ЗЕРКАЛО - символ связи нашего мира с параллельным.
Первобытная магия предостерегала человека от вглядывания в свое отображение. Считалось, что призрачный двойник способен его
погубить, утащив в Зазеркалье. Отголоском этих представлений явилась мифологема о Нарциссе. Посредством зеркального щита Персей побеждает Медузу-горгону - поэтому греческие и римские щиты имели форму зеркал с ликом Медузы. Обычай завешивать зеркала в доме умершего определялся рядом предубеждений, что душа покойного может затянуть кого-либо из близких за собой на тот свет, жажда жизни будет подталкивать его к проникновению в этот мир, через окошко между мирами в жилище человека
могут проникать опасные астральные сущности. В качестве моста с потусторонней сферой особую мистику зеркалам придавали этруски.
С утверждением, что в глубине зеркал можно увидеть будущее, связывались предсказания Нострадамуса, Калиостро, Мак-Нензи, Монтегю. С другой стороны, зеркало являлось символом памяти, запечатлевшим все, что когда-либо в нем отражалось. Благодаря способности вызывать с зеркальной поверхности картины прошлого, раскрывал преступления англичанин Фон Бург. Парацельс полагал, что зеркала обладают способностью осаждать на своей поверхности ядовитые испарения. Представлением о "генетической памяти" зеркал объясняется народный запрет смотреться в них беременным женщинам и годовалым детям. С функцией памяти связывалось повсеместное предубеждение против треснувших зеркал. Напротив, А. Вуллис, Автор (C) книги "Литературные зеркала", полагал, что зеркало символизирует мгновение, выражает дискретность памяти: "Зеркало - это настоящее и только настоящее, без
прошлого, без будущего. Зеркало - это воплощенная амнезия. Это струящийся и утекающий в забвенье миг, картины, уходящие в небытие, как вода в песок..."
В Древнем Египте круглые по форме зеркала отождествлялись с дисками солнца и луны. Китайцы называли мастера фэнииуй "господином, работающим с зеркалами". Считалось, что зеркало может удвоить силу отражаемого, отразить нежелательную энергию, притянуть недостающее в жилище. Направленное на жилище соседа, оно способно внести в него энергетическую деструкцию; оберегом от этого является размещение напротив более крупного зеркала. Такие "войны зеркал" проходили,
например, в Гонконге, пока власти их не запретили.
Римляне носили с собой зеркала в качестве амулетов. До сих пор в Румынии и Германии невесты идут под венец с зеркалами. Павсаний сообщал о магических зеркалах.
Через метафору зеркал Платон описывал процесс познания: "Возьми зеркало и води им в разные стороны - сейчас же у тебя получится и солнце, и все, что на небе, и земля, и ты сам, и остальные живые существа, а также предметы, растения и все, о чем только шла речь. Да, но все это будет одна лишь видимость, а не подлинно сущие вещи". Античные мыслители полагали, что зеркала позволяют фиксировать скрытое от обычного глаза, подлинное содержание вещи. Согласно Лукрецию Кару:
"У всяких вещей существуют тончайшие формы или подобия их, хотя никто не способен их видеть порознь, но все же путем беспрерывных своих отражений, видны бывают они, отдаляясь от глади зеркальной".
Каббалистический символ - "лучистое зеркало" - служил обозначением способности к прорицанию, которым обладал Моисей. В Средние века отношение к зеркалам было неоднозначным. По католической традиции зеркало без трещин символизировало Деву Марию. Дионисий Ареопагит утверждал, что небесный и земной мир находятся в зеркальном соответствии. С другой стороны, лиц, экспериментировавших с зеркалами, обвиняли в колдовстве. В силу этого зеркальное производство в раннем Средневековье резко сократилось, возродившись лишь с эпохи крестовых походов. Зеркало становится символом женской куртуазности. Не случайно
лидером в производстве зеркал являлась Венеция, известная широким распространением проституции. Русские старообрядцы считали зеркала бесовским даром, а потому не допускали их в жилище.
