Российский новый университет (РосНОУ) и издательство «Просвещение» подготовили Общероссийский рейтинг школьных сайтов 2.0. Первый рейтинг был представлен в прошлом году. Каким должен быть школьный сайт и на основании чего строился рейтинг, в интервью РИА Новости рассказывает руководитель проекта, глава PR-департамента РосНОУ Игорь Мытько.
- Игорь Евгеньевич, чтобы принять участие в вашем рейтинге, достаточно было подать заявку. При этом школ, пожелавших получить оценку их сайтов, оказалось гораздо больше, чем вошедших в итоге в список. Как вы отбирали участников?
- Действительно, принять участие в рейтинге могла любая школа. Всего к нам поступило 635 заявок, а в рейтинге представлено 306 сайтов. К участию не были допущены сайты, на которых опубликована недопустимая для школьных сайтов реклама. Например, о том, как сбросить лишний вес, не рассматривались также сайты с вредоносным ПО, недоступные на день экспертизы сайты. Некоторые заявленные школьные сайты к концу прошлого года прекратили существование. Мы не ставили задачу охватить все школы, задача заключалась в стимулировании тех школ, которые серьезно занимаются своими сайтами.
- По каким критериям выстроен рейтинг?
- Экспертная комиссия основывалась на четырех критериях - содержание, навигация и техническое исполнение, интерактивность, дизайн.
Больше всего баллов - 50 можно было заработать на содержании сайта: оценивалось наличие общей информации о школе, в первую очередь для родителей, нормативно-правовой документации, сведений об организации учебного процесса, освещение событий школьной жизни.
Проверка качества навигации - еще 20 баллов - начиналась с тест-поиска информации о руководстве школы и учителях, а также контактной информации. Затем проверялись все пункты меню и кликабельные элементы на главной странице, причем в четырех наиболее популярных на данный момент браузерах: IE, Firefox, Opera, Chrome, проводилась выборочная проверка разделов, соответствия поиска найденной информации и так далее.
О степени интерактивности сайта судили по наличию форм обратной связи, форма отправки писем с сайта, гостевой книги, по активности форумов, чатов, учитывали голосования и опросы, подключение сайта к социальным сетям. Максимум по этому критерию можно было получить 15 баллов.
И еще 15 баллов - за дизайн, который оценивался по общему визуальному впечатлению, произведенному на эксперта.
- Но ведь любая оценка - довольно-таки субъективна...
- Конечно. Поэтому мы, насколько смогли, минимизировали влияние личных вкусов экспертов. Даже по самому «субъективному» критерию - дизайну: например, когда строчки текста на сайте «сбиты», буквы налезают одна на другую, сайт получал низкий балл за дизайн независимо от пристрастий эксперта.
Здесь для нас главное, что наша во многом субъективная оценка устраивает большинство участников.
- Участие в вашем рейтинге добровольное. Стоит ли, по-вашему, готовить сводный рейтинг всех школьных сайтов, аналогичный, например, рейтингу прозрачности сайтов вузов, который готовит ВШЭ совместно с РИА Новости по заказу Общественной палаты?
- Рейтинг сайтов всех российских школ можно составить, если сильно ограничить число критериев. Например, взять направление «информация (info) для родителей» и выделить буквально несколько позиций. Допустим, расписание занятий, электронные дневники, школьное питание, безопасность. Такой рейтинг условно можно было бы назвать «Родительский контроль».
Любой рейтинг, если он подготовлен добросовестно, полезен: он стимулирует его участников к тому, чтобы работать лучше. Тот же рейтинг прозрачности вузовских сайтов: официально он никого ни к чему не обязывал, но побудил, тем не менее, многие вузы внимательнее относится к абитуриентским разделам своих сайтов.
- У вас была возможность оценить разные школьные сайты. Каковы впечатления, и каким, по-вашему, должен быть «идеальный» школьный сайт?
- Многие школьные сайты - до 60% заявившихся в рейтинг - однотипные, шаблонные, формальные сайты, когда-то сделанные по разнарядке сверху, а сейчас ведущиеся по остаточному принципу. Фактически это сайты-визитки с информацией, которая обычно содержится в публичном докладе директора школы.
А вот на сайтах, занявших верхние строчки рейтинга, жизнь кипит. Там и с базовой информацией всё в порядке, и с динамикой: есть и форумы, и фотоэкскурсии по школе, и актуальная страничка новостей: вчера в школе прошло мероприятие, а сегодня на сайте опубликована информация (info) о нем с фотографиями. На одном из сайтов есть даже собственная социальная сеть. Еще на одном сайте выкладывают задания для тех детей, кто болеет. Живой сайт, которым занимаются заинтересованные люди, видно сразу, и даже если там пока есть технические погрешности, мы такие сайты оценивали так высоко, как могли. Идеальный школьный сайт - это цифровая версия реальной школьной жизни.
Материал подготовила Елена Кузнецова (НИУ ВШЭ) специально для РИА Новости
- Подпись автора