Что такое наука Каббала?
Наука Каббала — это методика раскрытия единой управляющей всем мирозданием Высшей силы каждому из находящихся в этом мире.
Что изучает наука Каббала?
Наука Каббала изучает источник, процесс развития и устройство мироздания, его причинно-следственную основу, цель, место человека в нем и практическое применение этих знаний к решению вопроса о задаче человека в мире.
Для чего мне необходимо изучать Каббалу?
Изучение Науки Каббала позволяет человеку ответить на вопрос о причине и цели своего существования, определить свое место в мироздании, исследовать и выбрать наилучшее из возможных решений и изменить свое состояние к лучшему.
Имеет ли Каббала отношение к определенной национальности, то есть это все-таки иудейское учение?
Основы Каббалы раскрыл и положил начало ее методическому развитию некий Авраам, житель древнего Междуречья. Он же написал первую книгу по Каббале — «Книгу Создания». Его ученики, родственники, слуги и потомки организовались в группу изучающих его духовное наследие, которая затем стала называть себя «народом Израиля», хотя по всем признакам является не более, чем частью древнеперсидского народа (что подтверждают также и генетические исследования).
Какие приемы используются в процессе обучения?
Обучение по классическим каббалистическим источникам: «Книга Создания», «Книга Зоар», сочинения Ари, сочинения Бааль Сулама, сочинения Рабаша. Все уроки и лекции транслируются в открытой всем желающим международной системе Интернет на 8 языках: иврит, русский, английский, немецкий, французский, испанский, итальянский, польский в синхронном переводе.
На чем построена методика?
В процессе изучения устройства Высших миров, ученик постепенно начинает ощущать их структуру и форму, характер и свойства. Это подобно овладению любым практическим навыком в нашем мире, когда привычка, тренировка рождает в человеке возможность ощущать доселе неощущаемое, ускользающее, сама создает в изучающем предпосылки для ощущения неощущаемого современными людьми более тонкого слоя мироздания, находящегося вне, вокруг нашего ощущаемого мира.
Какой результат дает групповое чтение материала?
Групповое изучение материала создает в каждом изучающем в группе, в зависимости от его связи с группой, большую предрасположенность к повышению чувствительности к тонким вибрациям мироздания. Необходимо отметить, что в процессе учебы учащийся обретает как бы новый орган чувств, раскрывающий ему дополнительную внешнюю сферу вокруг ощущаемого нами мира. В этой сфере зарождаются все будущие события, затем нисходящие в наш мир, а также все наши действия в этом мире фиксируются на том внешнем уровне и определяют будущие события. Таким образом, обретение реального ощущения внешнего, высшего информационного слоя позволяет ощущающему поступать правильнее, приходить к наилучшим для себя и других комфортным состояниям.
Почему каббалистическая методика построена на групповом подходе, почему нельзя индивидуально развиваться?
Поскольку для развития в себе возможности тонких ощущений необходима концентрация внимания на этой цели во время учебы, сокурсники своим присутствием и участием эффективно помогают друг другу.
Каббала и наркомания: может ли Каббала стать альтернативой наркомании? Если да, то не будет ли это подменой одного другим?
Поскольку Наука Каббала раскрывает человеку истинные цели его существования — приведение человека к состоянию вечности и совершенства в этой жизни — причины, приводящие человека к наркомании, аннулируются. Если показать подросткам, в чем заключается истинная цель жизни человека, возможность достижения совершенства, бесконечного существования, неограниченного познания и власти, это непременно снимет все проблемы наркомании, криминального поведения и всех пороков человечества. Наука Каббала утверждает, что причина столь явного проявления всех возможных пороков в наше время только одна — раскрыть людям необходимость познания мироздания, его цели, цели человека и приведение человека к счастью.
Каббала — наука о получении наслаждения, зачем мне его получать, я и так наслаждаюсь?
Каббала призвана дать человеку ответ на вопрос о причине его страданий, опустошенности, неудовлетворенности. Если у человека этого вопроса нет, он не нуждается в Каббале. В науку Каббала приходят с вопросом «в чем смысл моей жизни?» — и именно на него получают ответ, раскрытием смысла мироздания и каждого в нем.
Каббала и гипноз: есть ли какая-нибудь взаимосвязь, и если нет, то как вы это аргументируете, как я об этом узнаю?
Наука Каббала — это методика индивидуального освоения мира, в котором все мы существуем. Учащиеся получают знания из одного источника, делятся своими ощущениями, проверяют их на себе в различных жизненных ситуациях в обиходе. Каббала обязывает человека быть женатым, содержать семью, работать, выполнять свои гражданские обязанности, не ограничивать свой круг общения, не уединяться, а именно принимать этот мир, как специально созданный, чтобы «из него» добавить к своим ощущениям ощущение Высшего мира.
Используется ли в Каббале медитация и если нет, то тогда что такое намерение?
В Каббале необходима концентрация усилия в том, чтобы сквозь картины этого мира обнаружить единую управляющую всей природой силу.
Отличаются ли каббалисты от других людей по каким-либо признакам, скажем, своей нравственностью?
Каббалист меняется только в меру своего исправления. Вначале он проходит период осознания собственного эгоизма, как зла. В течение этого периода эгоизм в нем постоянно растет, потому что обязан достичь такой меры, когда человеку становится абсолютно ясно, что он не в состоянии с ним справиться, и что его эгоизм является его единственным злом. Поэтому в этот период каббалист еще более эгоистичен, чем люди, не проходящие своего эгоистического развития. Этот период может продолжаться до нескольких лет. Затем начинается период отторжения эгоизма, когда каббалист относится резко отрицательно к проявлению эгоизма, как своего, так и чужого, и наоборот, резко положительно к проявлению добра в себе и в других. Следующий этап — когда каббалист оценивает людей только положительно, потому что полностью оправдывает уже управление Творца.
Есть ли примеры морально-этического характера, примеры милосердия со стороны каббалистов, в том числе каббалистов прошлого?
Каббалист ни в коей мере не является всепрощающим и милосердным, потому что осознает управление Творца, как справедливое и праведное, а потому оценивает страдания, как необходимые, и не старается «своими состраданиями компенсировать жестокость Творца». То есть он ни в коем случае не милосерднее Творца, посылающего человеку все необходимое для продвижения к Цели творения.
История каббалистов: кто был первым каббалистом, и в каких источниках это подтверждается?