В эпоху Ренессанса продолжало господствовать представление, что только в зеркалах становятся зримыми "тончайшие формы" или идеи вещей. Согласно Данте, чтобы созданные Богом образы стали визуальными, прозрачная среда должна быть ограничена зеркальной поверхностью. Отношения человека и Бога описывались как система направленных друг на друга зеркал. Возник специальный раздел оптики, изучающий зеркала, в которой в таком качестве рассматривались небосвод и космические тела.
Зеркало почиталось символом луны, поскольку функция последней заключалась в зеркальном отражении солнечного света. Египетский иероглиф Венеры представлял собой не что иное, как изображение зеркала.
Считалось, что выпуклые зеркала не только отражают свет, но и незримо его фиксируют. В Нюрнберге производились специальные зеркала для паломников, посредством которых те улавливали лучи, исходящие от святых реликвий. Такие зеркала помещались в церквах, сами уже воспринимаемые в качестве священных объектов.
С конца XVI в. в королевских дворцах создаются "зеркальные кабинеты", что символизировало солярное происхождение монархической власти. Зеркало отражало солнечный свет подобно тому, как королевская власть воспринимала небесную харизму. Этим объясняется символика присутствия в народных портретах монархов зеркал. Распространенные в искусстве классицизма парковые фонтаны также представляли собой аллегорию зеркал. Ж. Расин называл водяные отражения "подвижной живописью", характеризуя пруд как "жидкое зеркало".
В первой половине XVII в. учеными-монахами, изучавшими катоптрику, были разработаны динамичные зеркальные холсты - анаморфозы. Они представляли собой искаженные до полной неузнаваемости изображения предметов, принимавшие нормальные очертания только в конических и цилиндрических зеркалах. Философский смысл анаморфической живописи заключался в том, что она, подобно истине, раскрывается через зеркала. Исследователь Ж. Ф. Нисерон в трактате "Курьезная перспектива", рекомендовал использовать анаморфические изображения в оформлении интерьеров домов. Развитием данного направления символизма жилищ
являлось расположение зеркал над камином, впервые апробированное архитектором Роббером де Котом. Зеркало как осколок солярной символики не только отражало мир, но и несло в себе отраженный световой очаг. Отражение света люстр в мнимом пространстве зеркала рассматривалось как метафора души.
В XVIII в. распространяется представление, что зеркало выявляет истинную сущность человека. С точки зрения физиономиста Джанбатиста дела Порти, через кривые зеркала выявляется истинная животная, тотемная сущность человека. Зеркало становится символом индивидуального человеческого самопознания. С другой стороны, усиливается тенденция интерпретации символики зеркал как ложной духовности. Согласно мнению философа Я. Беме, грехопадение Адама заключалось в присвоении им Божественной прерогативы отражения в зеркале. В силу этого и произошло расщепление первоначального духовного единства, зеркального отражения человека от Бога.
В богемной культуре конца XIX - начала XX в. особенно популярен Жанр (genre) зеркальных маний. Ужас перед мистикой зеркал реследовал, в частности, Клеменса Брентано. В поэзии Л. Бодлера постоянно присутствовал мотив сломанного или темного зеркала. Литературная теория о "зеркальном человеке" была создана Г. фон Клейстом. Сильно эпатировали американскую провинциальную аудиторию гневные лекторские выступления против зеркал в лекционном турне по США О. Уайлда. Зеркала воспринимались как символ шизофренической психики, расщепления сознания.
У многих народов: индийцев, таджиков, персов и других - известен свадебный обряд, когда жених и невеста должны смотреться в одно зеркало, словно связь зеркальных двойников укрепит земной брак.
Более того, у некоторых народов жених и невеста могли видеть друг друга впервые именно отраженными в зеркале, а не непосредственно. То есть, знакомство происходило через зеркальных двойников. Считалось, что именно это должно принести удачу и счастье семье.
Именно на вере в то, что наши отражения в зеркале - двойники - это не совсем мы, основан один из методов психотерапии. Врач-скульптор создает реалистичный лепной портрет пациента в натуральную величину.
