Акира Куросава /Akira Kurosawa/
Дата рождения: 23.03.1910
Дата смерти: 06.09.1998
Место рождения: Omori, Токио, Япония
Режиссер и сценарист. Один из бесспортных гигантов кино, этот гениальный художник работает в кино уже почти шестьдесят лет, охватив почти все жанры от простых боевиков и исторических эпических картин до гуманистических драм и чистых полетов фантазии. Получив глубокое образование в западной литературе, искусстве и традициях, Куросава не мог заработать себе на жизнь художником и подал заявление на должность помощника режиссера на киностудии в 1936 году, где и проработал учеником у Кадзиро Ямамото (Kajjiro Yamamoto). В это время он писал сценарии и, в конце концов, дебютировал как режиссер фильмом "Сугата Санcиро/Сага о Дзюдо" (Sugata Sanshiro/Judo Saga), 1943) по собственному сценарию, котором рассказывал о развитии дзюдо в конце 19-го века, снятом в традиции джидай-геки (Jidai-geki). Во время войны его фильмы, такие, как "Самые красивые" (The Most beautiful), 1944, о жизни девушек, работающих на военном заводе, продолжение "Саги о дзюдо" и "Мужчины, идущие по следу тигра" (оба в 1945) тщательно ослеживались японским правительством, но последнийй был запрещен оккупационными властями США, По заказу забастовочного комитета кинокомпании "Тохо" с Кадзиро Яамамото и Хидэо Сэкигава поставил фильм "Люди, творящие завтра", 1946. Позже он обратился к более приемлемым темам, таким, как "Я не жалею о своей юности", 1946, основанном на реальной истории о проффессоре, симпатизирующем коммунистам, и "Великолепное воскресенье", 1947. Куросава сам назвал "Пьяного ангела", 1948" своимм первым настоящим фильмом, сделанным без постороннего вмешательства. История о докторе и молодом гангстере была первым сотрудничеством с Тосиро Мифунэ, актером, которыый будет и далее появляться во многих его величайших фильмах. На разных студиях страны он поставил "Молчаливую дуэль" и "Бездомного пса", в котором Мифунэ в роли полицейского ищет вора, который украл его пистолет , "Скандал" (1950), в котором он подвергает нападкам прессу, но мировое признание и славу ему принес "Расемон" (1950), классическое исследование человеческой природы и относительности истины и правды. Эта картина не только утвердила Куросаву, как первоклассного режиссера, но и стала первым японским фильмом, широко показанным на Западе, открывшим двери для других режиссеров от Озу до Мизогучи. В 1951 году он снимает неровную, но занимательную версию "Идиота" по Достоевскому, перенесенную в послевоенную Японию, но "Жить" (Икиру/Ikiru), 1952, стал, возможно, самой личной и прекрасной его работой. В ней он рассказывает об умирающем мелком чиновнике, который пытается найти значение в своей жизни. Часто его сравнивали с классическими гуманистскими фильмами итальянского неореализма.
