В свете различные территориально-языковых "номеров" наших политиков и ближайших соседей интересен взгляд на подобный же идиотизм, творящийся в Японии.
обширная статья Куланова А.Е.
Журналист, специалист в области политической имиджелогии и кросскультурных
коммуникаций. Руководитель Центра восточных исследований Академии
имиджелогии. Член Ассоциации японоведов.Родился в 1970 г. в Подмосковье. Окончил Ярославское высшее военное
финансовое училище. Служил в воздушно-десантных войсках.С 1998 г. занимается изучением Японии. Корреспондент журналов "Япония
сегодня" (1998-2000) и "Дипломат" (2000-2002). В 2002-2003 гг. исследовал проблемы
компаративного анализа имиджей России и Японии в аспирантуре Токийского
университета. Основатель и главный редактор интернет-издания "Японский
журнал — Japon.ru" (2003-2007). Главный редактор журналов "Додзё" и "Будокан"
(2005-2006). С 2007 г. сотрудник Московского бюро крупнейшей японской
газеты "Иомиури" (Yomiuri shimbun).Публикуется с 1998 г. Автор (C) нескольких сотен статей, опубликованных в десятках
изданий России, Японии и США. Автор (C) книг "Тайва" (2003), "Россия и Япония:
имиджевые войны" (совместно с В.Э. Молодяковым, 2007), "Обратная сторона
Японии. Тайва-2", "Обнаженная Япония. Эротическая традиция Страны солнечного
корня". Участник ряда коллективных издательских проектов Института Востоковедения
РАН, а также один из авторов Популярной иллюстрированной энциклопедии "Япония
от А до Я".Выступал в качестве консультанта в нескольких кино— и телепроектах, в том числе на
съемках документального телесерила "В тени Восходящего солнца" (ОРТ,1999г.)
и художественного фильма "Солнце" (реж. А.Сокуров, 2005).Организовал и провел ряд других проектов в области межкультурных коммуникаций,
в том числе первый в России международный симпозиум по боевым искусствам под
эгидой ООН. Участник проекта Японского фонда "Что такое Япония", в рамках
которого прочел цикл лекций в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Омске, Киеве."Награжден медалью "За отличие в военной службе" (Россия), "In the Servise of
Peace" (ООН), Памятной медалью Общества Воинской добродетели Великой Японии
(Дай Ниппон Бутоку кай, Япония), Почетным свидетельством Национальной академии
традиционного джиу-джицу "Кёдзицу дзиссэн будо". Номинант премии Японского
фонда "За поддержку международного сотрудничества" (2006).
Документ довольно большой, но оно того стоит. Строго говоря, это и не статья даже, а так называемые «Десять рекомендаций Политического совета «Японского форума по международным отношениям» кабинету министров Японии», получившие общее заглавие «Природа российского государства и стратегия Японии по отношению к России».
Комментарии выделены курисивом.
Статья была опубликована 28 февраля 2008 года.
Настоятельно рекомендую прочесть.
1. Япония и Россия не могут иметь действительно нормальных отношений без решения проблемы Северных территорий
Возвращение Северных территорий является ключевым моментом самого существования нашей страны, это вопрос достоинства и целостности Японии.
Нет возражений – в конце концов каждая страна имеет право сама определять круг вопросов, которые касаются ее суверенитета. Но в таком случае, японская сторона, неоднократно признававшая, что сама по себе «проблема северных территорий» инспирирована США (в качестве примера можно привести книгу «Вехи на пути к заключению мирного договора», в написании которой, судя по всему принимали участие и некоторые из авторов данных «Рекомендаций» (вопрос 34, стр. 92)), должна по логике вещей признать и то, что ценность вопроса «достоинства и целостности Японии» зависит от его оценки Госдепом США. Что же получается – Япония – очень суверенная держава… в рамках признания этой суверенности США?
Тот факт, что острова до сих пор не возвращены, является главной причиной, по которой японцы относятся к России с недоверием.
