призрачный форум

www.prizrak.ws

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » www.prizrak.ws » Япония и японский язык >Nihon Go< » Самурайский меч и история Японии>>


Самурайский меч и история Японии>>

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Самурайский меч и история Японии

Представляем Вашему вниманию отрывок из книги "The Samurai Sword: A Handbook" Джона М. Юмото, посвященный истории самурайского меча. Джон М. Юмото (John M. Yumoto) - крупнейший в США специалист по самурайским мечам, член Японского Общества за Сохранение Самурайского Меча, член Клуба Меча Северной Калифорнии, советник Американского Общества Японского Меча.

Древний период (до 650 г. н.э.). Ориентировочно в начале нашей эры, хотя между историками существуют разногласия о точной дате, Джимму - первый император Японии - покорил враждебные племена и основал Японскую Империю. Около 284 г. н.э. в Японию через Китай и Корею приходят культурные и производственные достижения с континента - конфуцианство, шелк и производство оружия. Прибывает также много китайских и корейских кузнецов-мечников. В настоящее время сохранилось очень мало мечей этого периода, а в связи с тем, что сохранившиеся экземпляры мало отличаются друг от друга, определить сделаны они в Японии или экспортированы с континента весьма затруднительно. Некоторые из мечей этого периода были найдены в древних могильниках: они прямой формы и плохой закалки.

Период Нара (650 - 793 гг. н.э.). Начало этого периода ознаменовалось учреждением постоянной столицы в Нара в провинции Ямато; до этого времени столица определялась местом жительства царствующего императора. Процветает буддизм; этот период известен как "золотой век" религиозного искусства, архитектуры, рисования и скульптуры. Реформа Тайка (645 г.), вновь утвердившая абсолютную власть императорской семьи в Японии, отмечает начало периода Нара; вводятся новые законы. Производство мечей все еще находится на примитивном уровне, прогресса в нем практически не было, однако, в связи с необходимостью вооружения национальной армии, появляется большой спрос на мечи хорошего качества.

Период Хэйан (794 - 1191 гг. н.э.). Столица переносится из Нара в Хэйан (нынешний Киото) в провинции Ямаширо, а власть переходит к клану Фудзивара, устроившему браки своих дочерей с членами императорской семьи. В течение примерно ста лет, пока представители клана Фудзивара были регентами, страна пребывает в относительном мире, но их непомерные запросы и огромные расходы на содержание правительства возлагают слишком большое бремя на крестьян, которые бросают свои фермы и ремесла и становятся бродягами. Воспользовавшись сложившейся ситуацией, около 900 г. н.э. два самурайских клана - Минамото и Тайра - приходят к власти, сменив клан Фудзивара. Япония больше не чувствует зависимости от Китая, поэтому желание контактов с ним исчезает, и страна начинает заниматься развитием своей, во многом импортированной, культуры. Производство самурайских мечей делает громадный прогресс за время этого периода и достигает своего зенита во второй его половине.

Период Камакура (1192 - 1336 гг. н.э.). Начало этого периода отмечено созданием сегуната (феодального правительства) в Камакура, провинции Сагами (Сошу) кланом Минамото. Зарождается феодальный строй, военная, управленческая и юридическая система сегуната, просуществовавшего 675 лет. В 1274г. и 1281г. отброшенные от Европы монголы предпринимают две неудачные попытки вторжения в Японию. Войска из Камакура наносят им поражение, с помощью двух неожиданных тайфунов, по поверию посланных богами. Эти события выявляют необходимость производства новых, более надежных мечей. Кузнечные школы в провинции Сагами производят мечи, которые никому с тех пор не удалось превзойти. В некогда простую и суровую самурайскую жизнь начинает проникать роскошь и власть сегуната уменьшается. В конце концов, император Годайго, с помощью клана Асикага, захватывает столицу сегуната и власть в стране.

Период Муромати (Асикага) (1337 - 1573 гг. н.э.). Предав императора Годайго, клан Асикага восстанавливает систему сегуната и устанавливает марионеточное правительство в Киото. Годайго бежит от Асикага на Холм Йосино, около Нара, и в течение 55 лет (1337 - 1392 гг.) в Японии существует два имперских двора. Это темный период в истории Японии: из-за своей слабости Асикага не могут контролировать провинции и между феодалами постоянно вспыхивают конфликты. Период междоусобных войн (Сенгоку Дзидай) продолжается около ста лет (1467 - 1574 гг.). Увеличивается спрос на мечи, и по всей Японии кузнецы производят их в большом количестве. В Киото процветают искусства, под патронажем Асикага, которые подражая клану Фудзивара, порой превосходят его в роскоши.

Период Азучи-Момояма (1574 - 1602 гг. н.э.). Ода Нобунага - самурай не самых благородных кровей - прибывает в Киото для восстановления порядка по просьбе императора и назначается вице-сегуном. Незадолго до завершения миссии окончательного объединения Японии Нобунага убивают. Тойотоми Хидейоши, способный преемник Нобунага, завершает дело объединения страны и восстанавливает порядок после долгих войн. Низкорожденный Хидейоши назначается регентом империи, а другие военные лидеры становятся дайме - удельными князьями. Перед Хидейоши возникает необходимость задействования громадной, но ставшей ненужной в мирное время армии, и он предпринимает две неудачные попытки вторжения в Корею и Китай в 1592 г. и 1597 г. Хидейоши устанавливает столицу в Осаке; все искусства, включая производство мечей, процветают.