Принятие Куросавой Западных ценностей и философии, а также кино способствовало и его собственному кинематографическому развитию, которое зависело во многом от героических протагонистов, следовавших строгому этическому кодексу в битве с враждебными силами. Его героями становятся японские эквиваленты частных детективов, ковбоев, крутых полицейских. "Бродячий пес" родом из голливудских триллеров 1940-х годов в отношении атмосферы и визуальных тонов. В другом культурном пересечении Куросава переносит классику обмана Дэшиэлла Хэмметта "Красный урожай" (Red Harvest) в феодальную Японию в фильме "Йоджимбо/Телохранитель"), 1961, очень популярный среди наших видеоманов, полный насилия, сатирическая усмешка над западными традициями. Здесь Мифунэ в роли самурая, который нанимается к двум враждующим группировкам городка. Куросава продолжил эксплуатировать удачный образ самурая-Мифунэ в продолжении 1962 года "Сандзюро". "Спрятаннаяя крепость/Трое негодяев в скрытой крепости" (The Hidden Fortress), 1958, просто сочетала в себе классический вестерн с японскими элементами. "Трон в крови", 1957, был удивительно динамичной версией "Макбета", а "Плохие спят спокойно" стал современнойй вариацией "Гамлета" в 1960 году на тему коррупции и большого бизнеса. "Рай и ад" (High and Law), 1963, триллер о киднэппинге, был поставлен по роману Эда МакБэйна. Пьесу Горького "На дне" Куросава с блеском переносит на окраину города Эдо в конце 19-го века. В 1960 году создает собственную компанию "Куросава про". Одновременно подход Куросавы к рассказыванию даже внутри узнаваемых жанров оказал глубочайшее влияние на кинематографистов Европы и Америки. Его наиболее известный фильм "Семь самураев" (1954), один из самых захватывающих и лучших фильмов "экшн" за всю историю кино, послужил калькой для американского вестерна "Великолепная семерка" (1960). "Телохранитель" вдохновил Серджо Леоне на создание первого спагетти-вестерна "Пригоршня долларов" (1964). Джордж Лукас сам признавал, что был под влиянием "Троих негодяев в скрытой крепости", когда задумывал "Звездные войны" (1977). После медицинской драмы "Красная борода" (1965) Куросава подписал контракт с компанией "20 Век-Фокс" на эпическую военную ленту о Перл Харбор "Тора! Тора! Тора" (1970), но проблемы связи и аристического контроля над проектом привели к его отставке. Слухи о том, что он страдал от душевного и умственного неравновесия, сильно помешали его карьере. Он не мог получить поддержки для своих собственных проектов, пока японские режиссеры Кейсуке Киношита, Масаки Гобаяши и Кон Шчикава не присоединились в 1970 году в качестве сопродюсеров к фильму "Додескаден", ставшему первым цветным фильмом Куросавы. Это также была его первая финансовая неудача и в сочетании с проблемами здоровья это привело к неудачной попытке самоубийства. Он выздоровел и пережил своего рода артистическое возрождение (хотя в Японии в финансовом отношении он на него так никогда и не встал). Поставил вместе с Россией "Дерсу Узала" (1975), ведя в течение двух лет работу в Сибири и получив "Оскара" за лучший иностранный фильм. Фрэнсис Форд Коппола и Джордж Лукас профинансировали эпический фильм "Кагемуся" (1980), зрелищное возвращение к самурайскому кино. Французы дали деньги на съемки "Рана" (1985), вариации на тему шекспировского "Короля Лира", доказавшего, что Куросава не разучился ставить батальные эпизоды и одновременно выписывать гуманизм своих персонажей даже среди хаоса и смуты. Фильм принес Куросаве единственную "оскарную" номинацию за режиссуру. Стивен Спилберг выступил продюсером "Снов Акиры Куросавы" (1990), визуально богатого, но драматически неровного образа ночных фантазий. В роли Ван Гога, например, снялся Мартин Скорсезе. "Августовская рапсодия", 1991, с американским кинозвездой Ричардом Гиром, заглядывала в не столь отдаленное прошлое американской бомбардировки Нагасаки глазами современной японской семьи. Все еще активно работая в свои 80 лет, Куросава снимает "Мадаадайо/Еще нет". Художник, не всегда принятый и понятый в собственной стране, где он считался слишком западным для местных вкусов, Куросава приобрел всемирное признание и восхищение. В 1989 году ему был вручен почетный "Оскар" "за достижения, вдохновившие, приведшие в восторг и обогатившие кинематографистов во всем мире". Он опубликовал собственные мемуары "Что-то вроде автобиографии" в 1982 году.