Знаете, если бы это было правдой, я бы стал одним из борцов за «отдачу» этих островов Японии. Но это – неправда. К сожалению, корни противостояния Японии и России и глубже, и разветвленнее. Подробнее – читайте нашу с д-ром В.Э. Молодяковым книгу «Россия и Япония: имиджевые войны»
Россия часто выступает с предложением развивать двусторонние отношения в тех сферах, где можно достичь прогресса, например, во внешней торговле, что создаст предпосылки для подписания мирного договора. Истинная причина этого предельно проста — отложить решение территориального спора в 'долгий ящик'.
Это очевидно — в то время когда экономические отношения двух стран укрепляются, позиция России относительно мирного договора становится более жесткой. Однако и в этих условиях, политика японского правительства, начиная с трех принципов, провозглашенных Хасимото и кончая сегодняшним Японо-российским Планом действий, основывается на том, что предлагает Россия, то есть — на
развитии двусторонних экономических связей.Любопытный разворот: политика Японии основывается на том, что предлагает Россия. Такого мне еще читать не приходилось! Но и это не финал: Оказывается, это Россия предлагает развитие двусторонних экономических связей. В таком случае, следует, вероятно, понимать, что Япония такого развития не предлагает – это однозначно видно из приведенной выше цитаты, и осуждает – это видно из логики и тона этой же цитаты. В таком случае, советники Форума либо противоречат официальным представителям
Японии всех уровней, утверждающих, что им нужны «двусторонние экономические связи с Россией», либо те просто врут.Однако Япония и Россия не смогут иметь нормальные отношения, основанные на доверии, не решив проблему Северных территорий. Япония должна сделать так, чтобы это поняли все и за рубежом и внутри страны. Когда Россия предлагает развивать экономические связи даже без решения территориальной проблемы, Япония должна четко дать понять России что: (1)отсутствие решения привело к серьезному чувству недоверия; (2) это недоверие ограничивает японские инвестиции в Россию и сотрудничество с ней; (3) только решение проблемы побудит Японию прилагать усилия для полномасштабного экономического сотрудничества.
За последние 6 лет объем товарооборота между нашими странами вырос в 5 раз. Недоверие при этом, если верить советникам, растет?
2. Сегодняшняя позиция России: ничего не менять, а еще раз подтверждать свою изначальную сущность
Россия вернула себе статус великой державой благодаря выросшим ценам на энергоресурсы. Коллапс Советского Союза и экономический кризис 90-х годов унизил русских, однако они распрямили свои спины и лидеры государства усиленно работают над концентрацией большей власти в руках правительства, над
возвращением страны на международную арену. Усилия России стать военной сверхдержавой, ее желание соперничать с США, в целом противостоять Западу, — все это складывается в стремление восстановить статус великой державы. Вот почему Россия отказывается от помощи других стран, настаивает на принципе взаимодействия, и сама готова помогать другим странам. Внутри страны растет государственный контроль при усилении центрального правительства, а свобода слова и демократизация общества теряют почву под ногами. Отношения с Западом портятся из-за роста национализма и позиционирования себя в качестве великой державы. Как часть этой эволюции позиция России относительно Северных территорий также ужесточается.Японское правительство и народ должны осознать, что нынешний подход России не означает перемен, а является восстановлением ее подлинной сущности.
Период Горбачева и Ельцина был ознаменован тем, что Россия стала разделять с Западом одни ценности, началась разрядка международной напряженности, но эти дни, в действительности, стали исключением из общего исторического контекста развития названной страны. Ценности российской молодежи, а также влияние новой бизнес-элиты сделали невозможным возвращение страны назад в Советский Союз. Но, несмотря на это, в ближайшем обозримом будущем не просматривается надежда на то, что Россия создаст правительство и общественную систему, аналогичные тем, которые существуют на Западе и в
Японии. Поэтому Япония должна присоединиться к критике со стороны мирового сообщества за отход России от демократических позиций.Да кто ж не дает? Присоединяйтесь, критикуйте! Только, извините, при чем здесь острова?