Авраам — первый каббалист, Автор (C) «Книги Создания». Моше — Автор (C) «Торы». Рабби Шимон бар Йохай — Автор (C) «Книги Зоар». Ари — Автор (C) многих книг, основная — «Древо Жизни». Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам) — Автор (C) ТЭС — комментария на книгу «Древо Жизни» («Эц Хаим») и комментария «Сулам» на «Книгу Зоар». Рабаш (рабби Барух Ашлаг) — Автор (C) книг «Шамати», «Шлавей Сулам», «Даргот Сулам».
Каббалисты обладают какой-нибудь сверхъестественной силой?
Каббалист получает свыше силы владения своим желанием. В мере возможности использовать свои желания в подобие высшему закону мироздания, свойству отдачи, каббалист получает в свои исправленные желания высшую информацию и наполнение наслаждением.
Каббала и каббалисты могут лечить людей от различных болезней?
Каббала по определению является методикой раскрытия Творца человеку, живущему в этом мире. По мере раскрытия Высшего мира каббалист наполняется Высшим светом, несущим силу, здоровье, благо. В частности и я использую этот прием в своей лечебной практике. Но поскольку все люди взаимосвязаны, то до полного исправления всех людей и до полного достижения всеми совершенства и вечности, каббалист «болеет» за остальных и, таким образом, хотя сам и должен быть здоров, являясь частью от всех, болеет с ними.
Наука Каббала изучает постижение Высшего. Творец, Высшая сила — это что-то конкретное, имеет ли это форму и место обитания, можно ли это ощутить пятью органами чувств (увидеть, потрогать и т.д.)?
От рождения мы обладаем пятью органами чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Ощущаемое в наших органах чувств мы называем «наш мир». Что не попадает в диапазон ощущения или не улавливается приборами, расширяющими диапазон каждого органа, мы не воспринимаем и даже не знаем, чего же еще недостает нам до полной картины окружающего нас. Все остальное, неощущаемое нами, но существующее вне нас, улавливается дополнительным органом чувств. Это дополнительное называется корнем всего ощущаемого нами в пяти органах чувств или Творцом. Ощущения в шестом органе чувств, который называется «экран и отраженный свет», не похожи на ощущаемое в пяти органах. Не ощущающему их невозможно объяснить, что это такое, или найти подобие этому ощущению среди наших ощущений. Итак, Творец ощущается только в дополнительном органе ощущений, а поэтому не может быть оценен нами, как имеющий размеры, образ, вес, цвет, вкус, плотность и пр. Задача науки Каббала — развить в изучающем дополнительный орган ощущения и обучить правильно им пользоваться. Ощущение в этом органе называется духовным или духовной жизнью. Особенность дополнительного органа в том, что хотя человек развивает его, ощущая этот мир, сами ощущения никак от ощущений в пяти органах не зависят, и человек может расстаться с телом и его пятью органами, оставаясь в ощущении в шестом органе.
Может ли человек видеть будущее, прошлое? Если нет, то как Вы объясните, что гадалки, колдуны иногда правильно предсказывают будущее? Или пророческие писания, скажем, из Библии — все сбылось и сбывается?
Каббалист вовсе не прорицатель. Действительно, многие в нашем мире могут правильно предсказывать будущее. Животные за много времени до природных явлений уже предчувствуют их. Люди, далекие от цивилизации, обостряют свои экстрасенсорные (по сравнению с обычными людьми) ощущения настолько, что «видят» прошлые и будущие события. Известны и феномены типа Вольфа Мессинга. Каббала утверждает, что вообще все картины происходящего во времени существуют одновременно и только развертываются перед нами по оси времени. Но возможно приподняться над временем, и тогда прошлое, настоящее и будущее будут ощущаться, как события при просмотре киноленты, вдоль которой мы можем произвольно скользить взглядом, наблюдая картины всего уже предрешенного. Каббала говорит о том, что мы не можем изменить события и их последовательность, потому что это записано в нашем духовном гене (решимо). Но мы можем изменить наше отношение к происходящему, а оно коренным образом меняет наше ощущение событий от драматического к радостному. Но каббалист никогда не старается видеть происходящее, а, наоборот, абстрагируясь от самих событий, он приподнимает себя над ними в своем отношении к ним, как к абсолютно доброму управлению Творца, принимая каждое, как исходящее от Творца, с целью привести его к вечности и совершенству, именно развивая в себе отношение к событиям, адекватное отношению Творца к ним (хафэц хэсэд).
Сколько времени потребуется для того, чтобы развить шестой орган ощущения?
Бааль Сулам в «Предисловии к ТЭС» утверждает, что на это необходим срок от 3 до 5 лет. Надо добавить, что это возможно при создании со стороны учащегося всех условий для правильного продвижения. В зависимости от прилежания в настоящее время этот срок может быть и укорочен. Хотя практика показывает, что все-таки при благоприятных условиях для этого требуется срок в 7-10 лет.
Знают ли религии что-нибудь о существовании шестого органа ощущения? Были ли такие случаи, что религиозный человек, например, какой-нибудь священник занимался Каббалой и при этом оставался священником?
Начинающий заниматься наукой Каббала обнаруживает себя вне каких бы то ни было условностей, обрядов, обычаев этого мира, потому что начинает развивать в себе тот орган чувств (точку в сердце), которая никак не связана с этим миром, а только с самим Творцом. И поэтому раскрывает для себя, что никакие обычаи, религии, верования не имеют никакого отношения к самому Творцу и связи с Ним, а созданы людьми для психологического комфорта, ощущения безопасности, оправдания своего существования и введения минимальных моральных принципов человеческого существования (общежития). Но, с другой стороны, Каббала считает, что любой человек, в мере своей внутренней потребности, может, даже занимаясь Каббалой, еще ощущать потребность в каких-то обрядах. Каббала ни в коем случае не отрывает его от этого, а, наоборот, советует следовать своим обычаям, пока не почувствует отсутствие необходимости в них. Кроме того, Каббала приветствует выполнение обычаев и законов воспитания, считая, что они помогают быть человеку более организованным в период его обучения каббалистическим правилам, до тех пор, пока ощущение Творца, Высшего мира, научит человека, как абсолютно верно мыслить и поступать.
Есть ли жизнь на других планетах, галактиках? Знает ли об этом что-нибудь Каббала?
