ФАС обяжет банки писать в рекламе всю правду
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила в правительство поправки к закону «О рекламе». Если они будут приняты, то реклама кредитов может превратиться в один лист печатной информации.
Поправки обязывают банки раскрывать в рекламе полную стоимость кредита, если они указывают его ставку. Причем всю эту информацию надо представлять одинаковым шрифтом.
«Роспотребнадзору, например, вполне может прийти в голову, обязать банки размещать в рекламе финансовых услуг предостереждение о том, что человек, берущий кредит, попадает в финансовую зависимость от банка — по аналогии с предупреждением, помещаемом на пачке сигарет, что курение убивает», — говорит вице-президент по рекламе и маркетингу Банка корпоративного финансирования Илья Разбаш. Указывать на пачке сигарет тот факт, что курение убивает — правильно, но сокращать поле для коммуникации банка и его клиентов, как того требуют поправки ФАС — все же не верно, отмечает Разбаш. По его словам, суть проблемы все же не в рекламе, а в том, что финансовая грамотность населения в России находится на достаточно низком уровне.
«В теории, поправки в закон «О рекламе» полезны. Заемщик может сравнить, сколько процентов будет стоить кредит на одну и ту же сумму и на один и тот же срок в разных банках», — считает вице-президент Первого республиканского банка Дмитрий Орлов.
«Действия ФАС я расцениваю как однозначно позитивные для рынка банковских услуг. Если заемщик обращается в банк за кредитным продуктом, рекламу которого он видел и в которой ему обещались низкие проценты, а потом узнает о дополнительных комиссиях — это оставляет у него крайне негативный осадок. Несоответствие обещаний в рекламе и фактических объемов выплат по кредиту вводит заемщиков в заблуждение, ведет к негативному отношению к кредитным продуктам в целом и не способствует росту спроса на кредиты», — говорит заместитель начальника аналитического отдела «Инвесткафе» Александра Лозовая.
«Все же объяснять, что кредит — это покупка денег, должен человеку не банк, а государство», — полагает Илья Разбаш.
Банкиры часто говорят, что ситуация на банковском рынке давно изменилась и скрытых тарифов уже почти не существует, следовательно, полная стоимость кредита не сильно отличается от декларируемой. Но это не так. Например, один из лидеров рынка розничного кредитования — банк «Русский стандарт» — не берет комиссию за кассовое обслуживание только в том случае, если клиент берет в банке в долг небольшую сумму — до 10 тысяч рублей. При выдаче со счета более 500 тысяч рублей комиссия составит уже 10%. При этом шкала одной только этой комиссии плавающая — от 0 до 10%. Но как все эти варианты отразить одинаковым шрифтом на одном листе рекламы — задача не из простых.
«Указание реальной эффективной ставки по кредиту в банковской рекламе позволит заемщику намного точнее оценить свои возможности по его обслуживанию. Зная реальную ставку, можно легко рассчитать полную стоимость кредита по известной формуле сложного процента или на любом депозитном калькуляторе, который легко найти в Интернете. Прозрачность условий в рекламируемых кредитных продуктах, на мой взгляд, будет способствовать росту доверия потребителей к кредитным организациям, что благоприятно отразится на рынке розничного кредитования в целом», — считает Александра Лозовая.
«Понять, сколько человек переплачивает за товар, приобретенный в кредит, легко — надо умножить ежемесячный платеж на число месяцев кредита и вычесть полученную в кредит сумму. При этом хорошо еще и подумать, нужен тебе этот чайник прямо сейчас, но за такие большие деньги, или лучше его купить через полгода, но дешевле», — говорит Дмитрий Орлов. При этом он считает, что в случае с ипотекой этот вариант не применим: «Слишком мало людей у нас в стране может купить квартиру только на свои сбережения. Поэтому если жилье нужно, то его надо покупать в кредит и не сильно печалиться о том, сколько ты переплачиваешь — это одна из тех вещей, кредит на которую оправдан».
«Как маркетолог я могу сказать, что принятие этих поправок приведет к тому, что банковская реклама подорожает, — говорит Илья Разбаш. Он поясняет свое мнение тем, что обязательство писать все единым шрифтом приведет к тому, что или поле для коммуникации банка с клиентом в рекламе сократится, или место для рекламы увеличится. Внимательное и четкое объяснение клиентам банков о том, что за покупку товаров в кредит клиент переплачивает — к чему и призывают банки новые поправки, вносимые ФАС, — нужны, но не стоит вводить предлагаемые антимонопольной службой меры навсегда. «Думаю, что двух-трех лет объяснения людям, что деньги — это товар, будет достаточно. Но при этом только крупным шрифтом в рекламе не стоит ограничивать развитие финансовой грамотности в России», — считает Разбаш.
Банкиры отмечают, что для человека при принятии решения о кредите критичнее знать сумму переплаты по кредиту или Размер (Size) ежемесячного платежа. «Но ни то, ни другое нельзя формализовать именно в рекламе, ибо товары разные и кредиты на эти товары — разные», — резюмирует Дмитрий Орлов
- Подпись автора
[url=https://StartCom.pro/?ref=kerberos2007
]Тариф «На 24 часа»Доходность:1.5% в день[/url]