3. Создать ясное понимание проблем, связанных с суверенитетом Японии
Простые японцы имеют очень нечеткие представления и не проявляют особого интереса к вопросам государственного суверенитета своей страны. Конечно, было необходимо избавиться от того вида национализма, который доминировал в довоенной Японии. Однако идеалы, принятые послевоенным поколением японцев, а также образование, которое они получили, привели к отрицанию японской
государственности или игнорированию проблем национального суверенитета. Эта тенденция несколько ослабла в свете напряженности в отношениях с КНДР и Китаем, но даже и теперь некоторые политики и чиновники, чья работа заключается в управлении государственными делами, зачастую делают заявления
и совершают поступки, которые показывают, что они не полностью отдают себе отчет в вопросах суверенитета Японии. Например, некоторые политики давали понять, что Япония отложила территориальный вопрос в 'долгий ящик', или же склоняется к предложению вернуть только два из четырех островов. В течение нескольких лет бывший премьер-министр Коидзуми не удосуживался
посещать ежегодные национальные собрания, где выдвигались требования вернуть Северные территории. С другой стороны, он посетил церемонию, проведенную в России по случаю 60-й годовщины победы Союзнических сил над нацистской Германией. Действия и жесты Коидзуми были явно примиряющими, несмотря на то, что японско-российские проблемы, возникшие в результате Второй мировой войны, сегодня до сих пор еще не решены. И это несмотря на то, что президент США раскритиковал Ялтинское соглашение во время визита в Европу, президенты Эстонии и Литвы проигнорировали приглашение на эту церемонию, а президент Латвии, приняв в ней участие, подверг критике советскую оккупацию прибалтийских стран.Может быть, для японцев это и звучит нормально, но не для русских. Сравнение митинга за возврат «северных территорий» и празднования годовщины победы над нацизмом, и нам, и японским советником кажется несправедливым. Только для японцев важнее – «северные территории». Еще бы – это ж «национальный суверенитет», а у нас всего лишь десятки миллионов погибших, наш – жалкий,
видимо, суверенитет, да угроза уничтожения нации. Несравнимые величины. Возникает закономерный вопрос: понимают ли японские политологи, среди которых, наверняка, были и видные советологи, что они оскорбляют Россию, русских своим отношением к тому немногому святому, что у нас осталось?
Но даже если и отбросить пафос, а заняться практическим пиаром, то можно посочувствовать курсу японской дипломатии в отношениях с Россией, если он будет взят на Эстонию и Латвию. Либо советники не знают реалий, либо сознательно хотят войти в круг ближайших врагов России.Некоторые члены парламента и японские политики склонны игнорировать проблему и забывать ее историю. Из-за этих действий и заявлений, естественно, начинает казаться, что и японский народ теряет свое твердое желание вернуть острова. Правительство и политики должны использовать образовательные и PR-компании, а также форум, который предложил парламент, чтобы японский народ полностью осознал тот факт, что территориальная проблема затрагивает не только японско-российские отношения, — этот фундаментальный вопрос затрагивает сам суверенитет нации. Более того, для того чтобы молодое поколение не было безграмотным в этом вопросе, в школьной программе
надо уделить ему большее внимание, напрямую увязав с вопросом национального суверенитета.Задумайтесь о том, какие, в результате такого воспитания, будут перспективы у наших отношений? И нужны ли после этого они нам вообще – такие?
4. Понять, что призыв вернуть только четыре острова сам по себе является
уступкойРоссия часто заявляла, что, как победитель в войне, она имеет право на захват и удержание японской территории. Япония должна оспаривать этот аргумент. Действительно, во времена Русско-японской войны (1904-1905 г.г.), победитель имел законное право требовать территории и/или репарации. Это право было признано мировым сообществом. Однако после Первой мировой войны мировое сообщество пришло к консенсусу и стало отвергать право на территориальную экспансию. Кроме того, пакт
Бриана-Келлога (1928 г.) запретил саму войну как преступление.Простите, в Японии об этом узнали только сейчас?
После Второй мировой войны международный порядок принял параметры Атлантической хартии (1941 г.), Каирской декларации (1943 г.) и Хартии ООН (1945 г.), каждая из которых была основана на принципах пакта.
Каирская декларация обещала то, что 'Япония будет лишена всех территорий, которые были получены путем насилия и алчности'. После войны Япония, действительно, ушла из Манчжурии и отказалась от претензий на Тайвань, Корейский полуостров и другие территории. Но, в конце концов, Япония не получала территорию Курильских островов (Тисима) путем 'насилия и алчности'.