Каббала утверждает, что нет в мироздании иного разумного целевого творения, кроме человека. Все создано только для человека, чтобы возвысить его до уровня Творца. Задача же человека в творении — использовать данную ему свободу воли для достижения утвержденной Творцом Цели путем добровольного или принудительного исправления (путем Каббалы или путем страданий).
Рождение и смерть — как Каббала объясняет эти понятия? Что с человеком происходит, когда он умирает, его душа переселяется в другое тело или же она попадает в рай или ад?
Рождение и смерть нашего тела — не более, чем его биологические состояния. Естественно, при смерти тела его пять органов чувств умирают вместе с ним, и пропадает ощущение «этого мира». В жизни обычного человека шестой орган чувств, несмотря на то, что существует изначально в каждом из нас, но существует, как «точка», в своем рудиментарном состоянии (только в виде решимо), не ощущая в себе ничего. После смерти тела, при исчезновении ощущения в пяти органах чувств, точка шестого ощущения обеспечивает ощущение нахождения в корне, Творце, до следующего своего облачения в биологическое тело с его пятью органами чувств — следующего рождения в этом мире. Если же человек в течение своей жизни развивает шестой орган, он уже при жизни начинает ощущать в нем Высший мир и отождествляет себя с ним настолько, что смерть тела воспринимается им, как исчезновение из его ощущения лишь незначительного набора низкой информации. Поселение в новорожденное тело становится в таком случае продолжением дальнейшего духовного развития. Духовное развитие возможно как будучи в теле, так и вне его. Ад и рай — это состояния, ощущаемые постигающим Творца: ад — полное отдаление от Творца, и рай — полное слияние с Творцом.
Когда душа переселяется в другое тело, в момент зачатия или в момент рождения?
Душа — развившийся из точки сосуд (желание) подобия Творцу. Точка стремления к подобию Творцу существует внутри всех желаний человека, называемых «желаниями сердца», или просто «сердцем». Поэтому сама точка называется «точка в сердце». Если, используя каббалистическую методику, человек развивает точку до размеров минимального сосуда подобия Творцу, то начинает ощущать в ней Высший свет, присутствие Творца. Всего есть пять уровней развития сосуда души: 0 — 1 — 2 — 3 — 4 и, соответственно этому, в сосуд облачается свет, ощущение Творца: нефеш — руах — нешама — хая — ехида. Таким образом, душа вселяется в человека, находящегося в этом мире и развившего шестой орган до минимального размера.
Между переселениями души в тела душа пересекает махсом?
Махсом — воображаемая граница между ощущением только в пяти органах чувств, ощущением «этого мира», и ощущением в шестом органе чувств, ощущением «Высшего мира». Преодоление махсома является событием получения минимального сосуда души и минимального наполняющего его света, ощущения Творца — света нэфеш.
Для чего нам нужно здесь развивать какие-то способности: изучать науки, ремесло, иностранные языки и т.д., если в духовном это не понадобится?
Этот мир предстает нам в пяти органах чувств, как копия духовного мира, состояния, ощущения в шестом органе чувств. Отличие только в материале, на котором происходит ощущение: на эгоистическом материале (подложке, матрице, экране) или альтруистическом. Поэтому развитие шестого органа чувств невозможно из иного состояния, кроме как из нахождения в ощущениях наших пяти органах чувств. Именно из них, вопреки им, мы можем правильно развить шестой орган, потому что отношения между пятью органами чувств и шестым — обратные.
Существует ли кто-нибудь разумный, кроме человека?
Разум является порождением желаний, развившимся именно для достижения желаемого. Поскольку нет более эгоистического существа, чем человек, постольку нет более разумного, чем человек. По мере развития шестого органа чувств, в человеке развиваются также и его естественные желания, именно для того, чтобы на них взрастить шестой орган. Поэтому изучающий Каббалу становится большим эгоистом и более разумным существом, чем его окружающие. Но именно благодаря тому, что идет выше и вопреки своему эгоизму. В таком случае можно сказать, что нет более разумного, чем каббалист, познающий все мироздание от низин нашего мира до вершин Высшего мира.
Каббала говорит, что на других планетах существует только животная и растительная природа. Откуда Каббала это знает, каббалисты — что, туда летают?
Возможно существование всех видов жизни в рамках нашей Вселенной, вплоть до существ, разумом и биологически подобных нам, кроме нашей духовной сути, точки в сердце, зародыша души, сосуда подобия Творцу — это есть только в человеке на планете Земля.
Почему Вы говорите, что нельзя объяснить духовные категории земными понятиями, ведь все можно объяснить словами?
Земными словами можно объяснить только явления, которые порождают эти слова. Каждому нашему ощущению мы находим подходящее слово для выражения ощущения. Но если ощущению нет аналога в нашем мире, то нет ему и названия. Поэтому ощущаемое в шестом органе не может быть выражено словами этого мира. Чтобы передать нам внешнюю форму своих ощущений Высшего мира, каббалисты используют «язык ветвей»: поскольку из Высшего мира нисходят силы, порождающие весь наш мир и определяющие все в нем происходящее, то каббалисты используют названия объектов и действий нашего мира для обозначения названия объектов и действий Высшего мира. Проблема в том, что, читая каббалистические тексты, мы читаем вроде бы повествование о нашем мире, в то время, как каббалисты подразумевают Высший мир. Но до тех пор, пока мы сами не войдем в ощущение Высшего мира, мы не обнаружим, какие объекты и действия подразумеваются каббалистами. Для чего же тогда нам изучать каббалистические тексты? Только для привлечения на себя Высшего исправляющего света.
Почему существует половое разделение в нашем мире (женщины и мужчины), какой в этом смысл?
Чтобы привести Малхут, желание насладиться, к исправлению, в нее необходимо внести свойства Бины, желания отдавать. Малхут не меняет свои свойства получать на свойства отдавать, но, ощущая свойства Бины, проникается желанием уподобить свои свойства Бине, то есть, чтобы ее единственное возможное действие — получать наслаждение, стало эквивалентным действию Бины, Творца, — отдавать. Введение свойства Бины в Малхут достигается разбиением сосуда (кли, экрана) и смешиванием свойств Бины и Малхут. Вследствие этого в душах возникают как свойства Бины, отдающие, так и свойства Малхут, получающие. Оба необходимо исправить. Так каждый исправляющийся и поступает, исправляя свою душу. Но все, что есть в духовном, отражается в материальных объектах и действиях нашего мира, а потому в телах нашего мира происходят разделение на тела, соответствующие в духовном отдающему парцуфу — Зеир Анпин — мужчина, и парцуфу получающему — Малхут — женщина. Соответственно и методика исправления желаний с намерения «ради себя» на намерение «отдавать» различна. Необходимо отметить, что после частного индивидуального исправления все души сливаются в одну, без какого бы то ни было отличия, в общей системе слияния с Творцом, равные и совершенные.
