Самурайский меч и история Японии
Представляем Вашему вниманию отрывок из книги "The Samurai Sword: A Handbook" Джона М. Юмото, посвященный истории самурайского меча. Джон М. Юмото (John M. Yumoto) - крупнейший в США специалист по самурайским мечам, член Японского Общества за Сохранение Самурайского Меча, член Клуба Меча Северной Калифорнии, советник Американского Общества Японского Меча.
Древний период (до 650 г. н.э.). Ориентировочно в начале нашей эры, хотя между историками существуют разногласия о точной дате, Джимму - первый император Японии - покорил враждебные племена и основал Японскую Империю. Около 284 г. н.э. в Японию через Китай и Корею приходят культурные и производственные достижения с континента - конфуцианство, шелк и производство оружия. Прибывает также много китайских и корейских кузнецов-мечников. В настоящее время сохранилось очень мало мечей этого периода, а в связи с тем, что сохранившиеся экземпляры мало отличаются друг от друга, определить сделаны они в Японии или экспортированы с континента весьма затруднительно. Некоторые из мечей этого периода были найдены в древних могильниках: они прямой формы и плохой закалки.
Период Нара (650 - 793 гг. н.э.). Начало этого периода ознаменовалось учреждением постоянной столицы в Нара в провинции Ямато; до этого времени столица определялась местом жительства царствующего императора. Процветает буддизм; этот период известен как "золотой век" религиозного искусства, архитектуры, рисования и скульптуры. Реформа Тайка (645 г.), вновь утвердившая абсолютную власть императорской семьи в Японии, отмечает начало периода Нара; вводятся новые законы. Производство мечей все еще находится на примитивном уровне, прогресса в нем практически не было, однако, в связи с необходимостью вооружения национальной армии, появляется большой спрос на мечи хорошего качества.
Период Хэйан (794 - 1191 гг. н.э.). Столица переносится из Нара в Хэйан (нынешний Киото) в провинции Ямаширо, а власть переходит к клану Фудзивара, устроившему браки своих дочерей с членами императорской семьи. В течение примерно ста лет, пока представители клана Фудзивара были регентами, страна пребывает в относительном мире, но их непомерные запросы и огромные расходы на содержание правительства возлагают слишком большое бремя на крестьян, которые бросают свои фермы и ремесла и становятся бродягами. Воспользовавшись сложившейся ситуацией, около 900 г. н.э. два самурайских клана - Минамото и Тайра - приходят к власти, сменив клан Фудзивара. Япония больше не чувствует зависимости от Китая, поэтому желание контактов с ним исчезает, и страна начинает заниматься развитием своей, во многом импортированной, культуры. Производство самурайских мечей делает громадный прогресс за время этого периода и достигает своего зенита во второй его половине.
Период Камакура (1192 - 1336 гг. н.э.). Начало этого периода отмечено созданием сегуната (феодального правительства) в Камакура, провинции Сагами (Сошу) кланом Минамото. Зарождается феодальный строй, военная, управленческая и юридическая система сегуната, просуществовавшего 675 лет. В 1274г. и 1281г. отброшенные от Европы монголы предпринимают две неудачные попытки вторжения в Японию. Войска из Камакура наносят им поражение, с помощью двух неожиданных тайфунов, по поверию посланных богами. Эти события выявляют необходимость производства новых, более надежных мечей. Кузнечные школы в провинции Сагами производят мечи, которые никому с тех пор не удалось превзойти. В некогда простую и суровую самурайскую жизнь начинает проникать роскошь и власть сегуната уменьшается. В конце концов, император Годайго, с помощью клана Асикага, захватывает столицу сегуната и власть в стране.
