Зима в Хоккайдо - как оно было
Пока еще не наступило лето, хочется помянуть добрым словом прошедшую зиму... В этом году, кажется, впервые за всю жизнь, мне было жаль, что зима заканчивается. Нет, я люблю этот сезон, но уж больно долго он длится, так что, к его концу начинаешь скучать по солнцу и теплу, устаешь от необходимости пробираться через сугробы и таскать на себе кучу одежды.
Но эта зима была особенной. Кажется, я испытыл все зимние радости, которые только можно себе представить, и не насытился ими....
И вот как это было....
Рассказ разбит на 4 небольших части, которые я буду публиковать отдельно.
Часть 1. Зима в городе.
Знаете такое расхожее выражение, «город засыпан снегом». Я и сам раньше частенько использовал его, когда в моем родном Питере проходил интенсивный снегопад. Теперь я вспоминаю это с улыбкой, ведь, при всем уважении к русской зиме, столько снега, как на Хоккайдо, мне доводилось видеть нечасто. За 3 зимних месяца в Саппоро выпадает больше 300 мм твердых осадков (а в горах и того выше), а в Санкт-Петербурге – примерно вдвое меньше за четыре холодных месяца. Но при этом частые потепления посреди зимы изрядно подъедают снежный покров в Европейской части России, а иногда и уничтожают его полностью, поэтому особо много снега не накапливается. На Хоккайдо снега же наваливает сразу столько, что никакой, даже многодневной, оттепелью, его уже не растопить, и к концу февраля остров утопает в сугробах толщиной в несколько метров.
В течение зимы на Саппоро неоднократно наваливаются мощные циклоны, и тогда за ночь может выпасть 15-20 см снега. Если снег выпадает днем, убирать его никто даже и не пытается, спецтехника выходит на улицы лишь ближе к полуночи. И то о полном вывозе снега речь не идет, его откидывают к обочинам дорог, в результате чего некогда широкие улицы превращаются в извилистые одноколейки. Уборка снега возле домов и на тротуарах – задача самих жителей, и они занимаются этим с огромным энтузиазмом. Выкидывать снег на проезжую часть запрещено, единственное, что остается – это громоздить его со своей стороны на сугробы, оставленные снегоуборочной техникой. В результате к концу зимы тротуары Саппоро превращаются в узкие коридоры из снега со стенами высотой в 2 человеческих роста. Некоторые тротуары, парковки и даже проезжие части подогреваются, в результате чего образуются чистые от снега участки, похожие на Антарктические оазисы. А в центре города перед многими магазинами, отелями и кафе настилают огромные резиновые электрические грелки – ходить по ним одно удовольствие.
Откуда же берется в Японии столько снега? Среди самих японцев бытует убеждение, что снег приходит из Сибири. Однако, это не совсем верно: не может придти много снега из мест, где его мало. Действительно, во Владивостоке, находящемся на другой стороне Японского моря, за 5 холодных месяцев выпадает всего 115 мм, а в самом сердце Сибири, Якутске, и того меньше – 80 мм за 7 месяцев (с октября по апрель). Почему так происходит? Холодный воздух просто-напросто не может содержать много влаги. Кроме того, чем дальше от океана, тем воздух суше. Однако, когда холодный муссон из Сибири пересекает Японское море, воздух быстро нагревается и насыщается влагой. Встречаясь с гористой цепью Японских островов, воздушная масса вынуждена подниматься вверх, охлаждаясь и отдавая накопленную влагу.
Другая сторона проблемы – снег, скапливающийся на крышах. Конечно, выглядит это очень симпатично и уютно, похоже на сказочные домики Деда Мороза с новогодней открытки. Однако обрушивающиеся с крыш огромные пласты снега, что мне доводилось наблюдать неоднократно, могут быть серьезной угрозой вашей жизни – снег этот лишь кажется мягким и пушистым.
Вождение машины в зимнем Саппоро без всяких шуток можно назвать экстремальным видом спорта. Я бы всем водителям этого города выдал медаль за мужество, честное слово! Во-первых, шипованые шины тут запрещены. Зимняя резина, конечно, имеет место быть, но как бы ни был глубок ее рельеф, от заносов это не спасает. При этом, людей, бросающих на зиму свои машины на стоянках, довольно-таки мало. И все же ближе к весне можно видеть вот такие вот «подснежники», вытаивающие потихоньку из сугробов....
Но и пешеходам приходится несладко. «Лошадь (читай, машина) о четыре ноги, а и та спотыкается», что уж говорить о нас, двуногих? Поливать дороги всякой антигололедной дрянью тут не принято. Песком тоже не сыпят – лишь иногда какой-то каменной крошкой. В результате все свободные от свежего снега поверхности превращаются в идеальнейшего качества каток. Особенно опасны перекрестки улиц, здесь лед дополнительно отполирован прокручивающимися при старте колесами машин. Спасает от этой напасти.... нет, строго говоря, ничего не спасает. Но, чтобы хоть как-то преодолевать гололедицу, граждане натягивают специальную зимнюю обувь, представляющую собой резиновый сапог с толстой рифленой подошвой. Оно и в мороз, и в слякоть хорошо.... Ну, а если еще упомянуть о том, что немалое количество японцев зимой не расстаются с велосипедами, то картина будет полной.
Наконец, еще одна примета зимы в Саппоро – тут необычайно чисто. Приходишь домой, снимаешь облепленную снегом обувь – и когда снег растает и высохнет, не остается даже пыли. Очевидно, это связано с запретом использования химикалий и песка. Преимущество каменной крошки, собственно, в том и состоит, что она не переносится ветром и не липнет к обуви.
Так что, господа, кто соскучился по мягкой, многоснежной, солнечной, белой и чистой зиме, как говорится, Саппоро ни ёкосо – добро пожаловать в Саппоро!
- Подпись автора
Кто продает?! - Мы продаем! Забиваем, продаем!!!