Действительно ли существуют такие феномены, как порча, сглаз, проклятие, аура, ведьмы, ангелы и т.д.?
Поскольку все души являются частями одной общей системы — одной души, называемой «Адам», то они в состоянии влиять друг на друга своим взаимным отношением. Отсюда и возникло понятие порча, сглаз, проклятие, благословение, духовная помощь. В духовном мире, как и в нашем, есть части природы: неживая, растительная, животная и человек. Все они — суть духовные силы без обличия и формы. Соответственно, их названия: неживая — «эйхалот» (помещения), растительная — «левушим» (одеяния), животная — «малахим» (ангелы), человек — «нешамот» (души). Только в нашем мире есть сила, свойство, облаченное в тело. В духовном мире все объекты и действия — суть силы вне всякого обличия.
Почему человек спит, что такое сон, что с человеком происходит во время сна?
Все свойства, действия, состояния в духовных мирах отображаются в материальных объектах в нашем мире, как в своей материальной копии. В Высшем мире душа может находиться в малом наполнении светом (состояние «катнут») и в большом наполнении светом (состояние «гадлут»). Малое состояние (катнут) делится, в свою очередь, на состояния «внутриутробное», «вскармливание», «подростковое». Большое состояние (гадлут) делится на «зрелое» и «старческое». В любом из этих состояний есть также состояние «сон» — временное исторжение основной массы света из души. При этом от недостатка света душа как бы засыпает.
Каббала как-то связана с другими духовными течениями, например, шамбалой и т.д.?
Никогда и ни в какой мере наука Каббала не была связана с какими бы то ни было мистическими, религиозными, «духовными» течениями, поскольку является наукой о природе Высшего мира, раскрывающейся в мере развития в человеке шестого чувства — экрана. Средство исследования — экран. Методика исследования — наука Каббала. Исследуемый объект — Творец или Высший мир, что одно и то же. Ощущение Творца называется нами ощущением Высшего мира или иначе — миры, духовные ступени — меры ощущения Творца. Еще точнее: все вообще, ощущаемое нами, есть не что иное, как ощущение Творца в нашем кли — желании. Даже до овладения экраном, человек ощущает Творца в виде этого мира. Поэтому такое ощущение называется скрытым.
Какая разница между Каббалой и обычным психоанализом?
Все постигаемое — достоверно для всех остальных постигающих, может быть записано и воспроизведено кем угодно, обладающим теми же возможностями, экраном. Психоанализ занимается анализом земных, относящихся к уровню нашего мира, естественных свойств человека. Каббала занимается обретением нового, высшего свойства.
Есть ли разница между Каббалой и другими духовными течениями и конфессиями?
Все, кроме науки Каббала, занимаются изучением человеческой психики, методами ее применения для достижения большего психологического комфорта. Только Каббала занимается раскрытием Творца человеку, ставит только это своей целью, и ни в коем случае не улучшение эгоистического состояния человека в этом мире, в этой жизни.
Говорят, что карты Таро берут свое начало из каббалистических источников, это правда?
В Каббале никогда и нигде не применяются подобные приемы. Сама Каббала запрещает всякое гадание, занятие предсказанием. Это противно самому роду исследований каббалиста, который именно сам, добровольно закрывает глаза на все, чтобы обрести Высшее кли — Бину, отдачу, вопреки знанию. Именно на отрицании раскрытия происходит раскрытие.
Люди, которые пережили клиническую смерть, говорят, что они видят коридор, свет и т.д.? Что с человеком происходит, когда он умирает, он что, попадает в рай или ад?
После смерти тела, то есть прекращения получения информации через пять телесных органов чувств, остается в распоряжении «Я» (Малхут) человека только восприятие через точку — свойство Бины. Это минимальное ощущение духовного, ощущение нахождения в своем корне, Творце, подобно точке. К этому состоянию устремляется ощущение после выхода из ощущения в пяти земных органах чувств. Следует заметить, что каббалист, развивая из точки сосуд, получает в него Высший свет — ощущение в миллиарды раз большее, чем проходящие клиническую смерть, причем ощущение осознанное, постоянное, управляемое.
Каббала как-то объясняет такие явления, как телепатия, перемещение в пространстве во время транса?
Каббала вообще ничего не объясняет из известных феноменальных состояний «транса», «ухода в иной мир», «перемещения в пространстве» и пр. Каббала занимается только исследованием Творца и методикой сближения, слияния с Ним, методом уподобления свойств души свойствам Творца. Как каббалист, считаю все эти явления не более чем психологическими, психосоматическими, внутренними возбуждениями и переживаниями человека, но никак не реально существующими.
Понятие добра и зла с точки зрения Каббалы? Как Каббала расценивает зло, совершенное в нашем земном мире, которое обратилось добром, например, человек, намеренно убивший комара, избавил мир от малярии, сам не зная этого?
Добро — свойство Творца, отдача, услаждение (возможно, не в нашем эгоистическом понимании). Зло — все, что противоположно свойствам Творца, все, что мешает человеку достичь свойств Творца. Добро и Зло, совершаемые в мире, совершаются неосознанно, в силу заданных свыше свойств. На это нет ни у кого из людей свободы воли. Поэтому и все «добрые» поступки, типа избавления человечества от малярии, не считаются поступками человека, а действиями Творца. Действия человека начинаются с реализации свободы воли, когда Творец указывает человеку, как сближаться с Собой, а человек готов приложить усилия в этом направлении. См. статью «Свобода воли».
Предопределено ли все в нашем мире, например, что я должен стать президентом или быть дворником, жениться на определенной женщине и т.д.?
Абсолютно все предопределено, а свобода воли — только в ускорении пути к заранее заданной Цели по заранее заданному пути. Но личное устремление к Цели, заданной Творцом, создает в человеке свойства, равные Творцу, и поднимает его на уровень Творца — вечный, бесконечный уровень всепознания.
Если я буду заниматься Каббалой, поможет ли это мне как-то в жизни, я меньше буду болеть, буду более удачлив и т.д.?
Относительно, поскольку до тех пор, пока в мире не все исправлено, личное исправление каждого все равно получает искажения, отрицательные влияния от неисправленных душ, а потому и каббалисты болеют, умирают.
