Минобороны может купить лицензию на производство итальянского колесного танка Centauro. В случае удачных испытаний выпуск может быть налажен на КамАЗе. В мире очень мало стран, закупающих этот вид танков, в России аналогов тоже нет. Однако эксперты сомневаются в необходимости итальянской военной техники для российской армии.
Минобороны рассматривает возможность приобретения в Италии лицензию на производство колесных танков Centauro. Первые образцы уже проходят испытания, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на представителя компании-производителя Oto Melara.
«Первые две машины с пушками калибра 105 и 125 миллиметров уже прибыли в Россию (порт Новороссийск), и начались их испытания на одном из подмосковных полигонов», — сказал собеседник агентства.
Два других танка с пушками калибра 120 и 30 мм прибудут в Россию через полтора месяца. «Танки будут участвовать в трех видах испытаний — лабораторных, походных и стрельбовых», — заявил представитель Oto Melara. По итогам комплексных испытаний, которые должны закончиться к концу 2012 года, будут сделаны выводы о перспективе создания совместного предприятия по лицензионному выпуску Centauro. Oto Melara, входящая в один из крупнейших итальянских холдингов Finmeccanica, создала с Iveco совместное предприятие CIO, которое выпускает бронетехнику.
В свою очередь высокопоставленный представитель «Рособоронэкспорта» подтвердил РИА «Новости», что испытания итальянского колесного танка начнутся в ближайшее время с перспективой закупки лицензии на его производство. По его словам, выпускать Centauro может завод КамАЗ в Набережных Челнах.
Позднее закупку двух экземпляров итальянской бронетехники подтвердил первый заместитель председателя военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Юрий Борисов. «Военные давно говорят, что хотели бы видеть на вооружении колесные танки», — цитирует его «Интерфакс». «Люди выбирают, смотрят, что в мире есть хорошего», — добавил Борисов.
При этом он отметил, что речь идет о закупке единичных экземпляров.
Аналогов колесных танков в мире нет, во многом из-за специфики этой техники.
Итальянская армия приступила к разработке Centauro, который должен был стать высокомобильным «истребителем танков», еще в 1980-х годах. Первые серийные образцы итальянская армия получила в 1990 году. Эти колесные танки участвовали в миротворческой операции в Сомали, где были выявлены серьезные недостатки в бронезащите. Они были учтены при разработке Centauro второго поколения, защита была усилена. Тем не менее, недостатки полностью устранить не удалось, броня не защищает даже от крупнокалиберных пулеметов. Помимо мобильной борьбы с танками противника эти машины предполагалось использовать в ходе разведывательных операций. Экипаж Centauro составляет четыре человека, боевая масса — 24 тонны, максимальная скорость хода — 100 км в час. На вооружении находятся пушка, а также два пулемета калибра 7,62 миллиметра. В настоящее время около 300 Centauro состоят на вооружении итальянской армии, 84 — у армии Испании. Также Centauro поставлялся в Египет, Камерун и Оман.
Для России это не первый опыт закупки итальянской бронетехники. В декабре 2011 года Минобороны приобрело десять многофункциональных бронемашин LMV M65 ("Рысь") у итальянской компании IVECO. А в январе 2012-го первый замминистра обороны России Александр Сухоруков сообщил о начале совместного производства бронемашин, которые будут собирать в Воронеже. При этом Минобороны отказалось от закупки отечественного аналога «Рыси» бронемашины «Тигр», которую разработал ГАЗ.
«Характеристики их (»Рыси", — «Газета.Ru») были лучше, чем у тех машин, которые у нас сейчас имеются", — отметил Сухоруков. Главным аргументом в пользу «Рыси» стала лучшая защищенность экипажа по сравнению с бронезащитой «Тигра». Но у многих экспертов эта аргументация чиновников Минобороны вызвала серьезную критику.
Решение о закупке итальянских автомобилей было принято на фоне неоднократных заявлений представителей военного ведомства об отказе закупать отечественную бронетехнику, прежде всего танки. В середине февраля глава Генштаба Николай Макаров заявил о том, что в ближайшее время Минобороны не намерено закупать отечественную продукцию. «У нас сложная ситуация с сухопутными войсками. Мы остановились с закупками бронетехники. Мы дали конструкторам пять лет на разработку новых видов военной техники», сообщил Макаров. Это заявление стало причиной резкой отповеди вице-премьера Дмитрия Рогозина, отвечающего в правительстве за оборонный комплекс.
Делать выводы о возможной закупке лицензии на производство итальянских колесных танков пока рано, считает глава Общественного совета при Минобороны главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. «Надо подождать официального заявления военного ведомства. Пока мы знаем, что Путин ездил на „Уралвагонзавод“ и подтвердил, что с 2018 года Минобороны будет закупать танк нового поколения АРМАТА», — подчеркнул Коротченко. По его мнению, решение о возможной закупке лицензии на производство Centauro будет принимать военно-промышленная комиссия (ВПК), которую возглавляет Рогозин.
«Пока он (Рогозин „Газета.Ru“) выступал категорически против закупки зарубежной военной техники, лоббируя интересы отечественной оборонной промышленности. Минобороны и Генштаб должны будут обосновать необходимость этих технологий (итальянских колесных танков „Газета.Ru“), но финальное решение будет за ВПК», — уверен Коротченко.
Получить комментарии от представителя Рогозина в субботу не удалось.
Закупка военной техники за рубежом свидетельствует о том, что Россия теряет статус великой державы, полагает глава Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок. «Ее (великой державы „Газета.Ru“) отличительной чертой является то, что она полностью вооружает себя и половину оружия поставляет на экспорт. А мы закупаем вертолетоносцы во Франции, беспилотники в Израили, идут даже разговоры о закупке подводных лодок. Теперь и итальянские танки. Дожили, как говорится», — сокрушается эксперт. Он не исключает, что закупка иностранной военной техники может быть связана с коррупционными схемами.
«Гораздо проще закупить за рубежом и получить большой откат, чем налаживать отечественное производство», — предполагает Цыганок.
- Подпись автора