Она получила их каким-то другим путем?
Согласно Каирской декларации, союзники 'не желают получить выгоду и не думают о территориальной экспансии'. Условия капитуляции Японии для Советского Союза были ограничены условиями, которые были обозначены в Потсдамской декларации (1945 г.), и Россия — преемница СССР, также признала эту декларацию, и вынуждена поэтому выполнять 'условия Каирской декларации' (что вытекает из Потсдамской декларации). Ялтинское соглашение, которым СССР легитимировал оккупацию островов, нарушает принципы, заложенные в Атлантической хартии и Каирской декларации. Да и в любом
случае, Япония не является участником этого соглашения. Япония отказалась от всех претензий на Курильские острова по Сан-францисскому мирному договору, несмотря на то, что она была не обязана этого делать, но СССР не был участником этого договора, поэтому его преемница, Россия не должна использовать этот факт, как аргумент в свою пользу.Я не сторонник путинской риторики, но иначе как «двойной моралью» это назвать нельзя: Получается,
что в отношениях с другими странами Япония называет белое белым, но если идет перевод на
русский язык, то черным?Японское правительство призывает возвратить только четыре острова, что является важнейшей уступкой. Исходя из чувства реализма, мы поддерживаем эту позицию японского правительства, но позвольте также заявить в отношении этих четырех островов — с точки зрения истории и международного права, Япония абсолютно не должна отказываться от них, а Россия не имеет
никакого оправдания их оккупировать. Японский народ должен ясно понять логику японской позиции, и японское правительство должно решительно призвать международное сообщество согласиться с этим пониманием.5. Четко и аргументировано опровергать искажение фактов российской стороной
В последние годы, как только речь заходит о проблеме Северных территорий, Россия упирается. В своих недавних заявлениях российский президент, министр иностранных дел, представители правительства, глава комитета Государственной Думы по международным делам и другие, бросают вызов историческим фактам и явно противоречат прежним двусторонним соглашениям и даже прежним позициям России по данному вопросу.
Япония должна открыто опровергать и критиковать нелогичные суждения России, выражать свое недовольство и занять более жесткую позицию по этому вопросу национальной значимости, не боясь при этом временных осложнений в дипломатических и экономических отношениях.
Да, бояться не надо, Если японское правительство примет эти рекомендации за основу политики в отношении России, надо будет не бояться, а готовиться, потому что Россия вряд ли начнет испытывать после этого какие-то симпатии к Японии.
Когда российские официальные лица приводили абсурдные доводы или безосновательные высказывания, рассчитанные для внутреннего употребления, японское правительство пошло по дипломатическому пути, заявив, что предъявление каждый раз контраргументов означает уход дискуссии на более низкий, детский уровень. Но эти шаги неправильно истолковываются на международной арене. Более того, когда такие публичные заявления делаются в России и печатаются в местной прессе, протестов лишь на дипломатическом уровне недостаточно.
Если мне не изменяет память, японцы протестуют не только на дипломатическом уровне – или машины с громкоговорителями, митинги и т.п. шелуха – тоже акции МИДа? Если нет, то о чем речь?
Японское правительство не должно каждый раз их опровергать, а вместо этого необходимо постоянно настаивать на здравой логике японской позиции по данному вопросу и продолжать отстаивать идею о том, что Япония не может идти на компромисс в деле, затрагивающем суверенитет страны. Похоже, что Россия беспечно верит в то, что имеет право искажать историю, поскольку японское правительство не выступает единым серьезным фронтом. Она также полагает, что двусторонние отношения не пострадают, даже если занять более жесткую позицию по данному вопросу.