Период Муромати (Асикага) (1337 - 1573 гг. н.э.). Предав императора Годайго, клан Асикага восстанавливает систему сегуната и устанавливает марионеточное правительство в Киото. Годайго бежит от Асикага на Холм Йосино, около Нара, и в течение 55 лет (1337 - 1392 гг.) в Японии существует два имперских двора. Это темный период в истории Японии: из-за своей слабости Асикага не могут контролировать провинции и между феодалами постоянно вспыхивают конфликты. Период междоусобных войн (Сенгоку Дзидай) продолжается около ста лет (1467 - 1574 гг.). Увеличивается спрос на мечи, и по всей Японии кузнецы производят их в большом количестве. В Киото процветают искусства, под патронажем Асикага, которые подражая клану Фудзивара, порой превосходят его в роскоши.
Период Азучи-Момояма (1574 - 1602 гг. н.э.). Ода Нобунага - самурай не самых благородных кровей - прибывает в Киото для восстановления порядка по просьбе императора и назначается вице-сегуном. Незадолго до завершения миссии окончательного объединения Японии Нобунага убивают. Тойотоми Хидейоши, способный преемник Нобунага, завершает дело объединения страны и восстанавливает порядок после долгих войн. Низкорожденный Хидейоши назначается регентом империи, а другие военные лидеры становятся дайме - удельными князьями. Перед Хидейоши возникает необходимость задействования громадной, но ставшей ненужной в мирное время армии, и он предпринимает две неудачные попытки вторжения в Корею и Китай в 1592 г. и 1597 г. Хидейоши устанавливает столицу в Осаке; все искусства, включая производство мечей, процветают.
Период Эдо (Токугава) (1603 - 1867 гг. н.э.). После смерти Тойотоми Хидейоши и последовавшей за этим битвы Секигахара (сентябрь 1600 г.) власть переходит к Токугава Иэясу. Клан Токугава правит Японией из своей столицы Эдо (нынешний Токио) в течение 250 лет. В начале периода клан Токугава, в целях укрепления системы сегуната и облегчения управления, устанавливает фундаментальные законы; также избирается политика изоляции от других государств. Устанавливается и действует на протяжении всего периода уникальная классовая система, подразделяющая людей на дайме, самураев, фермеров, ремесленников и купцов. Длительный и относительно мирный период Токугава заканчивается в начале 19 века, когда Япония открывает свои границы, под давлением иностранных держав, преследующих свои торговые интересы. В это же время дайме Сотозама, потомки феодалов, заключивших мир с кланом Токугава после битвы Секигахара, становятся в оппозицию сегунату.
Современный период (с 1868 г. н.э.). Император Мейджи, 122й потомок Императора Джимму, с помощью дайме Сотозама, обретает независимость от клана Токугава и в 1868 году устанавливает столицу в Токио. Вскоре после этого (в 1876 г.) ношение мечей запрещается общенациональным декретом.
Предание о кузнеце Амакуни
Согласно легенде, первый самурайский меч был выкован кузнецом Амакуни в Ямато около 700 г. н.э., и, хотя не существует ее точного исторического подтверждения, она выглядит логично, так как историю самых ранних мечей из существующих в наше время можно проследить к кузнецу Ясуцуна из Хоки около 900 г.н.э. Амакуни являлся руководителем группы кузнецов, ковавших мечи для императорского войска. Однажды Амакуни и его сын Амакура стояли у дверей своей кузни и наблюдали за возвращавшимися из битвы солдатами. Проехал император, но даже не посмотрел в сторону Амакуни, как он делал по обыкновению, а ведь кузнец всегда расценивал этот взгляд императора как знак благодарности за его усилия. Затем Амакуни заметил, что почти у половины возвращавшихся солдат мечи сломаны. Амакуни и его сын собрали обломки мечей и стали рассматривать их: оказалось, что мечи были плохо выкованы и сломались от сильных ударов. Глаза кузнеца наполнились слезами, и он прошептал, "Я сделаю такие мечи, которые не подведут даже в самой жестокой битве." Приняв такую клятву, Амакуни с сыном заперлись в кузне и молились семь дней и ночей синтоистским божествам. Медленно, но верно они работали над этой трудной задачей, и спустя тридцать дней истощенные, изможденные, но радостные, кузнецы вынесли на свет немного изогнутый меч с односторонней заточкой. Конечно, другие кузнецы решили, что они тронулись умом, но Амакуни и сын тщательно заточили и отполировали новый меч. Отец и сын продолжили начатую работу и выпустили много таких улучшенных мечей. И когда следующей весной солдаты возвращались с войны, кузнец стоял у дороги и считал свои мечи: 27, 28, 29, 30... 31!!! Все мечи его работы даже после битвы были в прекрасном состоянии! Император подъехал к нему и сказал, "Ты отличный кузнец. Ни один из твоих мечей не подвел в сече." Возрадовался Амакуни и почувствовал, что жизнь его снова обрела полноту и смысл.(Легенда кузнецов провинции Ямато).