Период Эдо (Токугава) (1603 - 1867 гг. н.э.). После смерти Тойотоми Хидейоши и последовавшей за этим битвы Секигахара (сентябрь 1600 г.) власть переходит к Токугава Иэясу. Клан Токугава правит Японией из своей столицы Эдо (нынешний Токио) в течение 250 лет. В начале периода клан Токугава, в целях укрепления системы сегуната и облегчения управления, устанавливает фундаментальные законы; также избирается политика изоляции от других государств. Устанавливается и действует на протяжении всего периода уникальная классовая система, подразделяющая людей на дайме, самураев, фермеров, ремесленников и купцов. Длительный и относительно мирный период Токугава заканчивается в начале 19 века, когда Япония открывает свои границы, под давлением иностранных держав, преследующих свои торговые интересы. В это же время дайме Сотозама, потомки феодалов, заключивших мир с кланом Токугава после битвы Секигахара, становятся в оппозицию сегунату.

Современный период (с 1868 г. н.э.). Император Мейджи, 122й потомок Императора Джимму, с помощью дайме Сотозама, обретает независимость от клана Токугава и в 1868 году устанавливает столицу в Токио. Вскоре после этого (в 1876 г.) ношение мечей запрещается общенациональным декретом.

Предание о кузнеце Амакуни
Согласно легенде, первый самурайский меч был выкован кузнецом Амакуни в Ямато около 700 г. н.э., и, хотя не существует ее точного исторического подтверждения, она выглядит логично, так как историю самых ранних мечей из существующих в наше время можно проследить к кузнецу Ясуцуна из Хоки около 900 г.н.э. Амакуни являлся руководителем группы кузнецов, ковавших мечи для императорского войска. Однажды Амакуни и его сын Амакура стояли у дверей своей кузни и наблюдали за возвращавшимися из битвы солдатами. Проехал император, но даже не посмотрел в сторону Амакуни, как он делал по обыкновению, а ведь кузнец всегда расценивал этот взгляд императора как знак благодарности за его усилия. Затем Амакуни заметил, что почти у половины возвращавшихся солдат мечи сломаны. Амакуни и его сын собрали обломки мечей и стали рассматривать их: оказалось, что мечи были плохо выкованы и сломались от сильных ударов. Глаза кузнеца наполнились слезами, и он прошептал, "Я сделаю такие мечи, которые не подведут даже в самой жестокой битве." Приняв такую клятву, Амакуни с сыном заперлись в кузне и молились семь дней и ночей синтоистским божествам. Медленно, но верно они работали над этой трудной задачей, и спустя тридцать дней истощенные, изможденные, но радостные, кузнецы вынесли на свет немного изогнутый меч с односторонней заточкой. Конечно, другие кузнецы решили, что они тронулись умом, но Амакуни и сын тщательно заточили и отполировали новый меч. Отец и сын продолжили начатую работу и выпустили много таких улучшенных мечей. И когда следующей весной солдаты возвращались с войны, кузнец стоял у дороги и считал свои мечи: 27, 28, 29, 30... 31!!! Все мечи его работы даже после битвы были в прекрасном состоянии! Император подъехал к нему и сказал, "Ты отличный кузнец. Ни один из твоих мечей не подвел в сече." Возрадовался Амакуни и почувствовал, что жизнь его снова обрела полноту и смысл.

(Легенда кузнецов провинции Ямато).
История развития самурайского меча
Существует несколько основных характеристик самурайского меча, он: 1) сделан из стали, 2) имеет одностороннюю заточку, 3) изогнут, 4) закален. История самурайского меча обычно подразделяется на 4 периода:

1. Древний период (чокуто) (до 900 г. н.э.). Мечи производятся, в основном, китайскими, корейскими и первыми японскими кузнецами. Они плохой закалки, хотя делаются из стали; и в своем большинстве прямые (чокуто). Центры производства мечей находятся в Ямато, Муцу и Сан-ин. Хотя там работают японские мастера, их мечи лишь имитации китайских (позднее эти имитации разовьются в самурайский меч). Военные высокого ранга обычно носят мечи китайской работы.

2. Старый период (кото) (900 г. - 1530 г. н.э.). С падением клана Фудзивара, во второй половине периода Хэйан, возникает новый класс - самураи, которые начинают использовать мечи во время многочисленных военных конфликтов того времени. В основном, военные лидеры задействуют конных воинов, поэтому у многих мечей режущая часть 4 фута и более. Основным оружием являются луки, нагината и мечи. Меч становится повседневным оружием и носится постоянно. Прямой меч, который использовался до этого периода, в основном для колющих ударов, сменяется изогнутым мечом с односторонней заточкой; этот переход к новому типу меча занял долгое время. Около 900 г. кузнец по имени Ясуцуна из Хоки начинает ковать прекрасные самурайские мечи. С тех пор в стиле меча было сделано очень мало изменений. Кузнецы того времени, используя примитивные инструменты делают почти совершенные мечи. Самые известные японские кузнецы жили между 900 и 1450 гг. По большому счету географическое расположение центров производства самурайских мечей зависело от близости к административному центру, где обычно существовал большой спрос на мечи, доступа к руде, углю, источникам хорошей воды, умеренного климата. Кузнечные школы 5 провинций - Бизен, Ямаширо, Ямато, Сошу и Мино - произвели примерно 80% всех мечей старого периода. Они имеют объединяющее название "Пять Школ". У каждой из школ были свои ответвления, и каждая провинция создавала и развивала свои собственные, отличные от других методы ковки мечей.