Почему некоторым людям везет, а некоторым не везет, почему кто-то богатый и знаменитый, а кто-то работает дворником, почему один родился в такой семье (богатой, обеспеченной), а другой — в бедной семье, почему кто-то в раннем возрасте умирает, а кто-то в старости? От чего это зависит и для чего это нужно?
Это определяется корнем каждой частной души в общей душе Адама, ее связью с иными душами и прочими факторами, необходимыми для исправления каждой отдельной частной души. Каббала, в общем, не исследует эти причины, хотя они отчасти изучаются и излагаются в разделе «Теория кругооборотов жизней», потому что эти события, проходящие над душами, не подчиняются влиянию человека. Свобода воли человека может и должна реализовываться в полном устремлении к сближению с Творцом подобием свойств.
Почему человеку свойственно больше разрушение, чем созидание?
Потому что в нисхождении свыше, из мира Бесконечности, в наш мир душа Адама прошла разбиение экрана, вследствие чего «намерение отдавать» обратилось в ему противоположное — «намерение получать». В таком состоянии частные, разделенные эгоизмом друг от друга души, нисходят в наш мир, и следствие этого их внутреннего состояния мы наблюдаем во всех поступках человека.
Вы можете назвать, сколько людей, занимающихся Каббалой, учеников, вышли в духовное, их имена?
Среди моих учеников есть такие. Более точные данные дать не имею права.
Существует ли молитва в Каббале?
Обращение к Творцу о помощи и только о получении силы исправить намерение «получать ради себя» на намерение «отдавать ради Творца» является действующей, эффективной духовной молитвой. Все желания каждого в мире, всех творений: неживых, растительных, животных, людей восходят к Творцу, и каждое из них получает отклик. Но ответ на молитву о сближении с Творцом в миллиарды раз сильней, поскольку только она соответствует плану творения. Остальные молитвы подобны просьбе к Творцу устранить Зло, которое Он же причиняет. Понятно, что не такие отношения задуманы быть Целью творения.
Как представить себе то, что невозможно представить: время, пространство?
Время исчезает при превышении скорости света, наивысшей в нашем мире. Время в Высшем мире — это количество произошедших действий. Например, «6000 лет» — имеется в виду 6000 последовательных действий. Пространство — это желание. Оно может быть пустым, полным, отсутствовать, рождаться.
Являются ли войны в нашем мире отголоском высших духовных процессов?
Весь наш мир двигает единый Закон мироздания, призванный привести человечество к подобию Творцу, и все происходящее является действиями по достижению этой цели. Если бы человечество было в исправленном, уподобленном Творцу состоянии, не было бы никаких изменений в природе и все бы протекало в постоянном оптимальном режиме. А до тех пор, пока человечество не достигло такого состояния, тот же закон автоматически воздействует на каждого лично и на всех вместе, в мере развития каждого, чтобы вызвать в каждом и во всех осознание необходимости достижения цели.
Понятие свободы: насколько оно может быть неограниченно в творении, ведь абсолютная свобода подразумевает, в том числе, и свободу от Творца?
Стремление к Творцу — это закон природы, человек в этом не свободен, природа вынудит его страданиями устремиться к Нему.
Свобода состоит в том, чтобы, не дожидаясь страданий, самому добровольно принять этот единственный путь. И пока человек добровольно не примет этот путь, природа в меру его сопротивления будет вынуждать его пересмотреть свое отношение к свободе выбора в сближении с Творцом.
Почему Творец желает дать наслаждение творению? Это что — недостаток Творца?
Желание насладить творение исходит не из недостатка в Творце, а именно из Его вечности и совершенства. Только в совершенном возникает мысль об отдаче, причем в мере бесконечной, как Он сам.
Наука каббала не рассматривает процессы и явления нашего мира, она описывает структуру высших миров. Но, тем не менее, каким образом возможно применение каббалистических знаний в нашем мире?
Наука каббала описывает последовательные изменения, которые происходят с человеком в нашем мире, находящемся под влиянием общего закона мироздания, направленного на единственную цель — привести человека к подобию Творцу. Действие этого закона на человека в зависимости от уровня развития последнего называется «мир». Поскольку в желании человека существует 5 уровней желания, то соответственно, и воздействие на человека этого общего закона с уровня Бесконечности делится на 5 уровней воздействия, образующих 5 миров.
Изучение, постижение миров — это изучение соответствия уровней желания, его изменения и воздействия на него общего закона. Всего есть 5 миров, по 5 уровней и по 5 подуровней, итого — 125 ступеней. Описание (description) соотношения человека и закона (Творца) на каждом уровне является предметом изучения науки каббала.
Практического применения в нашем мире каббала не имеет. Невозможно с помощью ее знаний ничего изменить в нашем мире. Но человек, вооруженный знаниями каббалы, иначе, правильно, полезно относится к себе, обществу, миру. Его действия эффективны. Его мысли благотворно влияют на окружающих. Он является положительным духовным зарядом общества, поскольку притягивает в наш мир высший свет, несущий изобилие, благо, покой.
Где связь нашего мира и высших миров, где место каббалы в этой структуре?
Человек воспринимает окружающее через свои 5 органов чувств. Восприятия суммируются, сравниваются с уже имеющимися в памяти и рисуют в сознании человека картину мира.
Все, что находится вне органов чувств — не воспринимается. Если бы человек имел иные органы чувств, он бы воспринимал мир вокруг себя по-иному. Можно также создать сигналами в мозге человека любую картину, которую он воспримет как действительность. Несомненно, иные организмы воспринимают мир иначе. Каков мир вне нас?
Ответ может быть только относительно конкретного ощущающего. Мир, неощущаемый никем, называется «Он Сам по Себе» (Ацмуто). Иного названия нет, потому что Он не воспринимаем.
Развив шестой орган чувств, человек ощущает в нем высшую информацию, причины всего происходящего в этом мире. Поэтому он называет раскрытие причин происходящего «Высший мир». Находясь одновременно в ощущении обоих миров, можно исследовать связи между мирами, как и каким образом высший мир управляет нашим, как нисходят сигналы управления.
Изучение этих зависимостей и связей и представляет собой предмет изучения науки Каббала.
Почему человек эгоистичен? Почему слово «эгоизм» исторически носит негативный оттенок?
Вся природа — это желание поглотить, насладиться, наполнить свое желание, ощущение пустоты, недостатка.
