Дата рождения: 28 декабря 1954
Место рождения: Монт-Вернон, штат Нью-Йорк, США
Гражданство: США
Профессия: актёр, режиссер, продюсер
Положительный герой экрана родился 28 декабря 1954 года в городке Монт Вернон в семье священника. Очевидно, об актерской карьере он и не думал, возможно, поэтому после окончания школы собирался стать журналистом. Свою ошибку Дензел понял, оказавшись в университете на студенческих подмостках, из университета ушел и перевелся в Сан-Франциско, в Американскую театральную консерваторию. Выяснилось, что и это не предел его мечтаний. После года учебы Вашингтон навсегда покинул стены образовательных заведений и отправился на поиски работы. Молодой, высокий, с бездной обаяния, он пришелся ко двору практически моментально. Достаточно было появиться в нескольких телевизионных постановках, и продюсеры его заметили.
Первой ролью в большом кино стала комедия Майкла Шультца "Копия в негативе" (1981), сатирическая история, как у белого, не отличающегося толерантностью бизнесмена, внезапно объявился чернокожий сын. Энергия юного "бастарда" била через край, он буквально лез на рожон, требовал признания самого себя, и очарованный таким внезапным отпрыском папаша ради сына ломал свою карьеру и семью. Режиссура Шультца оставляла желать лучшего, так же, как и шутки фильма, однако бизнесмена сыграл Джордж Сигал, и в паре с ним Вашингтон создал интересный, полный обаяния дуэт.
Жаль, комедийное начало, которое актер проявил в этой ленте, не стало доминантой в его последующей карьере. После успеха "Славы" Голливуд запатентовал Вашингтона как положительного героя боевиков и драм. Создавалось ощущение, что на экране Дензел может существовать лишь в двух ипостасях - или как хороший коп (их он переиграл немало - "Могучий Куинн", "Рикошет", "Виртуозность", "Осада", "Власть страха"), или как борец за права человека (даже странно, что академия прошла мимо его роли в "Филадельфии" (1993), где он сыграл адвоката, представляющего интересы зараженного СПИДом гея).
Может показаться, что, отыгрывая фильм за фильмом очередного всеамериканского кумира, Вашингтон постепенно превращался в деревянную статую, этакого истукана, которому больше и играть не надо - он и так уже положительный и обаятельный. Общую нерадостную картину скрашивали две сочные, противоречивые роли у Спайка Ли в "Блюзе о лучшей жизни" (1990) и "Его игре" (1998). Именно эти работы, а вовсе не пресный "Ураган" Картер в плоской драме Нормана Джуисона, наиболее адекватно передавали все же очевидный талант актера к перевоплощению. Спайк Ли в этих лентах был, как всегда, на высоте - в банальных, на первый взгляд, сюжетах он находил нетривиальные, живые, полнокровные, даже двойственные характеры. Вашингтон в "Блюзе" блестяще играл джазмена Блика Гиллиама, постепенно спускающего на тормозах свою потенциально блестящую карьеру, запутавшегося в отношениях с любимыми женщинами, друзьями и коллегами, своими менеджерами и самим собой. Для Спайка это был один из первых мудрых фильмов. Обожающий доводить до предела, до взрыва накипь сильнейших человеческих эмоций, здесь он приводил своего героя к финальному умиротворению: Гиллиам, на время отказавшийся от музыки, в последние мгновенья фильма вновь брался за любимый саксофон, а Вашингтон идеально воплощал эту потерянность пополам с пришедшей жизненной мудростью.
В другом фильме, "Его игра", актер рассказал историю Джейка Шаттлсуорта, заключенного, выпущенного из тюрьмы на несколько дней с условием, что он убедит своего сына, талантливого баскетболиста, поступить в нужный колледж ради местной спортивной команды. Одиссею неприкаянного, одинокого человека, пробивающего глухую стену отчужденности и неприятия между собой и собственным сыном, Вашингтон играл со свойственной ему сдержанностью, минимумом выразительных средств, что лишь усиливало драматизм ситуаций.
Конечно, был он великолепен и в другом совместном со Спайком Ли фильме, "Малькольм Икс", наверное, самом прославленном из всех; однако длинную, на четыре часа растянутую, задыхающуюся под бременем режиссерских амбиций и ритмических сбоев, чередующую блестящие фрагменты с откровенно проходными эпизодами, эту ленту о самом знаменитом черном экстремисте сложно назвать, прежде всего, удачей самого Ли. Впрочем, актуальность темы и реноме Спайка сделали "Малькольма" заметным явлением, и многих это убедило в несомненных актерских способностях исполнителя заглавной роли.
Убедительней все же оказался "Тренировочный день": здесь Вашингтон сыграл свою лучшую роль. Алонцо Харрис - брутальный, во всех смыслах грязный полицейский, устраивающий бег с препятствиями по пересеченной местности своему напарнику-новичку, молодому бледнолицему сопляку-идеалисту. Он продажный мерзавец, прикрывающийся собственной философией выживания, подлец, не знающий жалости и чести. Авторы фильма были последовательны до конца, они не дали послаблений характеру героя, не пошли на компромиссы и очевидные в таких случаях уловки. Вашингтон начал и логично завершил рисунок созданного им образа, намеренно сыгранного против своего предыдущего актерского опыта, своего амплуа и, наконец, против Американской киноакадемии, все это время замечавшей лишь его социально и политкорректно значимые роли. Для академии это тоже был своего рода вызов - наградить "Оскаром" сугубо отрицательную роль, в обход традиционной для нее роли безумного гения из "Игр разума". Это было честней, и с художественной точки зрения: полновесный, объемный герой Вашингтона был намного ярче и убедительней мастеровитого, но механического и какой-то выморочного Расселла Кроу.
