Откуда на наших улицах берутся беспечные пешеходы, которые в метре от перехода норовят перебежать дорогу на красный свет светофора? Подобной беспечностью, впрочем, отличаются и некоторые водители. Зачастую они вместо того, чтобы пройти обучение в автошколе, нелегально приобретают себе водительские права? Где искать корень проблемы безответственного поведения на дорогах, а главное, как ее решить?
«Нас всех учили понемножку…»
Но сначала о грустном. К сожалению, автомобильная дорога – фактор риска для маленьких пешеходов, так же как и для взрослых. Невеселая статистика за начало текущего года хотя и говорит о том, что число детей, погибших в результате ДТП, сократилось в сравнении с прошлым годом с 11 до 2-х, а число травмированных уменьшилось на 18 человек (в прошлом году травмы получили 345 детей), цифры эти не могут успокаивать. Жизнь любого человека важна, а жизнь ребенка бесценна. И дело не в том, что их стало меньше погибать, суть в том, что пока даже один ребенок будет умирать в результате аварии, такая ситуация будет удручать.
Психологи не зря говорят, что все мы – родом из детства. И правда, детство – это та пора в жизни человека, когда он узнает и усваивает большое количество информации, прежде всего той, которая помогает ему жить в социуме. В этом процессе неоспоримо главную роль играет семья, а, впоследствии, школа и педагоги. Школа в силу ее значимости и степени влияние на формирование личности ребенка выступает одним из основных воспитательных инструментов, цель которого - не только вложить в головы подрастающего поколения определенное количество знаний и умений, но и привить положительные черты характера, к коим относится и ответственность.
В том числе обучение детей правилам дорожного движения уже со школьной скамьи кажется более чем обязательным и важным процессом, которому все же не помешает уделить немного больше учебных часов в рамках школьной программы.
Начинать надо еще до школы
Но ранее чем ребенок пойдет в школу, он уже должен знать обо всех опасностях, которые его подстерегают на дороге. Поэтому в программу детского сада включены разнообразные занятия, в ходе которых ребенок узнает о ПДД и учится их соблюдать. Такие уроки зачастую проходят в форме логических игр и разнятся в зависимости от выбранной педагогами методики преподавания. Подача правил в игровой форме оказывается достаточно эффективной и оптимальной для усвоения, так как именно в игре и через игру дети младшего возраста познают мир и его законы. Но вне зависимости от того, занимаются дети или нет в детском саду изучением правил дорожного движения, родители не должны оставаться в стороне от этого процесса. Чем раньше ребенок узнает о важности правил поведения на улице и дороге, тем выше будет уровень его безопасности. Для родителей же такие домашние уроки обучения детей не окажутся сложными, так как сейчас продается в достаточном количестве разнообразного видеоматериала, книг и пособий по ПДД, адаптированных под конкретный возраст ребенка. Все что требуется от пап и мам – это свободное время и заинтересованность в обучении своего ребенка правилам дорожного движения, а такая заинтересованность должна носить крайний характер.
Школа: недоученные любители-пешеходы?
В последнее время родители тоже все чаще и чаще жалуются на большую нагрузку, которая выпадает на долю учеников средней школы. Программа обучения крайне насыщена разнообразными предметами и дисциплинами, а расписание уроков не ограничивается двумя учебными часами в день. Но, увы, такой жизненно важной дисциплине, как правила дорожного движения, не нашлось места в списке обязательных школьных предметов. Уроки по ПДД носят рекомендательный характер и проходят в рамках занятий по ОБЖ. Более того, кроме отсутствия единой методики преподавания таких правил ситуация усугубляется еще и тем, что профессионально «подкованных» в этой области педагогов у нас тоже по сути нет. Такой необязательный характер предмета ППД в школе на деле играет злую шутку. С одной стороны факультативность не предполагает наличие четкой проверки усвоенного материла, в данном случае знание правил и умение их применять, а с другой стороны формирует у учеников несерьезное отношение к ПДД как к школьной дисциплине. Вот и получается, что там, где нет строгого «спроса» за полученные знания, нет порой и самих этих знаний, а, следовательно, вырастает риск того, что на дороге ребенок не сможет сориентироваться, и может произойти страшное.
Книга - источник знаний?
Безусловно, это так. Но относительно пособий для изучения правил дорожного движения нужно сделать несколько оговорок. Для начала, хотелось бы, чтобы такие издания были не только адаптированы под возраст ребенка, преподносили материал в доступной для его понимания форме, но и могли заинтересовать и побудить к дальнейшему изучению, а главное правильному применению правил дорожного движения. На деле же порой оказывается, что подобные пособия составляют люди в погонах, далекие от понимания учебного процесса и знаний об особенностях детского восприятия. А просто так заучивать наизусть скучные правила ребенку будет неинтересно! Но и излишне упрощенные пособия с ППД могут оказаться неэффективными для воспитательного процесса. Во-первых, сильно утрируя, возникает соблазн изменить суть. Во-вторых, порой появляется много вопросов относительно картинок, где правила дорожного движения изображены, так сказать в действии. Напомним, что картинка и иллюстрация в пособии является наглядным пособием текста, более того, способствует тому, чтобы ребенок «вживался» в изображенную ситуацию, мог понять ее полнее, картинка также является способом самоидентификации ребенка нарисованным персонажам. Несколько странно при таких условиях заменять изображения людей, которые в повседневной жизни и являются реальными участниками дорожного движения, на картинки с животными или сказочными персонажами. А этим печатные издания правил дорожного движения для детей грешат частенько.
Пособия по ПДД должны опять-таки периодически обновляться, чтобы преподаваемая информация (info), а именно правила дорожного движения, была актуальной и соответствовала реальной жизни.
«Осторожно - дети!»
Вот так сразу реформу образовательной системы не осуществить, равно как и не удастся сразу поменять подход к составлению пособий по изучению ПДД. Да и не получится, скорее всего, «растянуть» и без того плотную сетку учебного годового плана так, чтобы внести в список обязательных предметов так же и ПДД. Но родители на то и родители, чтобы играть главнейшую роль в процессе воспитания детей. А начинается он с личного примера, когда взрослые с ребенком не пренебрегают светофором, переходят улицу в нужном месте, внимательно ведут себя на проезжей части. Дети склонны учиться в первую очередь у родителей, ведь именно папа и мама являются для ребенка на первых порах изображением модели мира, в котором он живет. И если родители всегда поступают так, а не иначе, то и ребенку становиться понятно, как надо поступать, чтобы соответствовать нормам и правилам общества.
В силах родителей также и заинтересовать ребенка процессом изучения правил дорожного движения, сделать эту учебу увлекательной и полезной. Но главное, взрослые должны осознавать всю меру ответственности за жизнь и благополучие своих детей и не допускать ситуации, когда малолетний ребенок, к примеру, выходит на улицу без сопровождения взрослых. Ведь никто не может гарантировать, что такая «закалка» характера, мол, «он взрослый уже», не обернется трагедией.
Словом, ПДД в школьной программе должны стать обязательной дисциплиной, но и тогда, когда «система» займется обучением подрастающего поколения правильному поведению на дороге, мы, родители не должны оставаться не удел, а продолжать воспитывать в наших детях чувство ответственности за свою жизнь.
- Подпись автора
Кто продает?! - Мы продаем! Забиваем, продаем!!!