Творения, уровень развития желания которых характеризуется как неживой, растительный и животный — желают наполнить только свой собственный недостаток.
Уровень развития желания «человек» обладает качественным отличием: в нем есть не только желание наполнить себя, как на животном уровне, но есть ощущение себе подобного.
В силу этого человек ощущает наслаждения и страдания других, т.е. может расширять свои желания за счет зависти, стремления к почету и учиться избегать страданий. Он желает заполнить себя не тем, чего желает, а тем, чем наслаждаются другие.
Он страдает от того, что есть у другого, несмотря на то, имеется это у него или нет. Поэтому животный уровень желания наполниться не называется эгоистическим, а уровень желания «человек» — эгоистичен.
И он негативен, потому что человек сравнивает себя с другими и желает быть всегда более наполненным. Любыми путями он обязан компенсировать это ощущение (в том числе за счет других). Это стремление является корнем всех столкновений и конфликтов, а потому считается негативным.
Что можно считать эгоизмом высшего уровня?
Эгоизм наивысшего уровня находится в человеке. Потому что кроме желания наполниться на животном уровне, ему в качестве надстройки к этому желанию дано чувство ближнего.
Это чувство ближнего человек использует, завидуя ближнему и тем самым увеличивая свои желания. Но чем больше желания, тем больше ощущение недостатка. Причем, независимо от того, есть ли у человека возможности наполнять все, заимствованные от окружающих, желания.
Потому что желание никогда наполнить нельзя: как только наполнение, наслаждение входит в желание, само желание уменьшается, вплоть до исчезновения, что ведет и к исчезновению ощущения наслаждения.
В итоге человек остается пустым, будто и не получал ничего. Это вызывает разочарование и побуждение попробовать наполнить себя еще и еще.
Благодаря рекламе, развитию коммуникаций и тесному общению всего человечества, в наше время человек быстро убеждается, что все новые желание не приносят ему наполнения.
Возникает опустошенность, депрессия — болезнь века. Это и есть эгоизм высшего уровня, когда он понимает, что бессилен наполнить себя.
В итоге человек продолжает искать способы наполнения:
*
или уменьшать желание, отчего страдания, ощущение пустоты уменьшаются, и это эквивалентно определенному наполнению;
*
или найти метод наполнения, при котором наслаждение не гасило бы желание, а наоборот, они бы сосуществовали вместе, поддерживали и развивали друг друга.
Этот метод наполнения называется «Каббалистическим», потому что основан не на уменьшении эгоизма, а наоборот, на его увеличении.
Как только человек начинает применять на себе каббалистический метод наполнения, его желания стремительно растут — до величины всего мироздания, до готовности поглотить все наслаждения во всех мирах.
Но человек одновременно с ростом желаний наполняет их, и поэтому они могут постоянно развиваться, вплоть до величины Творца. Поэтому самый большой эгоизм возникает в человеке, поднимающемся по ступеням духовных миров, но человек тут же исправляет и наполняет его.
Можно ли считать науку Каббала единственным инструментом или средством постижения духовных миров для людей, находящихся в низших мирах?
Несомненно, потому что она использует рост желания — т.е. развитие инструмента восприятия мироздания. Рост желания уровня «животный», затем рост желания уровня «человек», и вплоть до того уровня, когда человек начинает ощущать высший мир.
И далее, методика Каббалы развивает его желание вплоть до уровня «Творец». Желание по мере своего роста наполняется, его наполнение анализируется — что и является ощущением и постижением того состояния, того мира–ступени, на которой человек находится.
Все постижение совершенно аналогично постижению нашего мира через пять органов чувств, с отличием лишь в том, что постигаемое постигается в сознательно развиваемом дополнительном органе чувств — шестом органе, называемом «душа».
Насколько допустимо преподавать Каббалу людям, не готовым к восприятию данного материала. Имеется в виду курс лекций в Вузах в рамках учебного процесса. Или присутствие на подобных лекциях может быть свободным?
Каббалисты считают, что Каббалу может изучать каждый с 9-летнего возраста. Поскольку именно с этого возраста человек задается вопросом о себе, о мире, о смысле жизни. А Каббала занимается именно тем, что раскрывает человеку этот вопрос.
Для раскрытия этого вопроса человек рождается в этом мире и пока не раскроет этот вопрос так, что раскрытием его наполняет свою душу, вынужден повторно являться в этот мир, поскольку раскрытие вопроса о смысле жизни, т.е. раскрытие Творца, обязано произойти во всей высоте мироздания, от наинизшего, нашего мира, до наивысшего, мира бесконечности, т.е. безграничного раскрытия Творца.
На изучение Каббалы нет никаких ограничений. Ее можно изучать в любых условиях, без всякой предварительной подготовки, независимо от пола, возраста, происхождения, образования.
Уже практикуется преподавание науки Каббала в качестве дополнительного, факультативного и официального предмета в некоторых Вузах. В некоторых университетах Израиля есть факультет Каббалы.
В науке Каббала говорится, что мы не можем работать со своими животными желаниями, тогда с помощью чего мы можем работать в движении к духовному?
Наши естественные телесные желания могут принимать информацию только от наших пяти органов чувств. Используя их, мы немногим отличаемся от животных: только в несколько большей мере ощущая этот мир — одинаковый для нас и для животных объем мироздания.
Поэтому пять органов чувств, имеющиеся и у нас и у животных, называются «животными». Качественное отличие, т.е. подъем на следующую ступень ощущения мироздания, Творца, происходит с обретением шестого органа чувств. информация (info), получаемая в этот орган, и называется духовной.
Именно развивая этот приемник высшего ощущения, продвигаются в высшем мире. Отличие его от пяти естественных органов в том, что он, хотя и является желанием наполниться, как и пять первичных, но это — желание наполниться ощущением Творца, высшим наслаждением.
Самое важное, что развивать это желание и наполнять его можно только при условии его подобия Творцу, т.е. в форме отдачи.
В итоге, используя желание насладиться Творцом с намерением «ради Творца», человек становиться качественно равным Творцу, полностью постигает все мироздание, восходит на наивысшую ступень своего существования — т.е. не просто познает внешнюю природу, используя свои естественные пять органов чувств и науки этого мира, а сам преобразуется — становится ее наивысшей частью, как Творец.
Если рассматривать принцип пирамиды: человек накапливает базовые знания к продвижению в науках. Должен ли он полностью отбрасывать их (обнулиться) или они могут ему помогать (принцип целостности)?
