Аборигены Японии: происхождение этноса айну

В условиях растущего интереса к культуре, истории и философии Японии значительный интерес представляют народы, заселявшие Японские острова до прихода самих японцев и оказавшие немалое влияние на формирование их культурной традиции. Многие считают, что айнская культура – это то, на чем вырос японский этнос. В японской культуре есть прямые заимствования из айнской. Так, обряд харакири имеет своим прообразом айнский обряд пере, а священный комплекс японской государственности – три императорские инсигнии (меч, зеркало и яшмовые подвески) почти полностью совпадают с ритуальным комплексом айнов.

А́йны (айну), народ, проживающий в настоящее время на острове Хоккайдо (Япония). Их численность составляет около 25 тыс. человек. Айну являются единственным из древнейших обитателей японских островов, который до XX в. сохранял свою самобытную культуру, существуя рядом с динамично развивавшимися японцами. Но к началу XXI в. этот народ почти полностью утратил её и влился в японский этнос.

Айнский язык не относится к какой-либо языковой семье (изолят). В настоящее время айны Хоккайдо перешли на японский язык, айны России — на русский, и айнский уже практически можно считать мёртвым (очень мало людей старшего поколения на Хоккайдо ещё немного помнят язык. К 1996 году полностью владевших айнским было не более 15 человек). В России айну жили в низовьях Амура, на Камчатке, Сахалине и Курильских островах.

На сегодняшний день не существует единого мнения о формировании айнского этноса. Некоторые считают айну основателями культуры Дзёмон (7700 лет - II в. до н. э.) (Википедия, А.Ю. Акулов). Археологические исследования, сравнительный анализ памятников материальной культуры, письменных («Кодзики» («Записи о делах древности» 712 г.) и «Нихонсёки» («Анналы Японии» 720 г.), летописи местных феодальных кланов XVIII-XIX вв., путевые записки, дневники и др.) и других источников показывают, что Дзёмон была сформирована так называемыми протоайнами и распространилась на территории Курильских островов, Сахалина, Хоккайдо и северо-восточных районов Хонсю. На смену Дзёмон (7700 лет - II в. до н. э.) пришла культура Дзокудзёмон, которая датируется приблизительно II в. до н.э. - началом нашей эры и по VIII век. VIII-XIII вв. – это период культуры Сацумон: на смену каменным орудиям пришли железные, присваивающее хозяйство уступило главенствующую роль производящему. По соседству с Сацумон располагались племена тунгусов и так называемая охотская культура, оказавшая значительное влияние на формирование культуры айнов. Именно охотская культура содержит культ медведя, занявший в айнском обществе центральное место. Следует обратить внимание, что становление айнов происходило под сильным влиянием культурных традиций населения Сибири. Многие предметы материальной культуры, обычаи, культовые практики и язык айнов имеют северную «окраску». В айнских погребальных обрядах выявляется и китайско-маньчжурское влияние (скорее всего, опосредованное через нивхов). Возможно, межкультурные контакты имелись между айнами и народами крайнего северо-востока Азии – чукчами, эскимосами, алеутами. Показателен и антропологический облик айнов. Он имеет признаки, общие с южными монголоидами, американоидами, праалеутами, пракоряками и рядом групп «неклассических монголоидов».

Таким образом, последние исследования показывают, что культура айнов Хоккайдо окончательно сформировалась к XIII - XIV вв. в процессе интеграции ряда этнических общностей. В зону владений айнов попали территории Хоккайдо, северо-восточных районов Хонсю, Сахалин, Курильские острова и южная часть Камчатки. Айны северных и южных областей гряды Курильских островов относились к различным зонам культурного влияния, что можно проследить на примере некоторых образцов материальной культуры. Айны южных Курильских островов находились в большей степени под влиянием японцев, а с XVIII века стали испытывать значительное влияние и со стороны русских.
Сложным вопросом является то, с какого времени у айнов появилось этническое самосознание. Думается, что эпохой становления и консолидации айнского народа являются именно средние века, когда активизировались военные столкновения айнов с вадзин. Вадзин – это так называемые протояпонцы, и в данном случае необходимо пояснить их происхождение.

В V - III вв. до н.э. с материковой Азии через Корейский полуостров в южные районы Японского архипелага проникли носители культуры Яёй, которые и послужили подосновой формирования японского этноса. Вероятно, эти племена говорили на одном из языков алтайской группы, близком к тунгусскому, и были родственны обитателям Корейского полуострова. Они быстро смешались с представителями южных культур, но сумели распространить свой язык среди местного населения. Часть этих племен создали государство Ямато (III - VI вв.), ставшее центром консолидации японского этноса. После образования государства Ямато протояпонцы (вадзин) постепенно продвигались на север, осваивая новые территории и включая их в зону своего культурного влияния.

Японцы раннего средневековья воспринимали протоайнов как дикарей и ассоциировали их с чем-то демоническим. В Кодзики (712 г.) впервые встречается понятие эмиси – им обозначались народы, образовавшие впоследствии айнскую этническую общность, и употреблялось это понятие в значении «варвары». С IX века употребление слова эмиси встречается редко, на смену ему пришло слово фусю (яп. - пленник). Это отражало то, что в общественном сознании вадзин негативная оценка эмиси значительно уменьшилась. В целом же, в средние века население на границах государства кокка (т.е. государства, живущего по письменно зафиксированному закону, имеется в виду государственное образование японцев) и за его пределами, от востока и до севера, осознавалось как эдзо. Представление о том, что эдзо являются айнами, сложилось, видимо, в период XVII – XIX вв. Наиболее ранние сведения, согласно которым айны называли остров Эдзогасима – «Айнумосири» (следовательно, идентифицировали себя собственно с айнами), относятся лишь к концу XVI века. Первое упоминание слова айно с японской стороны встречается в 1739 г. Здесь ему придавалось значение «почтенный», «уважаемый». Затем айно было зафиксировано в отчете по обследованию Эдзо Са-то Гэнрокуро (1786 г.).

С начала XIX в. термин айно в отношении аборигенов Хоккайдо стал преобладающим. После того, как исследователь айнского языка Д. Бечелор предложил более правильное произношение айну, последнее закрепилось в обиходе.

Подпись автора

"her penultimate sighs called softly on the kindling wind
her saintly eyes filling with tears, lifting with truth
and then a golden flash like the onset of heaven
leaving her screams breaking my heart
and in the grip of fire I knew the death of love"

!

Член клуба Позити ффф