6. Прилагать постоянные усилия к приемлемому соглашению, избегая поспешных, неэффективных
шаговУсловия для подписания российско-японского мирного договора пока еще не созрели. В сегодняшних обстоятельствах японскому правительству будет неподобающе делать все ради надежды на то, что компромиссное решение будет все же принято. Россия расценит эти шаги как знак слабости и будет еще больше упираться. В действительности, подобный переговорный метод будет иметь прямо противоположный эффект. В России, как потенциальной сверхдержаве, наблюдается подъем национализма и национальной гордости, силовики прибирают к рукам все больше власти — любой объективно рассуждающий человек может понять, что ситуация сейчас складывается не в пользу японской позиции. Президент В.Путин известен как ярый сторонник достижения соглашения с Японией по вопросу Северных территорий, он призывает обе стороны к компромиссу.
Это плохо? Не нужно соглашение? Илои ТАКОЕ не нужно? Но у России ведь могут быть свои интересы? Или только Япония – суверенная страна?
Но для сегодняшней России 'компромисс' означает возвращение, самое большее, Шикотана и Хамобаи. Но даже и в этом случае будут прилагаться дополнительные условия. Другими словами, нет повода для оптимизма в ближайшем будущем, особенно пока В.Путин остается у власти. Также нет гарантии того, что новое правительство после Путина предложит лучшие условия. Япония должна основывать свой поход на Токийской декларации о российско-японских отношениях (1993 г.), признавая при этом Совместную декларацию СССР и Японии (1956 г.), стремясь воссоздать базисные рамки для переговоров по заключению мирного договора. В то же время Япония не должна питать иллюзий о том, что всего можно достичь в ближайшей перспективе. Но этот подход и не означает того, что Япония откладывает решение вопроса. Наоборот, она будет готовить сильную и созидательную инициативу для подходящего момента, когда появится возможность. В случае постоянного давления на позицию России по отношению к Японии, эта возможность может появиться гораздо раньше. В то же время правительство Японии и деловые круги должны прикладывать постоянные усилия к тому, чтобы эта проблема не была забыта и не игнорировалась теми в стране, кто к этому будет стремиться.
7. Иррациональность попыток добиваться возвращения сначала только двух островов
Иногда высказывается точка зрения о том, что, раз Россия действительно стремится соблюдать заключенное Советским Союзом соглашение 'передать Японии группу островов Хабомаи и остров Шикотан... после заключения мирного договора между Японией и Союзом Советских Социалистических Республик' (Совместная декларация СССР и Японии, 1956 г.), почему бы тогда не получить эти два острова и не продолжить потом переговоры о возвращении еще двух — Итурупа и Кунашира? Проблема заключается в том, что Россия не отдаст назад гряду Хабомаи и остров Шикотан до тех пор, пока мирный договор не подписан, но с другой стороны, подписание мирного договора будет означать разрешение всех двусторонних послевоенных проблем, что сделает невозможным проведение переговоров по статусу двух других островов. Россия интерпретирует Совместную декларацию таким образом, что возвращение Хабомаи и Шикотана является полным разрешением спорной проблемы. Есть в Японии и те, кто думают, что положение о продолжении переговоров может быть включено в текст мирного договора, или же на эту тему можно заключить отдельное дополнительное соглашение. Такая точка зрения абсолютно нереалистична — Россия не согласится с дополнительными положениями, но даже если и согласится, то во время последующих переговоров она не будет подходить серьезно к возвращению гораздо больших по территории Итурупа или Кунашира. Таким образом, нет никакого смысла добиваться сначала возвращения по Совместной декларации Хабомаи и Шикотана. Более того, Япония должна сохранять свое требование о возвращении всех четырех островов и проводить об этом переговоры, основываясь на Токийской декларации о японо-российских отношениях, согласно которой за столом переговоров обсуждается не два, а все четыре острова. В любом случае, если для окончательного
урегулирования проблемы потребуется политическое решение, такое решение должно возникнуть
в ходе переговоров.Сейчас не место, перед началом обстоятельных переговоров, суетиться с предложением компромиссов.
8. Необходимо помнить и о преимуществах для России, которые несет улучшение двусторонних отношений
Некоторые полагают, что единственным интересом России к Японии был интерес финансовый, и что сейчас этот интерес пропал, поскольку экономика страны восстановилась, и она буквально 'купается в деньгах'. Это не тот случай. Неправильным также будет полагать, что потребность Японии в энергоресурсах делает ее зависимой от России, или что России не нужна Япония. Новая широко представленная национальная стратегия России заключается в развитии экономики, независимой от экспорта природных ресурсов, и эта стратегия подразумевает больший интерес к Японии, интерес, который приводит к 'новому открытию' нашей страны.