Школа Бизен. Провинция Бизен состояла из южной половины теперешней префектуры Окаяма. Поскольку Бизен близка к континенту, считается, что искусство ковки мечей появилось там очень рано. Условия для кузнецов в Бизен были идеальными, и в течение тысячи лет деревня Осафуне, находившаяся в восточной части провинции, являлась центром производства мечей. Томонари (около 1100 г. н.э.) считается основателем школы Бизен. Его последователями были Канехира, Сукехира, Нобуфуса, Такахира и Масацуне. Эти кузнецы известны как Ранняя Школа Бизен (Ко-Бизен). Основные ветви Школы Бизен: 1) Фукуока, 2) Йошиока, 3) Осафуне, 4) Йошии, 5) Омия.

Школа Ямаширо. Киото, центр провинции Ямаширо, являлся имперской столицей с 794 г. до 1868 г. Естественно, что здесь существовал большой спрос на мечи. Основателем школы был Мунечика (около 987 г. н.э.). Основные ветви школы Ямаширо: 1) Санджо, 2) Ауатагучи, 3) Раи, 4) Аякоджи, 5) Нобукуни, 6) Хасебе, 7) Хэян-джо.

Школа Ямато. Считается, что когда город Нара (провинции Ямато) был столицей, в провинции было много хороших кузнецов. Однако, после 794 г. большинство из них переехало в новую столицу - Киото. Около 1200 г. кузнецы вновь появились в Нара, когда различным религиозным сектам, начавшим приобретать власть в городе, понадобилось оружие для своих последователей. Ответвления этой школы обычно именовались по названиям храмов: 1) Тома, 2) Тегаи, 3) Хошо, 4) Ширикаге, 5) Сенджу-ин.

Школа Сошу (Сагами). Центром производства мечей провинции Сошу (Сагами) был город Камакура, в котором первый сегун Минамото Еритомо установил свое правительство в 1192 г. Хотя условия в Камакура были не очень благоприятны для развития кузнечного искусства, он привлекал многих мастеров своей воинской атмосферой. Основные ветви: 1) Ямаширо (состоит из кузнецов, переехавших из Ямаширо), 2) Бизен (состоит из кузнецов, переехавших из Бизен), 3) Сошу.

Школа Мино (Секи). Центром школы Мино был город Секи. Считается, что она основана учениками кузнеца Масамуне, из Сошу. Ранние работы этой школы очень хороши и трудно отличимы от мечей Сошу. Однако большинство последующих работ школы были плохого качества. Основные ветви этой школы: 1) Канеуджи, 2) Канешиге.

Во время старого периода искусство производства мечей процветало и в других провинциях Японии. Выдающимися кузнецами периода Хэйан были: Ясуцуна, Санемори, Арицуна, Ничиджо из Хоки, Морицуру из Бичу, Джошу (Садахиде) из Бунго, Юкиясу из Сацума. 70 лет междоусобных войн после 1467 г. известны как период Сенгоку Джидай. Чтобы удовлетворить все возрастающий спрос на мечи кузнецы начинают их массовое производство, что отрицательно сказывается на качестве. В середине 16 века достижения кузнецов получают официальное поощрение императора. Он присваивает почетные титулы некоторым кузнецам: обычно к имени мастера прибавляются название провинции и титул. Наиболее частыми титулами были Суке, Джо, Дайджо и Ками. До нашего времени дошло много мечей периода Сенгоку Дзидай, но лишь немногие из них можно считать хорошими.

3. Новый период (Синто) (1530 г. - 1867 г. н.э.). Ода Нобунага и Тойотоми Хидееши кладут конец длительным войнам. Наступает период мира и функциональное значение меча начинает утрачиваться: дайто (длинный меч) укорачивается, режущая часть уменьшается до двух футов, а самураи носят его за поясом. В начале Нового периода много опытных мастеров-оружейников находится в Осаке - Киото. Традиционные, отличительные методы Пяти Школ утрачиваются и почти во всех расположенных у замков городах производят мечи. В период Токугава, Эдо (Токио) является центром производства мечей и привлекает много хороших кузнецов, но к концу периода это искусство приходит в упадок и акцент смещается с качества на внешний вид оружия. Кузнецы богато украшают свои изделия экстравагантным растительным орнаментом, изображениями драконов и т.д. (в отличие от простых надписей на санскрите на старых мечах). Даже на клинки мечей помещаются изящные изображения кленовых листьев, вишни, хризантем и горы Фудзи. Более половины всех существующих в настоящее время самурайских мечей были сделаны в Новом периоде.

4. Современный период (Син-Синто) (после 1868 г. н.э.). Феодальная система исчезает, и с ней падает престиж самурайского класса. Ношение мечей запрещается национальным декретом. Кузнецы, ранее специализировавшиеся на производстве мечей, вынуждены перейти на обычное кузнечное дело: производство мотыг, ножниц, ножей, подков и прочих предметов обихода. С тех пор не было ни одного великого кузнеца. Во время периода Мейджи (1869 г. - 1912 г. н.э.) самурайские мечи экспортировались, в основном во Францию и США. Начало этого века было золотым временем для коллекционеров мечей в США, и в то время публиковалось много книг, посвященных самурайским мечам и их орнаментике. В начале периода Сева (1926 г. - по настоящее время) (Эпоха Сева закончилась в 1989 году. Сейчас идет эпоха Хэйсэй. Прим. пер.) начинает набирать силу национализм. Предпринимаются попытки возрождения производства мечей, и на выставке искусств Императорской Академии даже открывает специальный раздел, посвященный самурайским мечам. К началу Второй Мировой Войны в Японии уже существует примерно 100 кузнецов, которые, помимо основной работы, делают мечи. На многих клинках периода Сева стоит клеймо цветущей вишни с символом Се (Сева). Многие мечи, производившиеся за последние 40-50 лет, а также полицейские и парадные мечи, нельзя считать самурайскими мечами, потому что их делали современными методами, отличными от традиционных ручных методов ковки и закалки.