История развития самурайского меча
Существует несколько основных характеристик самурайского меча, он: 1) сделан из стали, 2) имеет одностороннюю заточку, 3) изогнут, 4) закален. История самурайского меча обычно подразделяется на 4 периода:1. Древний период (чокуто) (до 900 г. н.э.). Мечи производятся, в основном, китайскими, корейскими и первыми японскими кузнецами. Они плохой закалки, хотя делаются из стали; и в своем большинстве прямые (чокуто). Центры производства мечей находятся в Ямато, Муцу и Сан-ин. Хотя там работают японские мастера, их мечи лишь имитации китайских (позднее эти имитации разовьются в самурайский меч). Военные высокого ранга обычно носят мечи китайской работы.
2. Старый период (кото) (900 г. - 1530 г. н.э.). С падением клана Фудзивара, во второй половине периода Хэйан, возникает новый класс - самураи, которые начинают использовать мечи во время многочисленных военных конфликтов того времени. В основном, военные лидеры задействуют конных воинов, поэтому у многих мечей режущая часть 4 фута и более. Основным оружием являются луки, нагината и мечи. Меч становится повседневным оружием и носится постоянно. Прямой меч, который использовался до этого периода, в основном для колющих ударов, сменяется изогнутым мечом с односторонней заточкой; этот переход к новому типу меча занял долгое время. Около 900 г. кузнец по имени Ясуцуна из Хоки начинает ковать прекрасные самурайские мечи. С тех пор в стиле меча было сделано очень мало изменений. Кузнецы того времени, используя примитивные инструменты делают почти совершенные мечи. Самые известные японские кузнецы жили между 900 и 1450 гг. По большому счету географическое расположение центров производства самурайских мечей зависело от близости к административному центру, где обычно существовал большой спрос на мечи, доступа к руде, углю, источникам хорошей воды, умеренного климата. Кузнечные школы 5 провинций - Бизен, Ямаширо, Ямато, Сошу и Мино - произвели примерно 80% всех мечей старого периода. Они имеют объединяющее название "Пять Школ". У каждой из школ были свои ответвления, и каждая провинция создавала и развивала свои собственные, отличные от других методы ковки мечей.
Школа Бизен. Провинция Бизен состояла из южной половины теперешней префектуры Окаяма. Поскольку Бизен близка к континенту, считается, что искусство ковки мечей появилось там очень рано. Условия для кузнецов в Бизен были идеальными, и в течение тысячи лет деревня Осафуне, находившаяся в восточной части провинции, являлась центром производства мечей. Томонари (около 1100 г. н.э.) считается основателем школы Бизен. Его последователями были Канехира, Сукехира, Нобуфуса, Такахира и Масацуне. Эти кузнецы известны как Ранняя Школа Бизен (Ко-Бизен). Основные ветви Школы Бизен: 1) Фукуока, 2) Йошиока, 3) Осафуне, 4) Йошии, 5) Омия.
Школа Ямаширо. Киото, центр провинции Ямаширо, являлся имперской столицей с 794 г. до 1868 г. Естественно, что здесь существовал большой спрос на мечи. Основателем школы был Мунечика (около 987 г. н.э.). Основные ветви школы Ямаширо: 1) Санджо, 2) Ауатагучи, 3) Раи, 4) Аякоджи, 5) Нобукуни, 6) Хасебе, 7) Хэян-джо.