Науки этого мира в общем помогают человеку в развитии дополнительного органа чувств и его правильном применении. Постигая новый мир в новом органе ощущения, человек сравнивает свои новые постижения с постижениями в этом мире и явно прослеживает аналогии между получаемыми данными, вплоть до того, что видит, как оба постигаемых им мира параллельны, и отличие лишь в их материале, а все, имеющееся в высшем мире, нисходит в низший мир, как следствие, ветвь от своего корня.
Можно ли сказать, что в настоящий момент в науке Каббала проводится лонгэтюдный (длительный) эксперимент, и мы являемся частью этого эксперимента?
Сама наука не производит экспериментов. Эксперименты производят в науке ученые. В Каббале каббалист производит эксперименты, но они производятся лично им, и только на себе, потому что он не может соотноситься с внутренними ощущениями остальных творений.
Каббала — это наука о внутреннем, индивидуальном постижении человеком истинного окружающего нас мироздания, общего закона Творца.
Но все человечество постоянно движется этим единым законом к намеченной им изначально цели — довести человека до наивысшего уровня путем предоставления ему возможности свободного самостоятельного сознательного развития: в противоположность тому, как мы развиваемся во всем остальном — неосознанно исторически, неуправляемо, по скрытым от нас путям.
И это потому, что в нашем земном развитии мы не имеем никакой свободы воли, и потому общий закон воздействует на нас, не спрашивая нас. А мы, вроде бы высшие существа мироздания, вынуждены, унизительно осознавая свою ничтожность перед ним, принимать на себя его последовательные формы.
Совсем иное развитие человека в постижении высшего — полностью осознанное, раскрытое, самостоятельное, определяемое самим человеком на каждом этапе его развития. Настолько, что человек как бы сам себя создает. И такого участия в развитии самого себя обязан достичь каждый житель земли в какой-то своей жизни.
Нельзя назвать происходящее с нашим миром, вселенной, человечеством экспериментом, потому что со стороны Высшей Управляющей силы природы, нет в нашем поведении ничего неизвестного заранее.
С нашей же стороны мы должны своими попытками и усилиями добиться своего духовного роста, иначе мы не освоим в действии шестой орган чувств и не удостоимся ощутить в полной мере вечность и совершенство, которые приносит нам его наполнение.
Человек, который занимается Каббалой, должен развиваться только в этом направлении? Понятие карьеры, профессионализма уходят на задний план? Или это некий универсал, который может очень органично сочетать в себе все элементы социума и при этом быть высоко духовным субъектом — «человек успеха» в очень глубоком смысле этого слова. Возможно, что человек успешный в этом мире для Каббалы потерян?
Любое занятие человека в этом мире оценивается по полезному для человечества результату.
Поскольку все действия человека эгоистически вынуждены и нет в них ничего полезного, кроме того, что в результате человек раскроет их бесполезность и придет к решению об исправлении, то оказывается, что каббалист — единственный в нашем мире полезный человек, потому что своими действиями, исправлениями, он притягивает в наш мир высший свет, несущий благо, изобилие.
Каббала призывает человека в рамках нашего мира выполнять свой гражданский долг, работать, иметь семью, служить обществу.
Но основным своим устремлением, своей целью ставить духовное возвышение до цели творения, до причины своего появления в этом мире. В таком случае человек не нуждается более в том, чтобы нисходить в этот мир.
Усиление эгоизма, расширение сферы желаний у занимающихся Каббалой: а где находится регулирующая составляющая, некий сдерживающий фактор? Ведь без этих регуляторов, человек может превратиться в субъекта аморального и социально опасного.
Эгоизм мог бы усиливаться бесконечно, но поскольку чем он больше, тем яснее раскрывается невозможность его удовлетворения, то наступает критическая точка его развития, когда самим обладателям эгоизма становится ясно, что эгоизм вреден.
Начиная с этого момента дальнейшее развитие эгоизма проблематично: человек уже начинает задумываться о том, как бы видоизменить его, дабы обрести возможность наполнить хотя бы в какой-то мере.
А затем наступает и полное разочарование в эгоизме, как средстве ощущения наполнения, и поиск уходит уже за его пределы. Но пока неосуществимость эгоистического наполнения не раскрыта, возможны опасные и аморальные поступки эгоистов, народов, государств.
Что такое мораль и норма с точки зрения каббалиста?
Поскольку все наши действия в этой жизни вынужденные, а свобода воли реализуется только в мере входа в высший мир, то в чистом виде моральных норм не существует, и человечество это постепенно для себя раскрывает.
Каббала требует от каждого члена общества быть оптимально полезным, честным с окружением, выполнять государственные законы, исполнять гражданский долг.
Если мы рассмотрим принцип «Вера — выше знаний», то возникает вопрос: подобный принцип начинает действовать на человека, стоящего на высокой ступени духовного развития или на любого? Если мы рассматриваем второй случай, то понятие науки низводится на уровень религии с ее директивными догмами, а где место эксперименту?
Вера выше знания — имеется в виду, когда человеку раскрывается высшая ступень с ее альтруистическими условиями, противными его настоящим свойствам, он может подняться на эту ступень, только если обретет силу против своего эгоизма — веру выше знания.
Вера — сила подъема вверх. Знание — сила эгоистического расчета. Эксперимент и свобода выбора — остаются за человеком. На человеке лежит свобода поиска сил духовного возвышения.
Что произошло с Евой, когда Адам разбился?
Адам и Ева: Адам – девять первых сфирот, наподобие наших телесных пяти органов чувств, а Ева — желание, 10-я сфира, получающая от Адама, наподобие нашего желания, получающего наполнение от пяти органов.
Адам и Ева — две составляющие части одного творения, души. В первоначально созданном состоянии находились в подобии Творцу, в отдаче, но потеряли это свойство и упали в свойство «получение ради себя».
Кроме того, они раскололись на множество частей, каждая из которых подобна в своем строении прототипу. В каждом из людей находится часть общей души, и каждый обязан исправить свою часть.
Исправление сводится в соединению всех частей вместе в их первоначальном общем желании и намерении.
Поскольку воссоединение происходит против желания, то произведенные усилия увеличивают ощущение подобия Творцу с точки до меры Творца.
Т.е. восстановленные Адам и Ева становятся по величине и свойству равны Творцу, их создавшему.
