Додзинзи (яп. 同人誌 до:дзинси) — любительская манга, самостоятельно издаваемая авторами. Чаще всего додзинзи создаётся новичками, но бывает, что и профессиональные авторы манги издают отдельные работы за пределами своей профессиональной деятельности.
Чаще всего додзинси это работы любителей, которые только начинают свою карьеру или пробуют себя в новом деле, но встречаются также работы и именитых художников, публикующих желаемый материал помимо основной серии (или серий).
Термин «додзинси» состоит из двух частей. Первая это «dōjin» (同人), буквально – «такой же человек», обозначает людей, которые обладают теми же интересами или движутся к той же цели. Вторая часть это «shi» (誌), что является сокращением от «zasshi», т.е. «журнал». Додзинси же таким образом являются «журналами единомышленников» (или, как можно предположить, «журналами для единомышленников» в случае, если издателем является один Автор (C)). Группы художников додзинси также называют себя «кружками».
Додзинси рисуют и пишут художники и писатели, которые хотят публиковать свой собственный материал. Наиболее энергичные – или неуёмные? – фанаты додзинси посещают додзинси-конвенты, самым крупным из которых является «Comiket» (сокращение от «Comic Market»). «Comiket» проводится раз в полгода – зимой и летом – в токийском «Big Sight». «Big Sight» это одно из любимых прозвищ Международного выставочного центра в Токио, где на площади в 20 акров периодически размещается множество продавцов и покупателей любительской манги.
Создатели додзинси обычно основывают свои произведения на чьих-то других работах, поэтому и издают их малыми тиражами, дабы избежать судебных тяжб. В связи с этим обстоятельством додзинси талантливых авторов достаются только быстрым или удачливым – тем, кто успел отхватить экземпляр до того, как всё разобрали.
За последние десять лет производство додзинси претерпело значительные изменения – эта область деятельности значительно расширилась, привлекая всё больше создателей и их поклонников. Изменилась и технология самиздата, значительно упростив для творцов публикацию и продвижение их работ, что побуждает всех желающих творить всё больше и больше. Некоторые додзинси, к примеру, теперь выходят на цифровых носителях и, кроме этого, многие авторы додзинси размещают свои работы в Сети для скачивания. Кто-то также продаёт свои работы через аниме-магазины и специализированные сайты в Интернете.
Восприятие додзинси в мире
В западной культуре додзинси зачастую воспринимаются как аналог фан-фикшена и практически всегда – как порнография. И отчасти это действительно так: додзинси часто пародируют оригинальные миры или предлагают альтернативные варианты развития сюжета различных популярных аниме и манги, но также верно и то, что детям эти образчики по большей части читать вполне позволительно.
Категории додзинси
Жанровые направления и сюжеты любительских комиксов весьма разнообразны. Преобладают традиционная для манги научная фантастика, фэнтези, истории ужасов и детективы — но встречаются и повествования из жизни офисных работников, эпические саги о сопровождении в турне любимой рок-группы, дотошные автобиографические хроники воспитания детей и даже многостраничные жизнеописания любимых домашних животных.
Однако чаще всего авторы додзинси используют в своих произведениях уже существующих персонажей известных аниме-сериалов или видеоигр, рисуя на них фан-арт, зачастую порнографический. Авторами подобных додзинси движет желание расширить рамки оригинального произведения, особенно когда среди героев немало хорошеньких девушек, которых так и хочется увидеть в пикантных ситуациях.
На этой почве возникло явление моэ, означающее сильную привязанность к конкретному типу персонажей — допустим, героиням в очках или с кроличьими ушками и хвостиками. Можно встретить художника-любителя, который специализируется, к примеру, на тематике нэкомими-моэ: все персонажи его додзинси будут щеголять кошачьими ушками, причём сами герои могут быть взяты откуда угодно, хоть из «Евангелиона», хоть из «Фауста» Гёте. Порой от оригинальной манги или аниме остаются разве что имена героев, а всё остальное — стиль, Жанр (genre), сюжет и способы его подачи — меняются до диаметрально противоположных.
Как и их оригиналы, додзинси публикуются в самых различных жанрах и видах. Однако, в связи с целевой аудиторией, некоторые темы куда более распространены и существует несколько критериев, по которым их можно подразделить.
Так же, как и в случаях с фанфиками, наиболее популярной темой додзинси являются неканонические отношения персонажей – в частности, очень часто авторы додзинси (в данном случае, наверняка, большую их часть составляют девушки и женщины) скрещивают друг с другом изначально гетеросексуальных персонажей, порождая новый яойный до мозга костей союз. То же самое касается и юри, причём для подобной «селекции» зачастую хватает самого малого намёка мангаки, автора оригинала, чтобы авторы додзинси спешно бросились натачивать перья. Одним из наиболее ярких примеров в данном случае может служить «Maria-sama ga miteru», чей мир является основой для многих и многих додзинси.
Значительная часть додзинси, оригинальных или основанных на каком-либо мире, содержит большое количество эротического и открыто порнографического материала, что связано в равных степенях со спросом на подобного рода продукцию и с отсутствием ограничений издательств.