Школа Ямато. Считается, что когда город Нара (провинции Ямато) был столицей, в провинции было много хороших кузнецов. Однако, после 794 г. большинство из них переехало в новую столицу - Киото. Около 1200 г. кузнецы вновь появились в Нара, когда различным религиозным сектам, начавшим приобретать власть в городе, понадобилось оружие для своих последователей. Ответвления этой школы обычно именовались по названиям храмов: 1) Тома, 2) Тегаи, 3) Хошо, 4) Ширикаге, 5) Сенджу-ин.
Школа Сошу (Сагами). Центром производства мечей провинции Сошу (Сагами) был город Камакура, в котором первый сегун Минамото Еритомо установил свое правительство в 1192 г. Хотя условия в Камакура были не очень благоприятны для развития кузнечного искусства, он привлекал многих мастеров своей воинской атмосферой. Основные ветви: 1) Ямаширо (состоит из кузнецов, переехавших из Ямаширо), 2) Бизен (состоит из кузнецов, переехавших из Бизен), 3) Сошу.
Школа Мино (Секи). Центром школы Мино был город Секи. Считается, что она основана учениками кузнеца Масамуне, из Сошу. Ранние работы этой школы очень хороши и трудно отличимы от мечей Сошу. Однако большинство последующих работ школы были плохого качества. Основные ветви этой школы: 1) Канеуджи, 2) Канешиге.
Во время старого периода искусство производства мечей процветало и в других провинциях Японии. Выдающимися кузнецами периода Хэйан были: Ясуцуна, Санемори, Арицуна, Ничиджо из Хоки, Морицуру из Бичу, Джошу (Садахиде) из Бунго, Юкиясу из Сацума. 70 лет междоусобных войн после 1467 г. известны как период Сенгоку Джидай. Чтобы удовлетворить все возрастающий спрос на мечи кузнецы начинают их массовое производство, что отрицательно сказывается на качестве. В середине 16 века достижения кузнецов получают официальное поощрение императора. Он присваивает почетные титулы некоторым кузнецам: обычно к имени мастера прибавляются название провинции и титул. Наиболее частыми титулами были Суке, Джо, Дайджо и Ками. До нашего времени дошло много мечей периода Сенгоку Дзидай, но лишь немногие из них можно считать хорошими.
3. Новый период (Синто) (1530 г. - 1867 г. н.э.). Ода Нобунага и Тойотоми Хидееши кладут конец длительным войнам. Наступает период мира и функциональное значение меча начинает утрачиваться: дайто (длинный меч) укорачивается, режущая часть уменьшается до двух футов, а самураи носят его за поясом. В начале Нового периода много опытных мастеров-оружейников находится в Осаке - Киото. Традиционные, отличительные методы Пяти Школ утрачиваются и почти во всех расположенных у замков городах производят мечи. В период Токугава, Эдо (Токио) является центром производства мечей и привлекает много хороших кузнецов, но к концу периода это искусство приходит в упадок и акцент смещается с качества на внешний вид оружия. Кузнецы богато украшают свои изделия экстравагантным растительным орнаментом, изображениями драконов и т.д. (в отличие от простых надписей на санскрите на старых мечах). Даже на клинки мечей помещаются изящные изображения кленовых листьев, вишни, хризантем и горы Фудзи. Более половины всех существующих в настоящее время самурайских мечей были сделаны в Новом периоде.