Согласно Каббале: рождение души в творении происходит в процессе приобретения новых свойств. В связи с этим, как можно охарактеризовать структуру творения до «своего рождения». Что из себя представляет человек, это некий бездушный механизм, машина с заданной программой?
До облачения в желания земного уровня и в земное тело, душа представляет собой точку в Творце. Нисходя в земные желания, точка получает возможность вырасти до размеров Творца.
Увеличение желания происходит за счет присоединения к точке желаний окружающих. Это возможно только в мере любви к окружающим.
Таким образом одновременно приобретаются желания и намерения — годный и подобный Творцу сосуд-желание для получения высшей жизни.
Кроме этой точки, все остальное в человеке – не более как механизм, действующий по заданным параметрам, без какой-либо свободы воли.
Поддается ли какому-то изменению влияние первых факторов на творение, как то — ген, и законы по которым развивается этот ген при определенных влияниях внешних факторов?
Из четырех факторов нашего развития, только влияние на внешнюю среду находится в нашей власти.
В любом творении существуют четыре определяющие его фактора:
1. Основа — это первичный материал данного создания, из которого оно возникло. Зерно сгнивает — внешняя форма полностью исчезает, подобно тому, как наше тело разлагается в земле, но основа остается и дает новый побег, подобно тому, как наша душа вынуждает родиться новое тело, чтобы облачится в него.
2. Неизменные свойства основы. Основа никогда не примет форму других хлебных злаков, например, овса, а лишь предшествовавшую ей форму, которая потеряна ею, то есть, форму пшеницы.
Возможны определенные изменения в количестве и качестве нового побега, которые зависят от окружающей природы, от почвы, удобрений, влаги, солнца — однако, основа формы пшеницы (то есть прежней сути), не претерпевает никаких изменений.
3. Свойства, изменяющиеся под воздействием внешних сил. Под воздействием внешних факторов качественно меняется оболочка сути — зерно остается зерном, но его внешняя форма меняется и зависит от окружающей среды.
Дополнительные внешние факторы присоединились к сути и вместе с ней дали новое качество за счет влияния внешней среды.
Это может быть солнце, земля, удобрения, влага, дождь — относительно зерна; или общество, группа, книги, Учитель — относительно человека.
4. Изменения внешних сил. Человеку необходимо окружение, которое развивается и постоянно влияет на его развитие.
А человек, развиваясь, влияет на окружение, побуждая его к росту, что в свою очередь, вновь поднимает человека. Таким образом человек и его среда параллельно растут.
Этими четырьмя факторами определяется все состояние каждого творения:
1.
Суть свою — я изменить не могу.
2.
Законы, по которым меняется моя суть, — я изменить не могу.
3.
Законы изменения моих внутренних свойств в зависимости от внешних воздействий — я изменить не могу.
4.
Окружающая среда, от которой я полностью зависим — я могу изменить.
Если я могу в настоящем влиять на окружающую меня среду, я определяю этим свое будущее состояние.
Единственное, на что может повлиять окружающая среда — это на качество и количество, то есть, на темп и на качество того пути, который пройдет человек: пройдет ли человек его с болью, в страхе, в страданиях, в тысячелетиях кровопролитных войн или он пройдет его спокойно, комфортно, поскольку сам стремится к цели.
Состоянию наполнения предшествует состояние опустошения. Как в состоянии опустошения возможно «не сорваться» и «ухватиться» за высшую цель, то есть в ощущении, когда «у меня ничего нет» прийти к тому, что «я ничего не хочу получать», ведь это невозможно с точки зрения эгоизма?
Продолжить свое духовное устремление в состоянии отрешенности, опустошения, ощущении безысходности можно только при помощи:
*
создания в себе привычек, которые будут требовать от вас действий, потому как стали второй вашей природой;
*
создания вокруг себя подходящего окружения, которое бы вас постоянно держало в состоянии духовного вдохновения и устремления к цели;
*
систематических занятий, которые вы обязаны посещать и пр..
Имеет ли значение в движении к духовному определенные свойства человеческой души, то есть возможно ли, «впитав» в себя свойства других душ, не имея предыдущего духовного опыта и духовных преимуществ, как бы «заимствовать» его у других?
Как в нашем мире, заболев, человек использует знания врача и готовые лекарства, а не начинает изучать медицину, чтобы излечиться от болезни, так и в духовном своем продвижении он может использовать опыт и советы уже достигших цели, к которой он стремится.
Поэтому каббалисты пишут книги, а раскрывающие скрытые пласты мироздания, сравнивая свои ощущения с записями великих, учатся анализировать ощущения
Понятие «зависти» и «групповых конфликтов». Нужно ли искусственно создавать данный вид взаимодействия с целью выявления недостатков в себе? Если ты видишь только проявление добра по отношению к тебе, не является ли это регрессором в духовном смысле?
Ничего искусственного создавать не надо, потому что, по мере роста желания, все недостатки проявятся, и ничто не сможет удержать их в скрытом состоянии — ни воспитание, ни стыд. Развитие новых желаний обнажает человека и перед собой и перед окружающими.
Конфликты в мировом масштабе. Являются ли войны в нашем мире отголоском высших духовных процессов?
Весь наш мир двигает единый закон мироздания, призванный привести человечество к подобию Творцу, и все происходящее является действиями к этой цели.
Если бы человечество было в исправленном, уподобленном Творцу состоянии, не было бы никаких изменений в природе и все бы протекало в постоянном оптимальном режиме.
А до тех пор, пока человечество не достигло такого состояния, тот же закон автоматически воздействует на каждого лично и на всех вместе, в мере развития каждого, чтобы вызвать в каждом и во всех осознание необходимости достижения цели.
Человек ощущает «наш мир» с помощью 5 органов чувств? Является ли преимуществом или недостатком отсутствие какого-либо из органов ощущения, например, слуха или зрения? Что из себя представляют такие люди?
Никакие телесные органы ощущения не мешают и не помогают человеку в реализации своего предназначения, поскольку любая особенность состояния человека, его органов чувств — также включена в общее условие достижения цели.
Мысли как проявление Творца в тебе и как следствие смены состояний: есть ли здесь место свободе проявления творения или это прерогатива Творца?
Мысли, желания, действия — все они предопределены нашими внутренними свойствами, реализующимся в каждом состоянии духовным геном (решимо) и внешними условиями.
Свобода воли — только в изменении окружения. Но окружению человек подчинен полностью. Т.е. после выбора окружения, он уже является его рабом.