Для начала немного оффтопом.
У меня аниме-стаж значительно меньше года, но я не только слышал, но и с огромным удовольствием посмотрел Death Note. 2 Alix
И при этом у меня несколько странное ощущение. Ну вот не было в моей жизни аниме, но как-то так получилось, что увидел кусок "Унесенных призраками" Миядзаки и понеслось... Оказалось, что мир аниме гораздо разнообразнее и интереснее, чем я думал. Словно, снег на голову - и сыпится и валится.
А тут такое... Тетрадь Смерти. Ведь надо же как совпало: до DN как раз посмотрел Kenshin. Даже удивительно - увидеть подряд два аниме, объединенных общей идеей.
Теперь, что касается непосредственно DN - заслуженные 9,5/10, хотя хочется влепить 10-ку!. DN - это без сомнения великолепная анимация, отличные музыкальные треки, которые может кому то и не покажутся шедевром, но, на мой взгляд, очень даже к месту и, что важно, не забирают много внимания на себя.
А вот по поводу сюжета, то скажу, что написать что-то новое после 4-х сотен комментариев - довольно сложно. ) Буря эмоций и множество категоричных мнений.
Поэтому опишу лишь некоторые ньюансы фильма. Те, что важны и те, что понравились мне. Так, как они мне видятся.
Начну с конца.
Я не вижу ничего поразительного, в том, что Лайт так резко поменялся в своем поведении после того как понял, что проиграл. Да, для меня это тоже был шок, но только на несколько секунд. Без сомнения Лайт обладал огромной силой воли. Именно она позволяла ему сдерживать эмоции и спокойно принимать решения. Этими же чертами обладал Рюзаки и Неар в отличии от Мелло. Но он человек и если учесть сколько времени прошло с того момента, когда он УЖЕ считал себя победителем, а это почти месяц ожидания (в конце это хорошо показано). То теперь представте себе, как должен вести себя человек, который был ровно на 101% уверен в своей победе? Ответ звериным ревом: "Этого не может быть"!
Но вот какой вопрос: почему он проиграл и проиграл ли в тот момент?
Дело вот в чем, на мой взгляд. Вспомните, ту речь, что произнес Лайт стоя у стены, загнанный и раненый. Он проиграл, но какая же воля должна быть, чтобы даже в этот момент понять, что он еще может победить. Он понял, что может сделать из себя мученика, который боролся за благополучие мира. И он знал, что даже в тюрьме люди пойдут за ним и ведь пошли бы. А те, кто его поймал - ничего не смогут поделать. Он понял, что если не умерет, то победит. Умереть сейчас ему бы не дали - это не согласуется с принципами остальных...
Но он проиграл опять, ту же, 2-ой раз, если угодно! Свое "слово" сказал Мацуда. Из всей команды он меньше всего верил, что Лайт - это Кира. И, если так можно выразиться, его искренняя симпатия к Лайту переросла в тот момент в искреннюю ненависть. Так что не первый, а второй проигрыш добил Лайта и все таки позволил Рюуку принять решение о написании Лайта в Тетради Смерти. Чуть было не победил! )
Так кем же был Мацуда как не случайностью, случайностью поведения среди тех, кто собрался тогда в доках. Но совсем не той случайностью, что происходит с определенной вероятностью, а той, что отличает людей друг от друга и делает их уникальными и той, что подводит к концепции справедливости. Наврядли можно создать идеальный мир, который основан не на совести, а на страхе перед тотальным контролем и смертью. Мир, в котором смерть ультимативна. Мир, в котором нет другого варианта как быть паинькой, в котором не учитывается то, что человек мог совершать плохой поступок под давлением внешних причин. Где не разбираются, а единственный приговор - это смерть. Поэтому очень иронично выглядело, когда показывали детей в школе, которых ругает учительница, запугивая Кирой. Впрочем тему моральности поступков Лайта можно обсуждать бесконечно.
Конечно, все заметили, что DN неоднородна и ее можно условно разделить на 2 или 3 части. В какой то мере это обеспечивается той долей хаоса и случайностей, количество которых после 18 серии увеличивается с каждым разом. Вообще, как мне кажится, случай играл от серии к серии все большую роль.
С Рюзаки у Лайта действительно разыгрывалась шахматная партия, "1 доска и 2 противника". Была позиционная борьба. Правильно, как в шахматах - ход противника по большей части предсказуем и главное было "не совершить ошибки". А что дальше? Гибнет Рюзаки. Число "игроков" возрастает, а "шахматной доски" становится мало. Это и показывается в том, что приемников Рюзаки двое, а не один. Лайт - тоже не промах. Отдает тетрадь чистолюбивому как он человеку, но прагматику и не слишком толковому. Такого найти будет не сложно. Но и он оказывается затерянным среди "восьми".
Игра стала похожа на пазл - его может собрать лишь тот, кто внимателен к мелочам, спокоей и сосредоточен, и конечно не слишком эмоционален. А не его ли собирал Неар в самый первый момент его появления? И вся последующая работа Неара - это лишь попытка найти те заветные ключевые "кусочки пазла". Не нужен особый ум. Требуется лишь быть внимательным к огромному количеству мелочей. Ну ведь понятно же, что невозможно было никакими чистыми умозаключениями прийти к тому, что именно прокурор - тот самый Х-Кира (хотя я считаю, что момент опознания плохо продуман - выглядит слишком фантастично).В этом Неар был превосходен, просто гениален.
На это нам намекает режиссер, показывающий Неара, составляющего что-то из горы игровых костей (кубиков). В одном моменте даже показано, как он вытаскивает не белый, а черный кубик. Именно ту маленькую случайность из череды других, но намного более важную.
И этому же способствует, дополняет та сцена у Неара, в которой к нему приходит полицейский (забыл имя :"( ) по поводу записок Лайта и Такеды. И которому он говорит, что все, что он сделал - несущественно и даже больше - тот вне игры.
Так о чем я? Все просто. Суть - ответ на вопрос каждого из нас: "Почему все закончилось именно так, а не по другому? И в чем же справедливость?" Думаю режиссер случай и делает ответом: "Да, могло быть и по другому...".
К сожалению не получилось у создателей Тетради в полной мере показать вот это самое молчаливое смятение Неара и Лайта. Намеки были, но они получились нарочито проходными. Последующие серии (20+ и 30+)пытались впитать в себя логику предыдущих, но не получилось, а зритель не поверил и правильно сделал ибо это было уже другое "кино".
И возможно прав Azrail со своим комментарием про некоторую полезную урезку фильма. Хотя может быть стоило, как вариант, растянуть еще на пару серий, добавив бешеной динамики и сменив унылоповествовательный ритм на безумие и панику. Но не мне указывать режиссеру. Что есть, то есть. Я получил свою толику счастья. X))
Что осталось для меня не совсем понятным, так это мотивы и цели Мелло. Да, оговорка была с его стороны. Получается, что основной целью было завладение обеими тетрадями, а что будет с Кирой - ему начхать. И чего...? Дальше то что? Персонаж Может просмотрел что-то, но какое-то ощущение недоговоренности не исчезло. :/
В любом случае я тащился от первых двух десятков серий и примного благодарен за следующие серии создателям Тетради Смерти! Настоящее "Пособие для юного оперативника". ) А концовка - просто шедевр, но это на мой субъективный взгляд.
И еще хочу сказать особое спасибо за серию (кажется 7-я), где Лайт расправляется с невестой Рея Пенбара. Те 10 минут, которые они провели на улице многого стоят - невероятная и чудовищная красота действий.