Фильмография:
МОНТАЖЕР
1. ЧЕМ ХУЖЕ ЧЕЛОВЕК, ТЕМ ЛУЧШЕ ОН СПИТ (1960) /WARUI YATSU HODO YOKU NEMURU/
2. ЖИТЬ (1952) IKIRU (LIVING/TO LIVE/DOOMED)
ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ
1. БЕЗДОМНЫЙ ПЕС (1949) /НОРА ИНУ (STRAY DOG)/
ПРОДЮСЕР
1. КАГЕМУСЯ (ТЕНЬ ВОИНА) (1980) /KAGEMUSHA/
2. ЧЕМ ХУЖЕ ЧЕЛОВЕК, ТЕМ ЛУЧШЕ ОН СПИТ (1960) /WARUI YATSU HODO YOKU NEMURU/
3. ТРОН В КРОВИ (ЗАМОК ПАУТИНЫ/МАКБЕТ) (1957) /KUMONOSU JO (THRONE OF BLOOD/CASTLE OF THE SPIDER'S WEB, THE/COBWEB CASTLE/MACBETH)/
РЕЖИССЕР
1. АВГУСТОВСКАЯ РАПСОДИЯ (1991) /RHAPSODY IN AUGUST/
2. СНЫ АКИРЫ КУРОСАВЫ (1990) /AKIRA KUROSAWA'S DREAMS/
3. РАН (1985) /RAN/
4. КАГЕМУСЯ (ТЕНЬ ВОИНА) (1980) /KAGEMUSHA/
5. ДЕРСУ УЗАЛА (1975)
6. ДОДЕСКАДЕН (ПОД СТУК ТРАМВАЙНЫХ КОЛЕС) (1970) /DODES'KA-DEN/
7. РЫЖАЯ БОРОДА (1965) /AKAHIGE/
8. РАЙ И АД (1963) /TENGOKU TO-JIGOKU (HIGH AND LAW)/
9. САНДЗЮРО (ЦУБАКИ САНДЗЮРО/ОТВАЖНЫЙ САНДЗЮРО) (1962) /SANJURO/
10. ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ (ЙОДЖИМБО) (1961) /YOJIMBO (THE BODYGUARD)/
11. ЧЕМ ХУЖЕ ЧЕЛОВЕК, ТЕМ ЛУЧШЕ ОН СПИТ (ПЛОХИЕ СПЯТ СПОКОЙНО) (1960) /BAD SLEEP WELL, THE/ WARUI YATSU HODO YOKU NEMURU/
12. ТРОЕ НЕГОДЯЕВ В СКРЫТОЙ КРЕПОСТИ (1958) /KAKUSHI TORIDE NO SAN AKUNIN (HIDDEN FORTRESS,THE/THREE RASCALS IN THE HIDDEN FORTRESS)/
13. НА ДНЕ (1957)
14. ТРОН В КРОВИ (ЗАМОК ПАУТИНЫ/МАКБЕТ) (1957) /KUMONOSU JO (THRONE OF BLOOD/CASTLE OF THE SPIDER'S WEB, THE/COBWEB CASTLE/MACBETH)/
15. ХРОНИКА ОДНОЙ ЖИЗНИ (Я ЖИВУ В СТРАХЕ) (1955)
16. СЕМЬ САМУРАЕВ (1954) /ШИЧИНИН НО САМУРАИ (SEVEN SAMURAI)/
17. ЖИТЬ (1952) /IKIRU (LIVING/TO LIVE/DOOMED)/
18. ИДИОТ (1951)
19. РАСЕМОН (1950) /RASHOMON/
20. МОЛЧАЛИВАЯ ДУЭЛЬ (1949) /QUIET DUEL, THE (A SILENT DUEL)/
21. БЕЗДОМНЫЙ ПЕС (1949) /НОРА ИНУ (STRAY DOG)/
22. ПЬЯНЫЙ АНГЕЛ (1948) /DRUNKEN ANGEL/
23. ЛЮДИ, ТВОРЯЩИЕ ЗАВТРА (1947)
24. ВЕЛИКОЛЕПНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ (1947) /ONE WONDERFUL SUNDAY (WONDERFUL SUNDAY)/
25. Я НЕ ЖАЛЕЮ О СВОЕЙ ЮНОСТИ (1946) /NO REGRETS FOR OUR YOUTH/
26. САГА О ДЗЮДО 2 (1945) /СУГАТА САНСИРО 2/
27. САМЫЕ КРАСИВЫЕ (1944) /MOST BEAUTIFUL, THE/
