Поиск иллюзорной безопасности или внутренняя революция
Мир раздроблен верованиями, идеями, формулами, и мы ищем экономической или физической безопасности в определенных направлениях. Может ли существовать безопасность в соответствии с любой отдельной системой? Можете ли вы основывать существование на какой-либо вере, заключении или теории? Существуют система левых и система правых. Обе из них обещают экономическую безопасность, и они воюют друг с другом, что означает, что вы не в безопасности. Вы не в безопасности, потому что вы спорите из-за систем, и в этом процессе культивируете войну. Таким образом, до тех пор, пока в своей безопасности вы зависите от какой-либо системы, неизбежно существует опасность. Разумеется, это совершенно очевидно, не так ли? Те, кто цепляются за верования, утопические обещания, не заботятся о людях, - они волнуются об идеях; а действие, основанное на идеях, должно неизбежно породить сепаратизм и разобщенность, - что на самом деле и происходит. И так, до тех пор, пока мы ищем безопасность через какую-либо систему, какую-либо идею, очевидно, продолжаются сепаратизм, полемика и разобщенность, которые так или иначе приводят к небезопасности.
Следующая проблема это: является ли экономическая безопасность предметом законодательства, принуждения, тоталитаризма? Мы все хотим быть в безопасности. Быть физически защищенными, иметь пищу, одежду, убежище, - это важнейшая необходимость, иначе мы не можем существовать. Но обеспечивается ли эта защищенность посредством законодательства, экономического регулирования, или это психологическая проблема? До сих пор мы пока обсуждали просто некоторую экономическую проблему, предмет экономического регулирования, но, безусловно, это также и психологическая проблема, не так ли? И может ли такая проблема быть решена экономическими экспертами? Поскольку, очевидно, экономическая проблема есть результат наших собственных предпочтений, желаний и стремлений, то это действительно психологическая проблема; и для того чтобы достичь экономической защищенности, мы должны понять психологическую потребность быть в безопасности.
Сейчас мир разорван на различные национальности, различные верования, различные политические идеологии, каждая из которых обещает защищенность, какую-либо утопию в будущем; и очевидно, что такой процесс сепаратизма – это процесс дезинтеграции.
Может ли когда-либо иметь место единство благодаря идеям? Могут ли идеи и верования когда-либо объединить людей? Очевидно, они не могут, - это подтверждается во всем мире. И так, чтобы обеспечить безопасностью не маленькую группу, а все человечество, должна быть свобода от этого процесса разделения, созданного идеями, - идеями быть христианином, буддистом, хинду, кришнаитом, националистом, коммунистом, социалистом, капиталистом, американцем, русским, и Бог знает чем еще. Это именно то, что разделяет нас, и это ничто иное как верования и идеи; и до тех пор, пока мы держимся за верования как за средства обретения безопасности, обязательно будут разделение, дезинтеграция и хаос.
И так, по существу, в своей основе, это психологическая, а не экономическая проблема; это проблема индивидуальной личности, и поэтому мы должны понять процесс развития индивидуальности, «вас». Являетесь ли «вы» в Америке отличными от «меня» того, который живет в России или в Европе? Хотя мы можем отличаться в своих привычках, догмах, в определенных верованиях, в сущности мы те же, не так ли?
Теперь, когда это «я» ищет безопасности в вере, то именно эта же самая вера дает силу моему «я». Я – хинду, социалист, я принадлежу какой-то религии, какой-то секте, и я держусь за это и защищаю это. Таким образом, сама по себе привязанность к вере создает сепаратизм, который, очевидно, становится причиной определенных разногласий между вами и мной. Экономическая проблема никогда не может быть решена до тех пор, пока мы разделяем себя на национальности, религиозные группы, или по приверженности определенным идеологиям. И так, это в сущности психологическая проблема, это проблема индивидуума во взаимоотношениях с обществом; и общество – это проекция его самого. Вот почему не может быть решения любой человеческой проблемы без полного понимания себя, что означает жить в состоянии полной внутренней незащищенности. Мы хотим быть внешне в безопасности, поэтому мы преследуем внутреннюю защищенность; но до тех пор, пока мы ищем внутреннюю защищенность через верования, привязанности и идеологию, очевидно, мы создаем изолированные острова в виде национальных, идеологических и религиозных групп, и поэтому мы пребываем в состоянии войны друг с другом.