Немного статистики
Согласно имеющимся данным, за всю историю Японии, вплоть до революции Мейдзи 1868 г., существовало около 13 тысяч профессиональных кузнецов - мечников. Если учесть, что каждый кузнец производил за свою жизнь около 100 мечей, общее число произведенных самурайских мечей составляет примерно 2 миллиона. До Второй Мировой Войны существовало около 1,5 миллионов мечей (включая произведенные заводскими методами), почти треть из них были более двух футов длиной (дайто). Около 200 тыс. из них были произведены по заказу японского правительства на специальных заводах, или кузнецами, жившими после революции Мейдзи. В настоящее время, в Японии находится не более 100 тыс. мечей. В США находится больше самурайских мечей больше чем в Японии - около 70% всех существующих в настоящее время. Примерно 250 - 350 тыс. мечей было завезено в США солдатами. Большинство из них - дайто, ранее использовавшиеся японскими офицерами. Большинство мечей, из привезенных в США солдатами относятся к типу буке-зукури.

Код:
https://members.lycos.co.uk/Kendo/sword.html

вакидзаси — короткий традиционный японский меч. в основном использовался самураями и носился на поясе. длина клинка — от 30 см до 61 см. общая длина 50—80 см. клинок односторонней заточки, малой кривизны. вакидзаси по форме похож на катану. его носили в паре с катаной, также затыкая за пояс лезвием вверх.
вакидзаси изготавливался с дзукури различной формы и длины, обычно более тонким, чем у катаны. у вакидзаси нику (степень изогнутости лезвия) намного меньше, поэтому по сравнению с катаной этот меч резал мягкие объекты более резко. обычно рукоятка вакидзаси квадратного сечения.
в паре дайсё (два основных меча самурая: длинный и короткий) вакидзаси использовался в качестве короткого меча (сето).
самураи использовали вакидзаси в качестве оружия тогда, когда катана была недоступна. в ранние периоды японской истории кинжал танто носился вместо вакидзаси. входя в помещение, воин оставлял катану у слуги или на катанакакэ — двухъярусной деревянной подставке.
вакидзаси всегда носился при себе, служа личным оружием самурая. буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». опытные самураи использовали вакидзаси в бою как второе оружие — для нанесения неожиданного удара. катана при этом удерживалась в главной руке и служила основным оружием.
также вакидзаси использовался для проведения ритуального самоубийства (сэппуку) — если у самурая отсутствовал предназначенный специально для этой цели кинжал кусунгобу — и для мелких повседневных дел.
в отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. они использовали этот меч в качестве полноценного оружия, ибо по статусу не имели права носить катану.
дайсё (букв. «большой-малый») — пара мечей самурая, состоящая из сёто (короткого меча) и дайто (длинного меча). длина дайто — более 66 см, длина сёто — 33—66 см. дайто служил основным оружием самурая, сёто — запасным и дополнительным оружием, применявшимся в ближнем бою, для отрубания голов или харакири. обычай ношения двух мечей окончательно сложился в Xvi веке.
дайсё использовалась исключительно самурайским классом. этот закон свято соблюдался и неоднократно подтверждался указами военных лидеров и сёгунов. дайсё была важнейшей составляющей костюма самурая, его сословным удостоверением. воины относились к своему оружию соотвествующим образом — бережно следили за его состоянием, держали подле себя даже во время сна. другие классы могли использовать сёто или дайто по отдельности. самурайский этикет требовал снимать длинный меч при входе в дом (как правило, он оставлялся у слуги либо на специальной подставке), короткий меч самураи всегда носили при себе и использовали в качестве личного оружия.
[
b]дайто и сёто. историческая справка[/b]
до Xiv в. катаной назывался длинный кинжал или короткий меч, заткнутый за пояс. в это время катана выполняла роль сёто. в качестве дайто использовался меч тати. в Xiv—xv вв. в японии закрепился метод ношения мечей за спиной лезвием вверх. оружие вынималось из ножен сверху-вниз как левой так и правой рукой. в этот период катаной стал называться длинный меч (соответственно, катана стала выполнять функцию дайто). в качестве сёто стал использоваться короткий меч вакидзаси.
таким образом, дайто и сёто являются классами мечей, но не названием определённого оружия. это обстоятельство послужило причиной неверного употребления данных терминов. например, в европейской и отечественной литературе катаной ошибочно называется только длинный меч (дайто).

