Эрнст Те́одор Амаде́й Го́фман (нем. Ernst Theodor Amadeus Hoffmann; 24 января 1776, Кёнигсберг — 25 июня 1822, Берлин) — немецкий писатель, композитор, художник романтического направления. Первоначально Эрнст Теодор Вильгельм, но, как поклонник Моцарта, изменил имя в 1805 г. Псевдоним как композитора — Иоганн Крайслер (нем. Johannes Kreisler).
Биография:
Гофман родился в семье прусского королевского адвоката Кристофа Людвига Гофмана (1736—1797), однако когда мальчику было три года, его родители разошлись, и он воспитывался в доме бабушки по материнской линии под влиянием своего дяди-юриста, человека умного и талантливого, склонного к фантастике и мистике. Гофман рано продемонстрировал способности к музыке и рисованию. Но, не без влияния дяди, Гофман выбрал себе стезю юриспруденции, из которой всю свою последующую жизнь пытался вырваться и зарабатывать искусствами.
В 1800 году Гофман прекрасно окончил курс юридических наук в Кёнигсбергском университете и связал свою жизнь с государственной службой. В этом же году он покинул Кёнигсберг и до 1807 года работал в разных чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием. Впоследствии попытки его зарабатывать на жизнь искусством приводили к бедности и бедствиям, лишь после 1813 года дела его пошли лучше после получения небольшого наследства. Место капельмейстера в Дрездене ненадолго удовлетворило его профессиональные амбиции; после 1815 он потерял это место и принуждён был снова поступить на ненавистную службу, уже в Берлине. Однако новое место давало и заработок, и оставляло много времени для творчества.
Чувствуя отвращение к мещанским «чайным» обществам, Гофман проводил большую часть вечеров, а иногда и часть ночи, в винном погребке. Расстроив себе вином и бессонницей нервы, Гофман приходил домой и садился писать; ужасы, создаваемые его воображением, иногда приводили в страх его самого. А в узаконенный час Гофман уже сидел на службе и усердно работал.
Своё мировоззрение Гофман проводит в длинном ряде бесподобных в своём роде фантастических повестей и сказок. В них он искусно смешивает чудесное всех веков и народов с личным вымыслом, то мрачно-болезненным, то грациозно-весёлым и насмешливым.
В свою пору немецкая критика была не очень высокого мнения о Гофмане; там предпочитали романтизм глубокомысленный и серьёзный, без примеси сарказма и сатиры. Гораздо популярнее Гофман был в других странах Европы и в Северной Америке; в России Белинский назвал его «одним из величайших немецких поэтов, живописцем внутреннего мира», а Достоевский перечитал всего Гофмана по-русски и на языке оригинала.
В 46 лет от роду Гофман был окончательно истощён своим образом жизни; но и на смертном одре он сохранил силу воображения и остроумие. Умер в Берлине, похоронен на Иерусалимском кладбище Берлина в районе Кройцберг.
Жизни Гофмана и его произведениям посвящена опера Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» и поэма М. Бажана «Ночь Гофмана».
Гофман и романтизм
Как художник и мыслитель Гофман преемственно связан с йенскими романтиками, с их пониманием искусства как единственно возможного источника преобразования мира. Гофман развивает многие идеи Ф. Шлегеля и Новалиса, например учение об универсальности искусства, концепцию романтической иронии и синтеза искусств. Музыкант и композитор, художник-декоратор и мастер графического рисунка, писатель Гофман близок к практическому осуществлению идеи синтеза искусств.
Творчество Гофмана в развитии немецкого романтизма представляет собой этап более обостренного и трагического осмысления действительности, отказа от ряда иллюзий йенских романтиков, пересмотра соотношения между идеалом и действительностью.
Герой Гофмана старается вырваться из оков окружающего его мира посредством иронии, но, понимая бессилие романтического противостояния реальной жизни, писатель сам посмеивается над своим героем. Романтическая ирония у Гофмана меняет свое направление, она, в отличие от йенцев, никогда не создает иллюзии абсолютной свободы. Гофман сосредоточивает пристальное внимание на личности художника, считая, что он более всех свободен от корыстных побуждений и мелочных забот.
(Wiki)
Произведения:
Каприччио в духе Калло
- Принцесса БрамбиллаНочные этюды
- Sanctus
- Игнац Деннер
- Каменное сердце
- Майорат
- Обет
- Песочный человек
- Пустой дом
- ЦерковьФантазии в манере Калло
- Известие о дальнейших судьбах собаки Берганца
- Необыкновенные страдания директора театраФэнтези Ужас Мистика
- Повелитель блох
- Автомат
- Двойник
- Дон Жуан
- Жак Калло
- Житейские воззрения кота Мурра
- Золотой горшок: сказка из новых времен
- История о пропавшем отражении
- Крейслериана (I)
- Крейслериана (II)
- Крошка Цахес, по прозванию Циннобер
- Магнетизер (другой перевод)
- Ошибки (Перевод А Соколовского)
- Ошибки (Перевод Н М Берновской)
- Поэт и композитор
- Приключение в ночь под Новый год (другой перевод)
- Принцесса Бландина
- Разбойники
- Серапионовы братья
- Состязание певцов
- Стихийный дух
- Счастье игрока
- Тайны
- Угловое окно
- Фермата
- Церковь иезуитов в Г
- Эликсиры сатаныКлассическая проза Сказочная фантастика Ироническая фантастика
- Немецкие волшебно-сатирические сказкиКлассическая проза Сказка
- Королевская невеста. Сказка, основанная на действительном событииИсторическая проза
- Мадемуазель де СкюдериСказка
- Щелкунчик и мышиный корольДетская литература: прочее
- Выбор невесты
- Кавалер Глюк
- Королевская невеста - сказка, написанная с натуры
- Магнетизер
- Мастер Мартин-бочар и его подмастерья
- Приключения в новогоднюю ночьУжасы
- Эликсир дьяволаКлассическая проза
- Beethovens Instrumentalmusik
- Die Fermate
- Die Geheimnisse
- Die Irrungen
- Die Jesuiterkirche in G.
- Don Juan
- Klein Zaches genannt ZinnoberКлассическая проза Роман
- Die Abenteuer der Silvester-NachtКлассическая проза Мистика
- Der SandmannИсторическая проза Повесть
- Das Fräulein von Scuderi
Эрнст Теодор Амадей Гофман. Собрание сочинений (61 произведение)
Название: Собрание сочинений
Автоp: Эрнст Теодор Амадей Гофман
Издательство: Фотон-век
Год: 2008
Язык: Русский, немецкий
Формат: fb2, pdf, html
Размер (Size): 14,4Mb
Скачать:
- Подпись автора
~If the sky falls, we shall catch larks.~