Мераб Константинович Мамардашвили (15.09.1930 – 25.11.1990) – советский философ, доктор философских наук. Один из основателей Московского методологического кружка. В 1968-1974 - заместитель главного редактора журнала "Вопросы философии". По идеологическим причинам 1974 был уволен с этого поста. Философская и просветительская деятельность Мамардашвили сыграли огромную роль в становлении независимой философской мысли в СССР. Большое духовное и образовательное значение имели его курсы лекций по философии, на психологическом факультете МГУ, во ВГИКе, на Высших режиссерских курсах, в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР, в других ВУЗах страны, а также многочисленные интервью и беседы, записанные в годы перестройки (1985-1990). Сквозная тема философии М.К.Мамардашвили - феномен сознания и его значение для становления человека. Он разделял философию и философские системы, полагая, что настоящая философия ставит целью обретение человеком устойчивости в меняющемся мире.
Мераб Мамардашвили был просто философом. Его часто сравнивали с Сократом. Действительно, он практиковал философствование вслух, находя множество слушателей и почитателей. Подобно афинскому мудрецу, был практически сжит со свету в разгар “демократии”, на сей раз – тбилисской. Даже своя Диотима, женщина, научившая любви, то есть сделавшая его самим собой, философом, у него была.
-С чего начинается человек?» — спросили однажды Мераба Мамардашвили.
-С плача по умершему», — ответил он.
-Кем ты хотел быть?
-Всегда философом.
-Почему?
-Тяга к смерти.
Но тяга к смерти — не как тяга умереть.А как символ жизни.
Нет, вы только вдумайтесь: в 1949 году мальчик приезжает учиться на философский факультет МГУ; он хочет стать философом в стране, где не было философии; и в сталинское время философия для него — это реакция достоинства жизни перед лицом антижизни...
Он считал: в основе философии лежит удивление.А философ — представитель того, что нельзя выразить.
И часто повторял: философия — это ад.
Он считал что учить философии нельзя: «Только мысля и упражняясь в способности независимо спрашивать и различать, человеку удается открыть для себя философию».
Мераб рассказывал, как философия делает человека человеком: «Сначала - только из собственного опыта, до и независимо от каких-либо уже существующих слов, готовых задачек и указывающих стрелок мысли - в нас должны естественным и невербальным образом родиться определенного рода вопросы и состояния. Должно родиться движение души, которое есть поиск человеком ее же - по конкретнейшему и никому заранее не известному поводу. И нужно вслушаться в ее голос и постараться самому (а не понаслышке) различить заданные им вопросы».
Как личности ему была присуща легкость там, где требовалась легкость, и непреклонность там, где речь шла о принципах.
Последние десять лет своей жизни Мераб Константинович жил в Тбилиси и работал в Институте философии.
Когда его упрекали, что он, философ, занимается политикой, Мамардашвили отвечал: «Не мое это дело, не дело философа заниматься политикой. Но я не могу смотреть в глаза молодым, я не могу видеть их вопрошающие взгляды: Где ты, Мераб, и как нам быть?»
В книге «Грузия вблизи и на расстоянии» Философ писал: «Не наступило ли время преодолеть митинговую истерию, выбрать одно божество: мысль, достоинство и великодушие человека, который уверен в своей внутренней силе и твердости. Но для этого следует не укорять, не отдавать приказы сверху, а терпеть. Надо дать возможность людям самим пробежать внутренний путь от начала до конца мысли. Чувства должны кристаллизоваться до общих критериев, нельзя извне дарить человека чувствами достоинства совести и порядочности».Это слова Философа, влюбленного в Человека.
Биография:
Детство и юность
1930, 15 сентября — в Грузии в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.
1934 — семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мераба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.
1938 — окончание К. Н. Мамардашвили Академии. Переезд семьи Мамардашвили в Киев, а затем в Винницу. В Виннице Мераб идет в первый класс.
1941 — начало Великой Отечественной войны. К. Н. Мамардашвили уходит на фронт. Мераб с матерью, Ксенией Платоновной Гарсеванишвили, возвращаются в Грузию, в Тбилиси. Учеба в 14-й средней школе города Тбилиси.
1949 — окончание школы с золотой медалью. Поступление на философский факультет Московского университета. Знакомство и начало дружбы с Эрнстом Неизвестным, впоследствии знаменитым скульптором.
1949—1954 — учеба в МГУ. На 4-м курсе проваливает экзамен по политической экономии социализма. В газете «Московский Университет» от 6 января 1953 г. напечатано: «Отличник Мамардашвили не смог правильно разобраться в вопросе о двойственной природе крестьянского хозяйства». Уже во время учебы в университете его интересует человеческое сознание; природа мышления — сквозная тема его философии.
1953, сентябрь — защита Э. В. Ильенковым диссертации «Диалектика абстрактного и конкретного в „Капитале“ К. Маркса».
1954, май — дискуссия по «Гносеологическим тезисам» Ильенкова и Коровикова. Окончательное формирование кружка «диалектических станковистов»(А. А. Зиновьев, Б. А. Грушин, Г. П. Щедровицкий, М. К. Мамардашвили).
Защита дипломной работы «Проблема исторического и логического в „Капитале“ Маркса».1954—1957 — учеба в аспирантуре МГУ, в эти же годы М. К. Мамардашвили участвует в работе логико-методологического семинара под руководством А. Зиновьева.
1955, апрель — проверка преподавания общественных наук и идейно-воспитательной работы на философском факультете МГУ Отделом науки и культуры ЦК КПСС. Разгром «гносеологов».
Академический период творчества
1957—1961 — редактор-консультант в журнале «Вопросы философии».
1958 — выход первой статьи «Процессы анализа и синтеза»
1959 — рождение дочери Елены Мамардашвили.