https://i017.radikal.ru/0802/ef/87d83d2deec0.jpg

самурай, буси — в феодальной японии в широком смысле — светские феодалы, начиная от крупных владетельных князей (даймё) и кончая мелкими дворянами; в узком и наиболее часто употребляемом значении — военно-феодальное сословие мелких дворян. хотя слова «самурай» и «буси» очень близки по значению, но всё же «буси» это более широкое понятие, и оно не всегда относится к самураю.
начало выделения самураев как особого сословия обычно датируется периодом правления в японии феодального дома минамото (1192—1333). сословие самураев получило чёткое оформление во время правления в японии сёгунов из феодального дома токугава (1603—1867). наиболее привилегированный слой самураев составляли так называемые хатамото (буквально — «под знаменем»), являвшиеся непосредственными вассалами сёгуна. хатамото в своём большинстве занимали положение служивого слоя в личных владениях сёгуна. основная масса самураев являлась вассалами князей; чаще всего они не имели земли, а получали от князя жалование рисом.
кодекс поведения самурая «бусидо» был проникнут духом беспрекословного подчинения господину и презрения к смерти. законодательство токугава разрешало самураю безнаказанно убивать на месте «простолюдина, который неприличествующим образом ведёт себя по отношению к членам военного класса». в период правления дома токугава, когда внутренние феодальные войны были прекращены, военные отряды самураев использовались главным образом для подавления крестьянских восстаний.
вместе с тем, даймё не нуждались в таких больших отрядах самураев, которые существовали ранее, в периоды феодальных войн, и число самураев в их военных отрядах сокращалось. часть самураев превращалась в ронинов (деклассированных самураев, вассальная зависимость которых от князей прекратилась; ронины часто переходили на положение горожан, занимались ремеслом, торговлей и другой деятельностью). иные самураи пополняли ряды ниндзя — наёмных убийц.
процесс внутреннего распада сословия самураев заметно усилился с середины Xviii века. многие самураи, даже не переходя на положение ронинов, занимались торговлей, ремёслами и т. д. рядовые самураи (особенно в княжествах сацума, тёсю, тоса и хидзен), тесно связанные с буржуазией, сыграли значительную роль в незавершённой буржуазной революции 1867—1868 (см. мэйдзи исин). после неё сословие самураев, как и другие феодальные сословия, было упразднено, однако самураи не потеряли своего привилегированного положения.
значительная часть самураев, ещё при токугава фактически владевшая землёй (госи), стала после аграрных законов 1872—1873 и юридическим собственником этой земли, войдя в состав так называемых «новых помещиков». из среды бывших самураев.

https://i036.radikal.ru/0802/cb/b8eea56278eb.jpg

--------------------------------------------------------------------------

Подпись автора

"her penultimate sighs called softly on the kindling wind
her saintly eyes filling with tears, lifting with truth
and then a golden flash like the onset of heaven
leaving her screams breaking my heart
and in the grip of fire I knew the death of love"

!

Член клуба Позити ффф

0

2

1) набор самурайских мечей акебоно
2) набор самурайских мечей чокин дракон, тигр, ястреб
3) набор самурайских мечей чокин черный дракон
4) набор самурайских мечей красный мрамор
5) набор самурайских мечей куройшиме
6) набор самурайских мечей дракон мини

https://i015.radikal.ru/0802/d6/eff4eb82e72a.jpg
https://i001.radikal.ru/0802/c5/48c80823c610.jpg
https://i032.radikal.ru/0802/2f/7a145821e304.jpg
https://i012.radikal.ru/0802/7f/ebe20742c31f.jpg
https://i014.radikal.ru/0802/c5/cc10d0ac6ca3.jpg
https://i036.radikal.ru/0802/50/3c552708be8b.jpg
--------------------------------------------------------------------------

танто — нож самурая.в японской традиции существует огромное количество ножей, у каждого своё точное предназначение. поэтому, говоря о танто, следует иметь в виду, что это слово, которое переводится, как кинжал с широким клинком, обозначает не какую-то конкретную конструкцию, а целый класс ножей. длина лезвия танто варьировалась от 5 до 12 дюймов.

куэкен - маленький кинжал без гарды, который обычно носится под кимоно;
экучи - также кинжал без гарды, имеющий тонкую отделку;
хамидачи - совершенно особенный кинжал с маленькой гардой (цубой).

1) танто "камикадзе"
2) танто "черный дракон"
https://i043.radikal.ru/0802/fd/1f850a723d4b.jpg
https://i018.radikal.ru/0802/64/5d4ea2d66137.jpg
https://i049.radikal.ru/0802/e4/3732b8507673.jpg

1) повседневная одежда самурая
2, 3, 4) военные доспехи

https://i038.radikal.ru/0802/ee/171ec4a35a01.jpg
https://i034.radikal.ru/0802/b2/b7152df74362.jpg
https://i013.radikal.ru/0802/ab/c0b91f48a4e4.jpg

Отредактировано Haos Ren (2008-02-05 20:43:58)

Подпись автора

"her penultimate sighs called softly on the kindling wind
her saintly eyes filling with tears, lifting with truth
and then a golden flash like the onset of heaven
leaving her screams breaking my heart
and in the grip of fire I knew the death of love"

!