Поэтому очень важно понять деятельность "я". Но знание себя – это не средство обретения наивысшей защищенности, – наоборот, реальность – это нечто, что нужно узнавать и открывать каждое мгновение. Ум, который чувствует себя в безопасности, никогда не может быть в состоянии открытия, а ум, который не пребывает в безопасности, не имеет никакой веры, он не пойман никакой отдельной идеологией. Такой ум не ищет внутренней безопасности, поэтому это создает внешнюю безопасность. До тех пор, пока вы ищете безопасность внутри, вы никогда не будете в безопасности внешне. Следовательно, проблема не в том, чтобы обрести внешнюю безопасность, а в том, чтобы понять желание быть внутренне, психологически защищенным, и до тех пор, пока мы не понимаем это, мы никогда не будем иметь мира, мы никогда не найдем безопасности во внешнем мире.
Очень часто бывает так, что человеку страшно обнаружить в себе самом ужасные, отталкивающие искажения. Как ему освободиться от них? Существуют различные методы попыток быть свободным, не так ли? Есть психологический процесс, процесс контроля, дисциплины, и процесс бегства. Может ли человек фундаментально быть свободен через психологический процесс? Я не осуждаю психоанализ, но давайте рассмотрим его. Прежде всего, «я», вся структура «меня», - это результат прошлого. Вы и я – результат прошлого, времени, многих обстоятельств, опытов; мы состоим из различных качеств, воспоминаний, индивидуальных отличительных особенностей. Вся структура «я» есть прошлое. В прошлом имеют место определенные качества, которые мне не нравятся, и от которых хочу избавиться, поэтому я отправляюсь в прошлое и смотрю на них; я вытаскиваю их на поверхность и анализирую, надеясь разрешить их; или используя действия в настоящем как зеркало, чтобы отразить прошлое, я пытаюсь аннулировать прошлое. Либо я иду в прошлое и пытаюсь аннулировать его посредством анализа, или я использую настоящее как средство, с помощью которого прошлое открывается; то есть, в настоящем действии я стремлюсь раскрыть и понять прошлое. Это один путь.
Затем есть путь дисциплины. Я говорю себе: «эти конкретные искажения недостойны, я собираюсь подавить их, покорить, контролировать их». Это приводит к тому, что некий объект, некоторое существо, отделяется от мыслительного процесса, - назовите его «высшее я» или как угодно, - которое контролирует, доминирует, выбирает. Очевидно, что это подразумевается, не так ли? Когда я говорю: «я собираюсь устранить искажения», я отделен от этих искажений. То есть, мне не нравятся искажения, - они мешают мне, они приносят страхи и конфликты, - и я хочу устранить их, и таким образом появляется идея того самого «я», которое отделено от искажений и способно разрушить их.
Прежде чем продолжить исследование, нам придется узнать, является ли этот «я», экзаменатор, инспектор, наблюдатель, анализирующий, отличным от качеств, свойств. Отличен ли мыслящий, испытывающий, наблюдатель от мысли, от опыта, от наблюдаемого объекта? «Я», - куда бы вы его ни ставили, на высочайший или низший уровень, - это «я», отлично ли оно от свойств, из которых оно состоит? Мыслящий, анализирующий, отличен ли от своих мыслей? Вы думаете, что так и есть, - мыслящий отделен от мысли; поэтому вы контролируете мысль, формируете мысль, подчиняете, отталкиваете ее в сторону. Вы скажете, что мыслящий отличен от мысли. Но так ли это? Есть ли мыслящий без мысли? Если вы не имеете мысли, где же мыслящий? И так, мысль создает мыслящего; мыслящий не создает мысль. В тот момент, когда мы отделяем мыслящего от мысли, в результате мы получаем проблему, пытаясь контролировать, разогнать, удалить мысль, или пытаемся быть свободными от определенной мысли. Это конфликт между мыслящим и мыслью, в котором большинство из нас вовлечено. Это наша основная проблема.
- Подпись автора
~If the sky falls, we shall catch larks.~