Кажется, оно уже начинается. Хорошенькое открытие!
России хорошо известно, что Япония обладает всеми необходимыми ей технологиями и промышленным опытом для рационального использования энергии, внедрения высоких технологий, высокоскоростными железными дорогами, атомными электростанциями, технологиями сжижения природного газа и многим другим.
Стремление России сотрудничать с Японией объясняется ее желанием стать державой с опорой на промышленное машиностроение, а не поиском капитала. Россия уже обладает достаточным накопленным капиталом, и теперь ищет надежные пути его инвестирования, например — в Японию. Япония же может предложить России многие преимущества, особенно после того, как российско-китайские отношения несколько охладели (см. Рекомендацию 9).
Мне могут не поверить, но за последний год я был свидетелем нескольких
серьезных переговоров между японским и российским бизнесом в
высокотехнологичных областях – то есть как раз там, где, по мнению японских
политологов, Россия кровно заинтересована в Японии. Так вот, всякий раз эти
переговоры проходили по инициативе ЯПОНСКОЙ СТОРОНЫ, и всякий раз наши
бизнесмены находили японские предложения неконкурентоспособными! Так кому
нужен такой бизнес?! Сегодня пришло сообщение: «В прошлом году "Тойота"
продала на российском рынке 157 тысяч новых автомобилей, сообщил
ранее глава европейского представительства "Тойоты" Тадаси Арасима.
В нынешнем году ожидаются продажи на уровне 200 тыс авто. В
результате Россия стала главным европейским рынком для "Тойоты",
oпередив Германию, подчеркнул Арасима. Сейчас на заводе "Тойота"
под Санкт-Петербургом собирают седаны "Камри". Изучается
возможность запуска новой линии для производства другой, более
доступной по цене модели, и если решение будет принято, то через
несколько лет в Шушарах начнут делать по 200-300 тыс таких
автомобилей». Японский бизнес празднует успех: «Тойота» и «Мицубиси» лучше всего продаются в России! Да, это приносит нам рабочие места, технологии, налоги, но японцам это приносит деньги. Так можно ли говорить, что это нужно только нам? И шантажировать нас этим?Экономические предпосылки вынуждают Россию занять более благожелательную позицию в
отношении Японии, однако это не означает, что появилась возможность легко решить проблему
северных территорий, или что Россия готова идти на политические уступки. Желание укрепить отношения с промышленно-развитыми странами для развития собственного научного и технологического потенциала может быть сколь угодно большим, но в то же время Россия сейчас переживает период растущего национализма и стремится вновь обрести статус великой державы. Перед лицом этого растущего гиганта Япония не должна вести себя робко и уступчиво — мы должны сохранить равный с Россией статус и занимать твердую позицию по вопросам нашего национального суверенитета.9. Вести мониторинг и быть готовым к изменениям в китайско-российских отношениях
Любые изменения в отношениях России с Китаем оказывают прямое влияние на ее отношения с Японией. Раскол между Россией и странами Запада увеличивается из-за того, что Россия все больше и больше укрепляет свои дипломатические и стратегические связи со странами Азии, особенно с Китаем. Россия, богатая природными ресурсами, и Китай, с самым большим мировым рынком систем вооружений, быстро развивают свои экономические и торговые связи. Для России Китай всегда был самой важной страной в Азии. Сотрудничество с Китаем в военной сфере растет, а Шанхайская организация сотрудничества все больше становится военной организацией. Россия наращивает экспорт систем вооружения в Китай и углубляет двусторонние военные связи, и Япония должна, прямо выражая свое глубокое беспокойство по этому поводу, выработать собственную адекватную стратегию.