Член клуба Позити ффф

0

3

https://i034.radikal.ru/0802/a0/ae9e7f1a83ee.jpg

https://i024.radikal.ru/0802/de/e4b49939e7d9.jpg

https://i031.radikal.ru/0802/a2/35c3f501abca.jpg

https://i037.radikal.ru/0802/37/dda32a76f3c4.jpg

-----------------------------------------

Синмен Мусаси-но-Ками Фудзивара-но-Генсин, более известный как Миямото Мусаси, родился в деревне Миямото в провинции Миасака в 1584 году. «Мусаси» – это название местности к юго-западу от Токио, а обращение «но-Ками» отмечает благородное происхождение носителя имени, «Фудзивара» же – одна из самых знатных фамилий Японии, имеющая более чем тысячелетнюю историю. Предками Мусаси были члены ветви сильного клана Харима на Кюсю, южном японском острове. Хирада Секан, его дед, служил у Синмен Ига-но-Ками Судешиги, владельца замка Такеяма. Князь высоко ценил Хираду и выдал за него свою дочь.
Когда Мусаси было семь лет, его отец, Мунисай, то ли умер, то ли оставил семью. Вскоре умерла и мать, и малолетний Бен-но-Суке, как в детстве звали Мусаси, остался на попечении своего дяди по матери, который был монахом. В раздираемой усобицами стране ребенок рос отнюдь не беззащитной сиротинкой. Мальчуган очень скоро превратился в грубого подростка, волевого и крупного для своего возраста. Неизвестно, привлекал ли его к занятиям Кендо дядя, или Мусаси привела к ним агрессивная натура, но известно, что он убил человека, когда ему было всего тринадцать лет. Его противником оказался Арима Кихей, самурай из школы воинских искусств Синто-рю, искусный во владении мечом и копьем. Мальчик швырнул его на землю и ударил палкой по голове, когда тот попытался подняться. Кихей умер, захлебываясь кровью.
Следующий бой Мусаси состоялся, когда ему было шестнадцать лет. Он нанес поражение прославленному бойцу Тадасима Акиме. Примерно в это же время юноша покидает дом и отправляется в «воинские скитания», совершая «паломничество самурая». Забегая вперед, скажем, что на протяжении своего жизненного пути Мусаси вышел победителем в огромном количестве поединков и участвовал в шести войнах, пока, наконец, в возрасте пятидесяти лет не утихомирился и не занялся подведением итогов.
Надо сказать, что во все века множество ронинов бродило по Японии в подобных странствиях. Кто-то путешествовал, как Мусаси, в одиночку, кто-то в сопровождении товарищей, как, например, знаменитый фехтовальщик XVI века Цукахара Бокуден, имевший свиту в сотню человек.
Последнюю часть жизни Мусаси проводит вдали от общества, посвятив себя поискам просветления на Пути меча. Озабоченный лишь совершенствованием своего мастерства, мастер боя живет в совершенно нечеловеческих условиях, мокрый от дождей, продуваемый ветром, не причесываясь, не глядя на женщин, не занимаясь ничем, кроме оттачивания боевого искусства. Говорят, он в то время никогда не принимал ванны, чтобы не быть застигнутым врасплох без оружия, и приобрел дикий и жутковатый вид.
Впрочем, до этих дней еще далеко. Пока же молодой Мусаси вступает в ряды армии Асикага, чтобы сражаться против грозного Иэясу. Он переживает ужасные дни поражения, когда в кровавой бойне гибнет около семидесяти тысяч человек, и счастливо избегает смерти от руки преследователей.
В столицу Японии, Киото, Мусаси является, когда ему исполняется двадцать один год. Здесь разворачивается его борьба против семьи Йошиоки. Несколько поколений фамилии Йошиоки были наставниками фехтования при доме Асикага. Позже, когда Токугава запретил им преподавать Кендо, члены этой семьи стали красильщиками и занимаются этим ремеслом по сей день.
Короче говоря, некогда Мунисай, отец Мусаси, был приглашен в Киото сегуном Асикага Йошиоки. Мунисай был умелым фехтовальщиком и специалистом по «джитте», стальной дубинке с крюком для захвата лезвия меча. История повествует, что Мунисай сразился с тремя Йошиока, но выиграл только в двух схватках, что, возможно, и стало причиной ненависти Мусаси к этой семье.
Йошиока Сейдзиро, глава семьи, был приглашен первым за городскую черту. Сейдзиро бился настоящим мечом, Мусаси – деревянным. Мусаси опрокинул Сейдзиро яростным натиском и зверски лупил его, лежащего на земле. Слуги отнесли хозяина домой, где он от стыда отрезал свой самурайский узел волос на макушке.
Мусаси не уезжал из столицы, его присутствие раздражало Йошиоки. Второй брат Сейдзиро, Денсичиро, вызвал Мусаси на дуэль. Юноша беззаботно опоздал к назначенному часу, но, наконец объявившись, уже через несколько секунд после начала схватки разбил череп своего противника одним ударом деревянного меча. Денсичиро упал замертво. Семейство послало Мусаси еще один вызов – от лица юного сына Сейдзиро, Хансичиро, лучшего фехтовальщика в семье. Несмотря на такие способности, Хансичиро был еще подростком, ему еще не исполнилось и двадцати лет. Схватка должна была состояться в сосновой роще, прилегающей к рисовому полю. На этот раз Мусаси прибыл на место задолго до назначенного времени и спрятался, поджидая противника. Молодой Йошиока появился в полном боевом снаряжении, в сопровождении хорошо вооруженных слуг, с твердым намерением разделаться с врагом семьи. Мусаси ждал, скрытый тенью до тех пор, пока все не решили, что он испугался и покинул Киото. Тогда Мусаси неожиданно выскочил из укрытия и зарубил противника. Быстро, действуя двумя мечами, он пробился сквозь толпу слуг и исчез.
