В Общественной палате РФ 21 марта пройдут слушания, посвященные проекту концепции общенациональной системы выявления молодых талантов. Основные идеи готовящегося документа в интервью РИА Новости комментирует директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко.
- Иван Валерьевич, какая и как ведется в России работа с детьми, которых признают одаренными?
- К сожалению, системной работы с такими детьми у нас не ведется - она носит очаговый характер, не покрывая страну ни географически, ни содержательно (по предметам). Не сложилось у нас такой ситуации, когда талантливый ребенок независимо от места жительства может реализовать себя в той сфере, в какой он талантлив. И, с другой стороны, нет сложившейся системы, стимулирующей учителей общеобразовательных школ поддерживать и развивать талант в каждом ребенке.
Хотя работа с одаренными детьми, конечно, ведется. Причем в значительной мере независимо от документов, принимаемых чиновниками. Так, была программа «Одаренные дети». Многие из тех, кто работает с талантливыми детьми, о ней даже не знали - и обходились без нее...
Вообще, работа с детьми, проявляющими яркие способности, - штучная, нестандартная. Успех во многом зависит от энтузиастов. Так было в советские времена, в годы перестройки, и сейчас так. В Москве, к примеру, есть сложившаяся система работы с одаренными детьми, ее координирует Московский институт открытого образования, а, скажем, в области математики деятельность Московского центра непрерывного математического образования распространяется далеко за пределы столицы. В Кировской области по инициативе Игоря Рубанова еще в 1990-е годы открыли Центр дополнительного образования одаренных школьников. И уже почти 20 лет учащиеся этого Центра успешно выступают на Всероссийской олимпиаде школьников. При этом Кировская область с точки зрения социально-экономических показателей - регион довольно слабый, есть регионы куда более успешные, но там нет таких результатов.
- На сайте Общественной палаты ведется обсуждение проекта концепции общенациональной системы выявления молодых талантов. Высказываются суждения, что в документе много общих мест и мало конкретных предложений.
- Меня тоже не все устраивает в проекте концепции. Но он еще дорабатывается, и так или иначе - это шаг в верном направлении: проект как минимум фиксирует важность и статус работы с талантливыми детьми.
Для перехода от «очагов» к целостной системе поддержки развития одаренности нужно внимание государства и нужна концепция, нужны финансовые и нормативные механизмы.
Другое дело, что, как и любая концепция, документ этот - непрямого действия, в него нельзя включить предписание, что, допустим, нужно создать десять спецшкол.
- Как альтернативу приводят в пример Колмогоровский проект, предусматривающий создание сети спецшкол по примеру специализированных учебно-научных центров при университетах. Как вам эта идея?
- В Колмогоровском проекте заключены замечательные посылы, хотя до конца и не проработанные. Но я бы не противопоставлял эти два подхода. Колмогоровский проект, с моей точки зрения, документ второго уровня. Концепция и должна создать возможности для реализации подобных проектов.
Что касается сети спецшкол, то я не уверен, что ее необходимо создавать по указке сверху, чтобы, допустим, в каждом федеральном округе была такая школа. Должны быть разные возможности и, конечно, условия, в том числе и финансовые, для создания подобных школ - целевое финансирование. Хочет глава какого-то региона создать у себя спецшколу - пусть вкладывает часть средств из регионального бюджета, а часть получает из федерального.
- А если сравнить работу с одаренными детьми в специализированных школах - и общеобразовательных?
- Это два направления работы, и ни об одном не надо забывать. Достаточно посмотреть список школ, в которых учатся победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников. В лидерах списка из четырех СУНЦ представлен лишь СУНЦ МГУ. Зато - есть лицеи, гимназии и даже общеобразовательные школы, как, скажем, московская № 57.
Наряду с плюсами «особых» школ, когда одаренный ребенок попадает в комфортную для него среду - как одноклассников, так и педагогов, - есть в них и минусы. Переход в спецшколу не всем показан. Бывают случаи, когда после такого вот перехода учебные результаты ребенка даже снижались: среда конкурентная и тяжелая. Так что детям должны быть предоставлены все варианты - и сеть спецшкол, и возможности развития в своей школе, и участие в кружках, летних школах и прочее.
Показателен в этом смысле опыт Москвы. К числу главных достижений столицы в области работы с талантливыми детьми можно отнести в первую очередь то, что 1359 школ дали хотя бы одного победителя или призера окружного этапа олимпиады, а 484 школы - городского этапа. То есть можно пойти учиться и в обычную школу Москвы и стать победителем олимпиады.
Материал подготовила Елена Кузнецова (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости
- Подпись автора