Японии необходимо также изучать и другие аспекты китайско-российских отношений. Россия понимает, что быстрорастущая экономика Китая, ее военное развитие, и ее огромное население, несут потенциальную угрозу. Обе страны являются членами ШОС, но это не означает, что они всегда приходят к согласию в отношении направления деятельности этой организации. Кроме того, Китай соперничает с Россией за влияние и ресурсы в Центральной Азии. Объемы китайско-российской торговли стремительно выросли, но это же привело и к росту торговых противоречий. Новая национальная стратегия развития России предусматривает вывод экономики на уровень выше, чем опора на богатые природные ресурсы.
По иронии судьбы, Россия перестает зависеть от растущего экспорта своих ресурсов в Китай и
больше зависит от импорта из этой страны готовых продуктов. Эти тенденции противоречат целям новой стратегии и ведут к возникновению ощущения кризиса в России. Ее торговый баланс с Китаем меняется от большого положительного сальдо на дефицит, а попытки изменить структуру торговых поставок встречают негативную реакцию со стороны Китая. Торговые разногласия необязательно приводят к натянутым отношениям на государственном уровне, но обе страны уже имеют историю взаимного недоверия. Эти тенденции привели к желанию России более тесно сотрудничать с Японией, вовлекая ее в проекты развития Сибири и других восточных частей ее территории. Растут российские интересы и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что вполне естественно приводит к тому, что и Японии в этих планах отводится все более растущая роль. Япония должна учитывать все эти тенденции при выработке своей новой политики в отношении
России.Кому еще неясно – какая это, по мнению этих политологов, должна быть политика?
10. Повышение эффективности японской помощи России и безвизовых обменов
Пришло время пересмотреть те виды помощи, которую Япония оказывала России с 1990-х гг. Сейчас Россия не нуждается в помощи — она хочет установления прочных партнерских отношений. Японская помощь включала в себя гуманитарную помощь для школ, медицинские средства и генерирующие станции для четырех островов, в настоящее время оккупированных Россией, но такая помощь больше не нужна в свете улучшений, достигнутых в российской экономике. В любом случае, совместные экономические проекты не должны осуществляться на четырех островах, на которых были нарушены японские суверенные права. Не нужно говорить, однако, что Японии следует предложить оказывать здесь гуманитарную помощь России в случае возникновения катастроф, крупных аварий, необходимости в первой медицинской помощи и т.д.
На гуманитарных основаниях Россия предложила создать безвизовый режим для того, чтобы народы обеих стран могли путешествовать между Японией и четырьмя островами, обе страны пришли к согласию в этом вопросе в свете особого статуса суверенитета четырех островов. Безвизовый режим не должен быть прекращен, но продолжительность и процедуры следует модифицировать. Например, правительствам обеих стран нужно расширить безвизовые поездки для таких целей как охрана окружающей среды, океанологические исследования, культурный и студенческий обмен.
Продолжение такого рода безвизовых обменов потребует новых каналов взаимодействия, чтобы заменить нынешние, уже устаревшие. Находящийся в непосредственной близости к островам город Немуро содействует межостровному обмену, и усилия Японии, направленные на его интенсификацию, будут также способствовать дальнейшему развитию и самого Немуро.
Не понял: так что же – Немуро все-таки зависит от российско-японских связей? Или это хитрая уловка?
Чтобы не дать нам понять, что только нам нужна Япония?Японские центры, семь из которых осуществляют свою деятельность в различных частях России,
должны также быть радикально перестроены на организационном уровне. Сегодня, одна из их главных функций — организация семинаров по корпоративному менеджменту и навыкам ведения бизнеса, и если такого типа семинары еще нужны, то они должны проводиться либо частным японским бизнесом, либо, по крайней мере, на коммерческой основе. Центры нужно трансформировать в институты культурного обмена, способствующие большему изучению Японии и повышающие интерес к нашей стране. Японское правительство и местные органы власти должны предложить свою активную помощь для расширения двустороннего культурного и научного обмена, развития программ обмена среди молодежи, взаимодействия на региональном уровне, тем самым способствуя дальнейшему углублению взаимопонимания между двумя странами.
- Подпись автора
"her penultimate sighs called softly on the kindling wind
her saintly eyes filling with tears, lifting with truth
and then a golden flash like the onset of heaven
leaving her screams breaking my heart
and in the grip of fire I knew the death of love"!Член клуба Позити ффф