В России создан Общественный совет по развитию гуманитарного образования, который возглавил директор Института всеобщей истории академик РАН Александр Чубарьян. О том, какие задачи предстоит решать новой организации, в интервью РИА Новости рассказывает заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ Лев Любимов.
- Лев Львович, что стало поводом для создания Общественного совета по развитию гуманитарного образования?
- Я так понимаю, что толчком для создания Совета стали последние статьи Владимира Путина, где, в частности, говорится о проблемах гражданственности и национальной идентичности. Очевидно, что без изменений в сфере образования, а особенно гуманитарного, в этих вопросах не обойтись. Интеллектуалы понимают: страна становится все более неуправляемой. И, по большому счету, от гуманитарного образования зависит ее дальнейшее развитие.
- Это ведь не первая попытка повлиять на ситуацию с гуманитарным образованием - в 1990-е годы действовал Совет по гуманитарному образованию при правительстве РФ.
- Я был его членом. Но это был не общественный, а государственный совет. И в 1990-е его создание ничем, по сути, не закончилось, кроме того, что удалось в течение нескольких месяцев ликвидировать в вузах вывески «Кафедра истории КПСС», «Кафедра научного коммунизма» и подобные, ввести политологию, социологию и подготовить стандарты высшего профессионального образования первого поколения.
А за последние годы если что-то и сделано в образовании, то это введение ЕГЭ, переход вузов и части школ в статус автономных учреждений и новые школьные стандарты, два из которых - для начальной и основной ступени школы - уже приняты, а для старшей - предстоит принять. По поводу введения стандарта начальной ступени уже, кстати, идет волна теплых откликов - это сильный инструмент реформирования школы, если его всерьез использовать. За принятием стандартов должен последовать радикальный пересмотр подходов к гуманитарному образованию, как в школах, так и в вузах.
- В одном из интервью вы говорили, что в XX веке в России произошла чудовищная редукция науки и образования на гуманитарном поле.
- В России гуманитарной науки как таковой в XX веке не было за исключением двух отраслей. Первая - это лингвистика, которая сохранялась, в том числе, потому, что большевики в ней ничего не понимали, особенно в фундаментальной и прикладной. А вторая отрасль - это образовательная психология. Правда, отечественным ученым у нас разрешали только жить и работать, в школы же их не пускали, их идеи на практике использовал Запад.
- В таком случае речь не о развитии гуманитарного образования, а едва ли не о его формировании.
- Да, я считаю, что очень многое надо начинать заново. Возьмем хотя бы историю. Когда в Высшей школе экономики открывали факультет истории, мы отчетливо понимали, что клонировать у себя существующие исторические факультеты не будем. В вузах России исторические факультеты существуют почти без философии истории, социологии истории, психологии истории. История представляется как «шампур» событий и фактов, а должно происходить ее осмысление...
Но для нас важно и содержание социального образования. Общественный совет будет акцентировать внимание на работе школы на таких социо-гуманитарных предметах, как обществознание, экономика, право, отчасти география, иностранные языки.
- Уже известно, кто будет работать в Совете?
- Председатель Совета Александр Чубарьян известен не только как директор Института всеобщей истории РАН: в течение нескольких лет он возглавлял Государственный академический университет гуманитарных наук - особый вуз, факультеты которого размещены внутри ведущих институтов РАН. Один из организаторов Совета - генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков, под руководством которого разработаны новые школьные стандарты.
Членами Совета стали ректор РГГУ Ефим Пивовар, директор Института философии РАН Салам Гусейнов, директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков, директор Федерального института развития образования Александр Асмолов, экс-министр культуры Михаил Швыдкой и другие.
Так как это общественный совет, то его пытаются расширять - «клонировать» в регионах, например, в Перми, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге. В Совете собрались ученые и практики, готовые на общественных началах поехать в регионы, провести семинар, написать статьи.
- Какие у Совета есть инструменты влияния на ситуацию в гуманитарном образовании?
- Общественный совет, как и Общественная палата РФ, может давать рекомендации власти, договариваться, влиять, выходить на вузы, школы, привлекать к совместной работе директоров, учителей. Я, например, как член Совета буду включать в нашу работу школы в Санкт-Петербурге и Перми, с которыми давно сотрудничаю.
- Подпись автора