По мере того, как пациент узнает себя в этой скульптуре, а портрет приближается к завершению, болезнь проходит. Портрет неуловимым образом несет на себе печать болезни, а оригинал исцеляется. Скульптурный портрет - это как бы тот "двойник", которого больной каждый день видит в зеркале. Созданный врачом "двойник" становится "плохим" членом пары "человек - отражение", а пациент - "хорошим".
Легенды говорят о том, что в старинных зеркалах заключены души всех, кто смотрелся в них. Считается, что если зеркало хранит отражение злого человека, скажем, убийцы, или "видело" сцену убийства, то оно само становится "злым". Такое зеркало всегда холодное на ощупь, перед ним гаснут церковные свечи, и оно может принести неприятности новому хозяину, вплоть до его смерти. Это зеркало нужно разбить, и только так можно избавиться от проклятия, которое в нем заключено. Также говорят, что через зеркало можно "навести порчу". Если какой-либо человек посмотрит в ваше зеркало с пожеланиями зла, то эти пожелания могут исполниться. То есть зеркало станет своеобразным накопителем и излучателем негативной энергии. Правда, не все истории о зеркалах так мрачны. С помощью зеркал можно не только "наводить порчу", но и избавляться от нее. Например, если повесить зеркало в той комнате, где собираются гости, то оно заберет все злое себе. Потом зеркало следует очистить, пока оно является только накопителем, а не излучателем. Очистку рекомендуется производить холодной водой.
Еще считается, что если смотреть в зеркало, желая себе самого хорошего, заняться перед ним чем-то вроде аутотренинга, уверяя свое отражение, что оно - самое умное, самое красивое, самое-самое замечательное, то двойник, живущий в зеркале, обеспечит осуществление этих мечтаний. Есть и поверье, что, возвращаясь домой с полдороги, нужно обязательно посмотреться в зеркало. Это делается для того, чтобы восстановить защиту дома от посторонних воздействий, ту защиту, которую обеспечивает зеркало, отражая все негативные влияния.
Существуют даже правила размещения зеркал в квартире. Например, любое зеркало следует вешать так, чтобы оно не "срезало" голову самого высокого члена семьи. Также существует множество методов гадания с помощью зеркал. Самые известные - с помощью двух зеркал и свечи или с помощью одного зеркала и свечи. Святочные гадания на жениха известны с давних времен. И сейчас гадают таким образом, кто в шутку, а кто и всерьез. И даже то, что начинается как шутка, становится чем-то серьезным и настоящим, когда перед глазами в темноте разворачивается бесконечный зеркальный коридор. Предпринимаются даже попытки "проникновения" в прошлое и будущее с помощью зеркал. Кто-то уверяет, что видел в зеркале при гадании своего будущего мужа, кто-то - жену; записана история о том, как две девушки наблюдали в зеркале встречу императоров Александра I и Наполеона в 1807 г.; рассказывают, как деревенские знахарки с помощью зеркала находят вора...
Даже сейчас в нашем восприятии зеркалаприсутствует отголосок веры в самостоятельное существование двойника, и его улыбающееся лицо доставляет радость, на какой-то момент становясь лицом постороннего счастливого человека. Независимо от возраста, мы подсознательно верим в самостоятельность зеркального отражения.
"...Скоро тебе становится так одиноко, что ты начинаешь заговаривать с ящерицами, а потом приходит время, когда они начинают тебе отвечать..." (Фредерик Браун, "Арена").
Как часто мы разговариваем с зеркалом?! По утрам мы говорим ему: "Привет! Что-то у тебя сегодня помятая физиономия", или: "Ты сегодня неплохо выглядишь". Вечером, глядя в зеркало, мы говорим: "Спать пора, и вид уже совершенно сонный, вон глаза сами закрываются". Казалось бы, мы разговариваем сами с собой. Но это - беседа с зеркалом, со своим двойником, живущим там.
Может быть, когда-нибудь он ответит.
- Подпись автора
....Но сердце осталось разорванным в клочья,
и память в пробелах и многоточиях.....