После этого жуткого эпизода Мусаси долго путешествовал по всей Японии, став легендой еще при жизни. Мы находим упоминание его имени и рассказы о его подвигах в хрониках, дневниках, в надписях на монументах и в народной памяти от Токио до Кюсю. Он провел более шестидесяти схваток еще до того, как ему исполнилось двадцать девять лет, и во всех вышел победителем. Самые ранние описания этих поединков содержатся в «Нитен Ки», «Хрониках Двух Небес», которые составлены его учениками поколение спустя после его смерти.
В 1605 году Мусаси посетил храм Ходзоин на юге столицы. Здесь у него состоялась схватка с Оку Ходзоин, учеником дзенского монаха Хоин Иней секты Нитирен. Монах был мастером копья, но не шел ни в какое сравнение с Мусаси, который дважды опрокинул его ударами короткого деревянного меча. Мусаси остался в храме на некоторое время, изучая новую для него технику фехтования и наслаждаясь беседами с монахами. До сегодняшнего дня сохранились наставления для упражнений с копьем, практикуемые монахами Ходзоина. Интересно, что в древности слово «осе» («ошо»), означающее сейчас «священник» («монах»), понималось как «учитель фехтования копьем». Хоин Иней был учеником Идзуми Мусаси-но-Ками, мастера Кендо Синто. Этот монах особенно хорошо дрался пожарными баграми с наконечниками в виде скрещенных лезвий, хранившимися под карнизами храма.
Когда Мусаси путешествовал по провинции Ига, он встретился в поединке с искусным бойцом, владевшим серпом на цепи по имени Сисидо Байкин. Сисидо взмахнул цепью, Мусаси выхватил кинжал и пронзил его грудь. Наблюдавшие за схваткой ученики кинулись было на Мусаси, но он разогнал их прочь.
В Эдо боец по имени Мусо Гоносуке навестил Мусаси, предлагая дуэль. Мусаси строгал деревяшку для лука и в ответ на просьбу Гоносуке встал, объявив, что использует заготовку в качестве меча. Гоносуке провел яростную атаку, но Мусаси, отмахнувшись, пошел прямо на него и нанес ему удар по голове. Гоносуке упал.
В провинции Идзумо Мусаси навестил князя Мацудайра, попросив разрешения схватиться с самым сильным его фехтовальщиком. В Идзумо было много искусных бойцов. Против мастера выставили человека, дравшегося восьмигранным деревянным шестом. Схватка состоялась в саду библиотеки. Ударами деревянных мечей Мусаси загнал самурая на ступени веранды и молниеносно атаковал его в лицо, а когда противник отшатнулся, раздробил ему обе кисти.
К удивлению собравшихся, князь попросил Мусаси сразиться с ним. Мусаси оттеснил князя на террасу и, когда тот ринулся в ответную атаку, Мусаси ударом «огня и камня» сломал его меч. Князь поклонился в знак поражения, и Мусаси на некоторое время остался у него в качестве учителя боя.
Самый известный поединок Мусаси состоялся в 17-й год эры Кейте, в 1612 году, когда он находился в Огуре, городке провинции Бунзен. Его противником был Сасаки Кодзиро, молодой человек, разработавший изумительную технику фехтования, известную как «Цубаме-гаеси», или «пируэт ласточки», вдохновленный движением хвоста ласточки в полете. Кодзиро содержал князь провинции, Хосокава Тадаоки. Мусаси обратился к Тадаоки за разрешением сразиться с Кодзиро через одного из самураев Хосокавы, некоего Нагаока Сато Окинага, бывшего некогда учеником отца Мусаси. Разрешение было дано.
Поединок назначили на восемь часов следующего утра. Местом его проведения должен был стать остров в нескольких милях от Огуры. В ту же ночь Мусаси покинул свое жилище и отправился пировать в дом Кобаяси Таро Дзаэмона. Это не прошло незамеченным. Пронесся слух, что в страхе перед филигранной техникой Кодзиро Мусаси бежал.
Действительно, на следующее утро Мусаси не явился на место схватки к назначенному часу. В дом Кобаяси отправили гонца. Мусаси с трудом добудились. Он встал, выпил воду из тазика для умывания и взгромоздился в лодку. Пока Сато Окинага греб к месту дуэли, Мусаси подвязал бумажными лентами рукава кимоно и выстрогал подобие меча из запасного весла. Проделав это, он прилег отдохнуть.
Лодка причалила к берегу. Кодзиро и его секунданты были поражены видом Мусаси. С растрепанными волосами, кое-как перехваченными полотенцем, он выскочил из лодки и, размахивая обрубком весла, бросился к противнику. Кодзиро обнажил меч – изумительный клинок работы Нагамицу из Бидзена – и отбросил ножны. «Тебе они больше не понадобятся», – кивнул Мусаси, устремляясь вперед.
Кодзиро сделал выпад, Мусаси рванулся в сторону и опустил весло на голову врага. Когда Кодзиро падал, его меч задел полотенце на голове Мусаси и рассек пояс его широких штанов. Поняв, что с противником покончено, Мусаси поклонился онемевшим секундантам и, сверкая задницей, направился к лодке. Некоторые источники утверждают, что, убив Кодзиро, Мусаси отбросил весло, сделал несколько резвых прыжков, выхватил боевые мечи и с криком замахал ими над поверженным противником.
Примерно в это время Мусаси совершенно перестал использовать в поединках настоящие клинки. Он сделался непобедимым и с этого момента посвятил себя поискам совершенного понимания Пути Кендо.
В 1614 и 1615 годах мастер воспользовался случаем снова испытать себя в боевых условиях. Иэясу осадил замок Осака, где собрались поднявшие мятеж сторонники семьи Асикага. Мусаси присоединился к войскам Токугавы в зимнюю и летнюю кампанию, сражаясь теперь против тех, за кого бился в молодости при Сэки-га-Хара.