1961—1966 — заведующий отделом критики и библиографии в ж. «Проблемы мира и социализма» (Прага). Служебные командировки в Италию, ФРГ, ГДР, Кипр; после возвращения в Москву становится «невыездным».
Знакомство с романом М. Пруста «В поисках утраченного времени»1961 — защита кандидатской диссертации «К критике гегелевского учения о формах познания» (Москва); вступление в члены КПСС.
1966—1968 — зав. отделом Института международного рабочего движения АН СССР
1968 — выход первой монографии «Формы и содержание мышления (К критике гегелевского учения о формах познания)»
1968—1974 — Заместитель главного редактора журнала «Вопросы философии» И. Т. Фролова.
Чтение курсов лекций:
«Проблемы анализа сознания» (Психологический факультет МГУ)
Начало дружбы с Юрием Петровичем Сенокосовым и Александром Моисеевичем Пятигорским.1970 — защита докторской диссертации «Формы и содержание мышления» (Тбилиси). Смерть отца от инфаркта.
1971 — «Три беседы по метатеории сознания: Краткое введение в учение виджнянавады» (в соавторстве с Пятигорским), опубликованные в университете Тарту.
1972 — получение звания профессора.
1973—1974 — работа с Пятигорским над «Символом и сознанием». В 1974 году Пятигорский эмигрировал в Лондон. Книга опубликована в Иерусалиме в 1982 году.
1973, август — выступление «Наука и ценности — бесконечное и конечное» на «Круглом столе» по теме «Наука, этика, гуманизм».
1974—1980 - Старший научный сотрудник в Институте истории естествознания и техники АН СССР.
Чтение курсов лекций:
«Проблемы анализа сознания» (Институт общей и педагогической психологии АПН СССР)
«Введение в философию» (1978 −1980)(ВГИК)
«Современная европейская философия: XX век» (1978 −1980) (ВГИК)
«Лекции по античной философии» (1979—1980) (ВГИК)
«Философия искусства» (Высшие режиссерские курсы:)
«Аналитика познавательных форм и онтология сознания» (1979—1980) (Рига, Ростов-на-Дону, Вильнюс)1976 — выступление «Обязательность формы» на «Круглом столе», организованном ж. «Вопросы философии» по теме «Взаимодействие науки и искусства в условиях НТР».
1977 — создание рукописи «Набросок естественно-исторической гносеологии», впоследствии названной «Стрела познания».
1980 — переезд в Тбилиси по приглашению директора Института философии АН Грузии академика Нико Чавчавадзе, работа в институте в должности главного научного сотрудника (до 1990 года).
Философический период творчества
1981—1982 — Чтение курсов лекций:
по философии Декарта («Картезианские размышления»), изданные в 1993 году.
по философии Канта («Кантианские вариации»), изданные в 1997 году.
(Москва, Институт общей и педагогической психологии АПН СССР; лекции для аспирантов ИОПП и ВНИИ).
Первый курс лекций о Прусте (Тбилисский государственный университет).
Участие в семинарах и школах Межведомственного совета по проблеме «Сознание», созданного Госкомитетом по науке и технике СССР и Советом министров СССР.1983 — доклад на II Всесоюзной школе по проблемам сознания («Классический и неклассический идеал рациональности»),
1984 — Курс лекций «Опыт физической метафизики» (Вильнюс)
Выход в Тбилиси книги «Классический и неклассический идеал рациональности».
Второй курс лекций о Прусте (Тбилисский государственный университет)
По данным лекциям вышла книга «Психологическая топология пути: М. Пруст „В поисках утраченного времени“»1984 — доклад на III Всесоюзной школе по проблеме сознания («Сознание и цивилизация») (Батуми)
1984, февраль — выступление «Литературная критика как акт чтения» на Круглом столе по теме: «Литература и литературно-художественная критика в контексте философии и обществоведения», организованном ж. «Вопросы философии».
1986-87 — курс лекций по эстетике мышления (Тбилисский государственный университет)( изданы в книгах "Беседы о мышлении" (1991),«Эстетика мышления» (2000)).
1986-04-01 Доклад в Институте философии (Москва) «Органы онтологии»
1987 — первый после 20-летнего перерыва выезд за рубеж, в Италию. Доклад на IV Всесоюзной школе по проблеме сознания.
1987, декабрь — доклад в Институте философии АН CCCP «Проблема сознания и философское призвание»
1987—1990 — активное участие в политической жизни Грузии. Выступления против национализма и экстремизма Гамсахурдиа.
1988 — участие в конференции «Человек Европы» в Париже,
участие в Дортмундской конференции в США.1988, ноябрь — интервью ж. Юность: «Философия — это сознание вслух», «Кафедра»
1988, декабрь — выступление «Феноменология — сопутствующий момент всякой философии» на Круглом столе по теме: «Феноменология и ее роль в современной философии».
1989, апрель — перенес инфаркт.
1989, июль — интервью ж. Впоросы философии «Сознание — это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть» в записи В. В. Майкова.
1989, ноябрь — чтение лекций в Париже.
1990 — участие в Кавказско-Среднеазиатской конференции в Лондоне.
лекционное турне по США.1990, весна — интервью «Одиночество-моя профессия…» в записи Улдиса Тиронса (Рига)
1990, 25 ноября — М. К. Мамардашвили умер от инфаркта в аэропорту Внуково в Москве, при возвращении на родину. Похоронен в Тбилиси, рядом с могилой отца.
2001, 26 мая — в День независимости Грузии, в Тбилиси на проспекте Шота Руставели философу Мерабу Мамардашвили установлен памятник работы Эрнста Неизвестного.
Мераб Мамардашвили ч.1-4
12
3
4
- Подпись автора
~If the sky falls, we shall catch larks.~