Такой вид додзинси часто называется «H-dōjinshi», то бишь «хентай-додзинси», и обозначает всем известные постельные – и не только – сцены. Также подобная продукция может обозначаться как «ero manga» или продаваться с грифом «18+», что подразумевает наличие «взрослых» сцен. «Обычные» произведения продаются с пометкой «ippan», что означает, что данное произведение подходит для широкого круга читателей и что порнографические и эротические сцены в нём отсутствуют.
«Comiket»
Comiket» является самым крупным конвентом такого рода. Как уже сообщалось, проводится он дважды в год в Токио (в августе и декабре, и проводится в Tokyo Big Sight, огромном современном выставочном центре на острове Одайба), а самый первый «Comiket» состоялся в декабре 1975 года, когда в нём участвовало всего 30 авторов и около 700 посетителей. С тех пор число участников-авторов значительно возросло и составляет свыше четверти миллиона человек – многие любители приезжают на конвент, продавая и/или обменивая свои додзинси. «Комикет-69», прошедший в декабре 2005 года, в первый день посетило 160 000, а во второй — 190 000 человек. В ярмарке приняло участие 23 000 кружков, представлявших публике свои работы.
Известные кружки и авторы додзинси
Широко известные в настоящее время «Clamp» начинали как группа из 11 человек под названием «Clamp Cluster». С тех пор девушек осталось только четверо, но хуже их работы от этого не стали, напротив.
Кён Акамацу (Ken Akamatsu), создатель популярной манги «Love Hina» и «Negima», продолжает продавать свои додзинси на конвенте, правда, делает он это под псевдонимом Ава Мизуно (Awa Mizuno).
Рикудо Коси (Rikudo Koshi), создатель манги «Excel Saga», начинал своё творчество именно с додзинси.
Нанаэ Кроно (Nanae Chrono), создательница манги «Peacemaker Kurogane», опубликовала множество додзинси по вселенной «Naruto», преимущественно яойного содержания.
Маки Мураками (Maki Murakami) создала «Gravitation» и «Gamers` Heaven» а её команда «Crocodile Ave.» – «Remix Gravitation» («Rimigra») и «Megamix». «Gravitation» является одним из самых известных представителей жанра яой.
Monkey Punch, создатель «Lupin III», также, как и многие другие, начинал с додзинси.
Нобутэру Юки (Nobuteru Yuki) продаёт додзинси по собственному творению под названием «The Man in the High Castle».
Юкиру Сугисаки (Yukiru Sugisaki), Автор (C) «D.N.Angel» и «The Candidate for Goddess», начинала как Автор (C) додзинси, например, к таким известным произведениями, как «King of Fighters», «Evangelion» и другим. Додзинси Юкиру отличаются завидной иронией по отношению к оригиналу.
Юнь Коуга (Yun Kouga) публикуется уже довольно давно и является создателем двух хорошо известных серий – «Earthian» и «Loveless». Не так давно Юнь начала серию додзинси на «Gundam Wing».
Ёситоси Абэ (Yoshitoshi Abe) опубликовал несколько собственных оригинальных додзинси, например, «Haibane Renmei». В качестве причины он привёл в пример, что не хочет отвечать перед кем-то за свою работу, т.к. он хорошо понимает, что до конца ещё далеко.
Хадзимэ Уэда (Hajime Ueda) – создатель «Q.Ko-Chan» и новелизации «FLCL».
«Crimson Comics» - кружок или даже только один Автор (C), из-под чьего пера вышло свыше 50 хентай-додзинси и около 20 других серий, включая, как популярные, так и не очень. Например, «One Piece», «Naruto», «Bleach», «Black Cat», «Final Fantasy» и другие.
Масаки Кадзисима (Masaki Kajishima), создатель «Tenchi Muyo! Ryo-Ohki», довольно долго использует додзинси для представления дополнительной информации по этой вселенной. В первую очередь это касается «Tenchi Muyo! Ryo-Ohki» и «Tenchi Muyo! GXP».
Додзинси Кадзисимы-сенсей совмещают два и более типов работ: манга-стиль (много картинок, мало текста), интервью, ранние наброски сюжета (что даёт фанатам возможность почувствовать себя вовлечёнными в творческий процесс), коротенькие истории, раскрывающие характеры, ситуации или описывающие места мира Тэнти. На момент написания этой статьи из-под пера Кадзисимы-сенсей выходило по два додзинси в год под названиями «Kajishima Onsen» и «Kamidake Onsen».
Датэндоу (Datendou) - это псевдоним Нагасэ Юкки (Nagase Yuuki), создателя хентай-додзинси для «Dead or Alive» и «Rumble Roses», выходившими под следующими названиями: «DOA Lost Eden 00-11», «Jumble Roses 1-2», «Endless Desire 00-03», «Kasumi Cullus», «Ayane Culls» и «Ragna Cross».
- Подпись автора
"her penultimate sighs called softly on the kindling wind
her saintly eyes filling with tears, lifting with truth
and then a golden flash like the onset of heaven
leaving her screams breaking my heart
and in the grip of fire I knew the death of love"!Член клуба Позити ффф