Насколько вдохновил успех "Тренировочного дня" Дензела Вашингтона, станет ясно в ближайшие годы. Определенно, он не желает расстраивать своих поклонников, с каждым новым его появлением на экране привыкших сопереживать любимому актеру, ждущих позитивных эмоций. К большим свершениям это не приводит - в детективе "Вне времени" Вашингтон все тот же благородный коп, а в драме Ника Кассаветеса "Джон Кью" все тот же всеамериканский супермен, пусть и явленный в образе отчаявшегося человека, который захватывает клинику с одной лишь целью - чтобы его умирающему сыну сделали операцию на сердце. Значимостью темы и актуальностью проблематики отдает и его режиссерский дебют "Антуан Фишер", увы, тоже лишенный измерения подлинного искусства, призванного провоцировать зрителя не на банальные переживания, на сложные реакции ума и сердца. Что еще предложит нам главный Малькольм Икс Голливуда, покажет время.
Фильмография: Актёр
--------------------------------------------------------------------------------
1981 -- Копия в негативе / Carbon Copy
--------------------------------------------------------------------------------
1984 -- История солдата / A Soldier's Story
--------------------------------------------------------------------------------
1986 -- История Джорджа МакКенны / The George McKenna Story
--------------------------------------------------------------------------------
1986 -- Власть / Power
--------------------------------------------------------------------------------
1987 -- Крик свободы / Cry Freedom
--------------------------------------------------------------------------------
1988 -- Встреча / Reunion
--------------------------------------------------------------------------------
1989 -- Могучий Куинн / The Mighty Quinn
--------------------------------------------------------------------------------
1989 -- Слава /Glory
--------------------------------------------------------------------------------
1989 -- За королеву и отечество / For Queen & Country
--------------------------------------------------------------------------------
1990 -- Блюз о лучшей жизни / Mo' Better Blues
--------------------------------------------------------------------------------
1990 -- Состояние сердца / Heart Condition
--------------------------------------------------------------------------------
1991 -- Рикошет / Ricochet
--------------------------------------------------------------------------------
1992 -- Миссисипская масала / Mississippi Masala
--------------------------------------------------------------------------------
1992 -- Малкольм Икс / Malcolm X
--------------------------------------------------------------------------------
1993 -- Дело о пеликанах / The Pelican Brief
--------------------------------------------------------------------------------
1993 -- Филадельфия/ Philadelphia
--------------------------------------------------------------------------------
1993 -- Много шума из ничего / Much Ado About Nothing
--------------------------------------------------------------------------------
1995 -- Виртуальность / Virtuosity
--------------------------------------------------------------------------------
1995 -- Дьявол в голубом платье / Devil in A Blue Dress
--------------------------------------------------------------------------------
1995 -- Багровый прилив / Crimson Tide
--------------------------------------------------------------------------------
1996 -- Жена священника / The Preacher's Wife
--------------------------------------------------------------------------------
1996 -- Мужество в бою / Courage Under Fire
--------------------------------------------------------------------------------
1998 -- Осада / The Siege
--------------------------------------------------------------------------------
1998 -- Его игра / He Got Game
--------------------------------------------------------------------------------
1998 -- Падший / Fallen
--------------------------------------------------------------------------------
1999 -- Ураган / The Hurricane
--------------------------------------------------------------------------------
1999 -- Власть страха или Собиратель костей / The Bone Collector
--------------------------------------------------------------------------------
2000 -- Вспоминая «Титанов» / Remember the Titans
--------------------------------------------------------------------------------
2001 -- Тренировочный день / Training Day
--------------------------------------------------------------------------------
2002 -- Джон Кью / John Q.
--------------------------------------------------------------------------------
2002 -- История Антуана Фишера / Antwone Fisher
--------------------------------------------------------------------------------
2003 -- Вне времени / Out of Time
--------------------------------------------------------------------------------
2004 -- Манчжурский кандидат / The Manchurian Candidate
--------------------------------------------------------------------------------
2004 -- Гнев / Man on Fire
--------------------------------------------------------------------------------
2006 -- Не пойман - не вор / Inside Man
--------------------------------------------------------------------------------
2006 -- Дежавю / Deja Vu
--------------------------------------------------------------------------------
2007 -- Американский гангстер / American Gangster
--------------------------------------------------------------------------------
2007 -- Мастера дебатов / The Great Debaters
--------------------------------------------------------------------------------
Фильмография: Режиссер
--------------------------------------------------------------------------------
2002 -- История Антуана Фишера / Antwone Fisher
--------------------------------------------------------------------------------
2007 -- Мастера дебатов / The Great Debaters
- Подпись автора
"her penultimate sighs called softly on the kindling wind
her saintly eyes filling with tears, lifting with truth
and then a golden flash like the onset of heaven
leaving her screams breaking my heart
and in the grip of fire I knew the death of love"!Член клуба Позити ффф