целом и двигателя в частности. Согласно статистике, двигатель автомобилей, оснащенных компрессором, сохраняет свои эксплуатационные качества в среднем на 3,5 года дольше, чем автомобиль, не имеющий механического нагнетателя. Все это, как нельзя лучше, свидетельствует о практических выгодах, которые обеспечит применение данного агрегата.
Тем не менее, мы знаем, что не только компрессор способен обеспечить апгрейд двигателя, но ещё и турбина. Однако, большинство владельцев автомобилей отдают приоритет компрессору, и это не случайно, ведь по сравнению с турбиной, он имеет ряд веских преимуществ, делающих его применение более целесообразным и оправданным. Прежде всего, компрессор имеет постоянный ременной привод, ставящий давление наддува в зависимость от числа оборотов двигателя. В результате мотор будет более универсальным, а эффект от применения компрессора будет заметен даже при малом количестве оборотов — всё это, к сожалению, не свойственно турбине. Также к числу значимых недостатков турбины стоит отнести необходимость регулярного подвода масла под фиксированным давлением, вследствие чего малейшее нарушение системы смазки двигателя повлечёт за собой выход из строя турбины. Во многом данный дефект объясняется порочностью конструкции турбины, что с блеском устранено в компрессоре (механическом нагнетателе), который требует систематичной прессовки желеобразной смазки. Всё это действует на основе простейшего принципа водяного насоса и способствует большей прочности, долговечности и жаростойкости агрегата.
И, наконец, самым главным преимуществом компрессора по сравнению с турбиной является его автономность и простота установки, при которой отсутствует необходимость в каких — либо кардинальных вмешательствах в конструкцию двигателя. Таким образом, применение турбины не выдерживает конкуренции со стороны компрессора, уступая по всем технологическим качествам. Однако на этом недостатки турбины не исчерпываются, и при внимательном анализе выяснится, что устанавливая турбину, вам придется столкнуться с проблемой приобретения дорогого фирменного коллектора, установка которого граничит с изменением изначальной структуры двигателя.
Немаловажным является и то обстоятельство, что при существенных трудностях настройки и обслуживания эксплуатации турбины, перед вами встанет необходимость обращаться к соответствующим специалистам или в автосервис. Данная проблема абсолютно не актуальна в отношении компрессора, где всего лишь надо подобрать соответствующий состав смеси топливными жиклерами. На инжекторном двигателе процедура установки компрессора не менее проста — вам нужно лишь надлежащим образом настроить программу управления двигателем, после чего необходимо повысить давление внутри топливной магистрали. Все эти мероприятия, могут быть выполнены собственными усилиями, в крайнем случае вы можете обратиться к карбюраторщику с газоанализатором.
Теперь обратимся к материальной стороне вопроса: ни для кого не секрет, что натюнингованный двигатель, мощность которого реально превосходит стандартный аналог на 15 — 30%, стоит в районе 400 долларов. В чуть меньшую сумму вам обойдётся сборная установка турбины, порядка 300 долларов. Что касается компрессора, то благодаря своей конструкции и простоте установки его стоимость не превышает 150 долларов. И это исходя из того, что компрессор устанавливается на нетюнингованный двигатель.
Как видите, мы выявили ещё один плюс компрессора по сравнению с турбиной. Что мы имеем в итоге? Компрессор является практически универсальным средством комплексного увеличения объёма двигателя, эффективно влияющим на качество и состав смеси, поставляемой на впуске. Как показывает практика, установка компрессора на стандартный двигатель однозначно увеличивает мощностный потенциал на 15-30% от первоначальных показателей. Точная цифра потенциального увеличения зависит от состава и температуры топливовоздушной смеси. Если перед вами стоит необходимость съёма компрессора, его ремонта или замены на новый аналог, вы сможете самостоятельно без привлечения посторонней помощи осуществить необходимые процедуры и привести автомобиль к первоначальному стандартному виду.
В целом стоит отметить, что установка компрессора для двигателя давно стала носить факультативный характер и не является правилом хорошего тона, свойственным любителям тюнинговать свои автомобили — это вполне самостоятельный инструмент воздействия на внутренние процессы двигателя, без изменения его основных конструктивных характеристик, что вкупе с низкой ценой и отсутствием соответствующей альтернативы делает применение компрессора приоритетным.