4. Современный период (Син-Синто) (после 1868 г. н.э.). Феодальная система исчезает, и с ней падает престиж самурайского класса. Ношение мечей запрещается национальным декретом. Кузнецы, ранее специализировавшиеся на производстве мечей, вынуждены перейти на обычное кузнечное дело: производство мотыг, ножниц, ножей, подков и прочих предметов обихода. С тех пор не было ни одного великого кузнеца. Во время периода Мейджи (1869 г. - 1912 г. н.э.) самурайские мечи экспортировались, в основном во Францию и США. Начало этого века было золотым временем для коллекционеров мечей в США, и в то время публиковалось много книг, посвященных самурайским мечам и их орнаментике. В начале периода Сева (1926 г. - по настоящее время) (Эпоха Сева закончилась в 1989 году. Сейчас идет эпоха Хэйсэй. Прим. пер.) начинает набирать силу национализм. Предпринимаются попытки возрождения производства мечей, и на выставке искусств Императорской Академии даже открывает специальный раздел, посвященный самурайским мечам. К началу Второй Мировой Войны в Японии уже существует примерно 100 кузнецов, которые, помимо основной работы, делают мечи. На многих клинках периода Сева стоит клеймо цветущей вишни с символом Се (Сева). Многие мечи, производившиеся за последние 40-50 лет, а также полицейские и парадные мечи, нельзя считать самурайскими мечами, потому что их делали современными методами, отличными от традиционных ручных методов ковки и закалки.
Немного статистики
Согласно имеющимся данным, за всю историю Японии, вплоть до революции Мейдзи 1868 г., существовало около 13 тысяч профессиональных кузнецов - мечников. Если учесть, что каждый кузнец производил за свою жизнь около 100 мечей, общее число произведенных самурайских мечей составляет примерно 2 миллиона. До Второй Мировой Войны существовало около 1,5 миллионов мечей (включая произведенные заводскими методами), почти треть из них были более двух футов длиной (дайто). Около 200 тыс. из них были произведены по заказу японского правительства на специальных заводах, или кузнецами, жившими после революции Мейдзи. В настоящее время, в Японии находится не более 100 тыс. мечей. В США находится больше самурайских мечей больше чем в Японии - около 70% всех существующих в настоящее время. Примерно 250 - 350 тыс. мечей было завезено в США солдатами. Большинство из них - дайто, ранее использовавшиеся японскими офицерами. Большинство мечей, из привезенных в США солдатами относятся к типу буке-зукури.
https://members.lycos.co.uk/Kendo/sword.html
вакидзаси — короткий традиционный японский меч. в основном использовался самураями и носился на поясе. длина клинка — от 30 см до 61 см. общая длина 50—80 см. клинок односторонней заточки, малой кривизны. вакидзаси по форме похож на катану. его носили в паре с катаной, также затыкая за пояс лезвием вверх.
вакидзаси изготавливался с дзукури различной формы и длины, обычно более тонким, чем у катаны. у вакидзаси нику (степень изогнутости лезвия) намного меньше, поэтому по сравнению с катаной этот меч резал мягкие объекты более резко. обычно рукоятка вакидзаси квадратного сечения.
в паре дайсё (два основных меча самурая: длинный и короткий) вакидзаси использовался в качестве короткого меча (сето).
самураи использовали вакидзаси в качестве оружия тогда, когда катана была недоступна. в ранние периоды японской истории кинжал танто носился вместо вакидзаси. входя в помещение, воин оставлял катану у слуги или на катанакакэ — двухъярусной деревянной подставке.
вакидзаси всегда носился при себе, служа личным оружием самурая. буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». опытные самураи использовали вакидзаси в бою как второе оружие — для нанесения неожиданного удара. катана при этом удерживалась в главной руке и служила основным оружием.
также вакидзаси использовался для проведения ритуального самоубийства (сэппуку) — если у самурая отсутствовал предназначенный специально для этой цели кинжал кусунгобу — и для мелких повседневных дел.
в отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. они использовали этот меч в качестве полноценного оружия, ибо по статусу не имели права носить катану.
дайсё (букв. «большой-малый») — пара мечей самурая, состоящая из сёто (короткого меча) и дайто (длинного меча). длина дайто — более 66 см, длина сёто — 33—66 см. дайто служил основным оружием самурая, сёто — запасным и дополнительным оружием, применявшимся в ближнем бою, для отрубания голов или харакири. обычай ношения двух мечей окончательно сложился в Xvi веке.