Согласно его собственным писаниям, Мусаси пришел к пониманию стратегии боя, когда ему было пятьдесят или пятьдесят один, в 1634 году. Он вместе со своим приемным сыном Иори, беспризорником, подобранным во время путешествия в провинции Дэва, осел в Огуре. С тех пор Мусаси больше не покидал остров Кюсю. В те времена замком Кумамото, центром провинции Хиго, владела семья Хосокава. Князем провинции Бунзен был Огасавара. Иори пошел на службу к Огасавара Тададзане и в качестве капитана армии Тададзане сражался с христианами во время восстания Симавары в 1638 году, когда Мусаси было около пятидесяти пяти. Князья южных провинций всегда стояли против власти Токугава и выступали зачинщиками интриг с иностранцами и японцами – христианами. Мусаси находился в составе военного совета при Симавары, где была учинена бойня над христианами. После этого Иэясу закрыл японские порты для иноземцев, и это положение просуществовало более двух веков.
После шести лет жизни в Огуре Мусаси был приглашен к Тюри, владельцу замка Кумамото, родственнику Хокасавы. Он провел у князя несколько лет, занимаясь живописью и обучением самураев влиятельного феодала. В 1643 году мастер меча стал отшельником, удалившись в пещеру под названием «Рейгендо». Там он написал книгу «Го Рин Но Се», посвященную любимому ученику Тэруо Нобуюки. Через несколько дней после окончания труда 19 мая 1645 года Мусаси умер.
Мусаси известен в Японии как «Кенсей», то есть «Святой Меча». «Го Рин Но Се» стоит в начале любой библиографии по Кендо, являясь уникальной книгой, освещающей как вопросы стратегии военных действий, так и методы одиночного поединка. Она не является диссертацией по военному делу, она, по словам самого Мусаси, всего лишь «руководство для мужчин, которые хотят научиться искусству стратегии», но ее содержание всегда находится за пределами понимания ученика. Чем больше читаешь эту книгу, тем больше находишь на ее страницах. Это завещание Мусаси, ключ к пути, по которому он шел. Ему еще не было тридцати, когда он стал непобедимым бойцом, но не осел и не основал школу, переполненный сознанием успеха, а с удвоенным усердием погрузился в дальнейший поиск. Даже к концу своих дней мастер презирал роскошную жизнь и два года прожил в горной пещере, погруженный в глубокое самосозерцание. Поведение этого бесстрашного и упрямого человека было несомненно скромным и искренним.
Мусаси писал: «Когда обретаешь Путь Стратегии, нет ничего, чего ты не смог бы понять», и еще: «Ты будешь видеть Путь во всем». Действительно, сам он стал мастером во всем. Он создал замечательные работы живописи тушью, быть может, более ценимые японцами, чем любые другие произведения этого жанра. В его картинах – бакланы, цапли, синтоистский бог Хотей, драконы, цветы и птицы, птица на высохшем дереве, Дарума (Бодхидхарма) и многое другое. Мусаси стал искусным каллиграфом, свидетельство чему – его произведение «Сэнки» («воинственный дух»). В одной из частных коллекций находится маленькая деревянная статуэтка, изображающая буддийского святого Фудо Миоо, руки мастера боя. Недавно утеряна его скульптура Каннон. Мусаси создал ряд произведений из металла и основал школу изготовителей гард для мечей. Считается, что он являлся автором бесчисленных поэм и песен. Ни одна из них, к сожалению, не сохранилась. Рассказывают также, что сегун Иемицу специально заказывал Мусаси писать восход солнца над замком Эдо.
На его картинах часто стоит печать «Мусаси» или псевдоним, «Нитэн». «Нитэн» означает «Два неба», что порой связывается со стойкой воина, воздевшего два меча над головой. Мусаси является основателем школы фехтования, известной как «Нитэн рю», или «Энмей рю» («чистый круг»).
Мусаси писал: «Изучи Пути всех профессий». Сам он именно так и поступал. Он перенимал жизненный опыт не только знаменитых мастеров меча, но и монахов, стратегов, художников и ремесленников, стараясь расширить свои познания.
Мусаси писал о различных аспектах Кендо так, что новичок мог изучать его текст на основе своего багажа, а мастер Кендо находил в тех же самых словах более высокий уровень знаний. Текст труда приложим не только к военной стратегии, но к любой ситуации, где требуется тактика. Японские бизнесмены и сейчас используют «Го Рин Но Се» как руководство по деловой практике, проводя кампании сбыта как военные операции, используя те же энергичные методы. Точно так же, как Мусаси казался безмерно жестоким человеком, преследуя на деле высокий идеал, большинству людей успешный бизнес непременно кажется бессовестным, Так что учение Мусаси актуально в XX веке так же, как на средневековом поле битвы, и приложимо не только к японцам, но ко всем расам и народам. Думаю, что его дух можно выразить двумя словами: скромность и упорный труд.
Мусаси можно без преувеличения назвать самым знаменитым мастером меча раннего периода Токугава. Он стал легендарным еще при жизни, и поэтому во многих преданиях о нем отделить правду от вымысла очень трудно. Впоследствии он был известен под именем Кэнсэй, что означает «бог меча».*Незадолго до смерти (19 мая 1645 года) Мусаси написал для своих учеников «Книгу пяти колец», которая занимает первое место во многих библиографиях по искусству фехтования и является уникальным учебником стратегии.

Подпись автора

"her penultimate sighs called softly on the kindling wind
her saintly eyes filling with tears, lifting with truth
and then a golden flash like the onset of heaven
leaving her screams breaking my heart
and in the grip of fire I knew the death of love"

!

Член клуба Позити ффф

0


Вы здесь » www.prizrak.ws » Япония и японский язык >Nihon Go< » Самурайский меч и история Японии>>