28. САГА О ДЗЮДО (1943) /СУГАТА САНСИРО (SUGATA SAHSHIRO/JUDO SAGA)/
СЦЕНАРИСТ
1. АВГУСТОВСКАЯ РАПСОДИЯ (1991) /RHAPSODY IN AUGUST/
2. РАН (1985) /RAN/
3. КАГЕМУСЯ (ТЕНЬ ВОИНА) (1980) /KAGEMUSHA/
4. ДЕРСУ УЗАЛА (1975)
5. РЫЖАЯ БОРОДА (1965) /AKAHIGE/
6. ГЕНИЙ ДЗЮДО (1964)
7. РАЙ И АД (1963) /TENGOKU TO-JIGOKU (HIGH AND LAW)/
8. САНДЗЮРО (ЦУБАКИ САНДЗЮРО/ОТВАЖНЫЙ САНДЗЮРО) (1962) /SANJURO/
9. ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ (ЙОДЖИМБО) (1961) /YOJIMBO (THE BODYGUARD)/
10. ЧЕМ ХУЖЕ ЧЕЛОВЕК, ТЕМ ЛУЧШЕ ОН СПИТ (1960) /WARUI YATSU HODO YOKU NEMURU/
11. ТРОЕ НЕГОДЯЕВ В СКРЫТОЙ КРЕПОСТИ (1958) /KAKUSHI TORIDE NO SAN AKUNIN (HIDDEN FORTRESS, THE/THREE RASCALS IN THE HIDDEN FORTRESS)/
12. ТРОН В КРОВИ (ЗАМОК ПАУТИНЫ/МАКБЕТ) (1957) /KUMONOSU JO (THRONE OF BLOOD/CASTLE OF THE SPIDER'S WEB, THE/COBWEB CASTLE/MACBETH)/
13. СЕМЬ САМУРАЕВ (1954) /ШИЧИНИН НО САМУРАИ (SEVEN SAMURAI)/
14. ЖИТЬ (1952) /IKIRU (LIVING/TO LIVE/DOOMED)/
15. РАСЕМОН (1950) /RASHOMON/
16. БЕЗДОМНЫЙ ПЕС (1949)/НОРА ИНУ (STRAY DOG)/
17. ПЬЯНЫЙ АНГЕЛ (1948) /DRUNKEN ANGEL/
18. САГА О ДЗЮДО (1943) /СУГАТА САНСИРО (SUGATA SAHSHIRO/JUDO SAGA)/
СЮЖЕТ
1. ОДИНОЧКА (1996) /LAST MAN STANDING/
Премии и награды:
ОСКАР
Победитель в категориях:
Лучший фильм на иностранном языке
1976 - ДЕРСУ УЗАЛА
Номинирован в категориях:
Лучший режиссер
1986 - РАН /RAN/
БЕРЛИНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬПобедитель в категориях: Лучший режиссер (1959)
Премия иностранных делегаций: 1954 - ЖИТЬ /IKIRU (LIVING/TO LIVE/DOOMED)/
СЕЗАР
Победитель в категориях:
Лучший иностранный фильм 1981 - КАГЕМУСЯ (ТЕНЬ ВОИНА) /KAGEMUSHA/
ВЕНЕЦИАНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬПобедитель в категориях:
Специальная премия 1951 - РАСЕМОН /RASHOMON/
Серебряная премия 1954 - СЕМЬ САМУРАЕВ /ШИЧИНИН НО САМУРАИ (SEVEN SAMURAI)/
- Подпись автора
"her penultimate sighs called softly on the kindling wind
her saintly eyes filling with tears, lifting with truth
and then a golden flash like the onset of heaven
leaving her screams breaking my heart
and in the grip of fire I knew the death of love"!Член клуба Позити ффф