дайсё использовалась исключительно самурайским классом. этот закон свято соблюдался и неоднократно подтверждался указами военных лидеров и сёгунов. дайсё была важнейшей составляющей костюма самурая, его сословным удостоверением. воины относились к своему оружию соотвествующим образом — бережно следили за его состоянием, держали подле себя даже во время сна. другие классы могли использовать сёто или дайто по отдельности. самурайский этикет требовал снимать длинный меч при входе в дом (как правило, он оставлялся у слуги либо на специальной подставке), короткий меч самураи всегда носили при себе и использовали в качестве личного оружия.
[
b]дайто и сёто. историческая справка[/b]
до Xiv в. катаной назывался длинный кинжал или короткий меч, заткнутый за пояс. в это время катана выполняла роль сёто. в качестве дайто использовался меч тати. в Xiv—xv вв. в японии закрепился метод ношения мечей за спиной лезвием вверх. оружие вынималось из ножен сверху-вниз как левой так и правой рукой. в этот период катаной стал называться длинный меч (соответственно, катана стала выполнять функцию дайто). в качестве сёто стал использоваться короткий меч вакидзаси.
таким образом, дайто и сёто являются классами мечей, но не названием определённого оружия. это обстоятельство послужило причиной неверного употребления данных терминов. например, в европейской и отечественной литературе катаной ошибочно называется только длинный меч (дайто).
самурай, буси — в феодальной японии в широком смысле — светские феодалы, начиная от крупных владетельных князей (даймё) и кончая мелкими дворянами; в узком и наиболее часто употребляемом значении — военно-феодальное сословие мелких дворян. хотя слова «самурай» и «буси» очень близки по значению, но всё же «буси» это более широкое понятие, и оно не всегда относится к самураю.
начало выделения самураев как особого сословия обычно датируется периодом правления в японии феодального дома минамото (1192—1333). сословие самураев получило чёткое оформление во время правления в японии сёгунов из феодального дома токугава (1603—1867). наиболее привилегированный слой самураев составляли так называемые хатамото (буквально — «под знаменем»), являвшиеся непосредственными вассалами сёгуна. хатамото в своём большинстве занимали положение служивого слоя в личных владениях сёгуна. основная масса самураев являлась вассалами князей; чаще всего они не имели земли, а получали от князя жалование рисом.
кодекс поведения самурая «бусидо» был проникнут духом беспрекословного подчинения господину и презрения к смерти. законодательство токугава разрешало самураю безнаказанно убивать на месте «простолюдина, который неприличествующим образом ведёт себя по отношению к членам военного класса». в период правления дома токугава, когда внутренние феодальные войны были прекращены, военные отряды самураев использовались главным образом для подавления крестьянских восстаний.
вместе с тем, даймё не нуждались в таких больших отрядах самураев, которые существовали ранее, в периоды феодальных войн, и число самураев в их военных отрядах сокращалось. часть самураев превращалась в ронинов (деклассированных самураев, вассальная зависимость которых от князей прекратилась; ронины часто переходили на положение горожан, занимались ремеслом, торговлей и другой деятельностью). иные самураи пополняли ряды ниндзя — наёмных убийц.
процесс внутреннего распада сословия самураев заметно усилился с середины Xviii века. многие самураи, даже не переходя на положение ронинов, занимались торговлей, ремёслами и т. д. рядовые самураи (особенно в княжествах сацума, тёсю, тоса и хидзен), тесно связанные с буржуазией, сыграли значительную роль в незавершённой буржуазной революции 1867—1868 (см. мэйдзи исин). после неё сословие самураев, как и другие феодальные сословия, было упразднено, однако самураи не потеряли своего привилегированного положения.
значительная часть самураев, ещё при токугава фактически владевшая землёй (госи), стала после аграрных законов 1872—1873 и юридическим собственником этой земли, войдя в состав так называемых «новых помещиков». из среды бывших самураев.
--------------------------------------------------------------------------
- Подпись автора
"her penultimate sighs called softly on the kindling wind
her saintly eyes filling with tears, lifting with truth
and then a golden flash like the onset of heaven
leaving her screams breaking my heart
and in the grip of fire I knew the death of love"!Член клуба Позити ффф