Ко́пты (от греч. αιγυπτος — египтянин, араб. قبط, мн. ч. أقباط) — египетские христиане, составляют около 8-9% населения Египта, то есть примерно 6 млн человек (эта цифра, возможно, занижена; по другим данным — около 8 млн человек). Большинство коптов исповедуют христианство монофизитского толка. Часть коптов (около 100 тыс. человек) в унии с Римо-католической церковью. Копты — египетские христиане, представители одной из самых древних ветвей христианства, сохранившие в своей истории и культуре черты, уходящие корнями в глубину веков, в мир фараонов и их подданных. Христианское учение нашло множество последователей в Египте в середине I века. Как полагают копты, принес его их первый патриарх Святой Марк, Автор (C) одного из четырех канонических Евангелий.
Коптское искусство — термин, который используется для описания искусства египетских христиан первых веков существования христианства, а также — художественного наследия их потомков, коптов, со средних веков до настоящего времени.
Дошедшие памятники коптского искусства — это, как правило, фрески, текстиль, иллюминированные манускрипты, а также изделия из металла, большинство из которых смогло уцелеть в монастырях и церквях. Эти произведения часто функциональны, грань между искусством и ремесленичеством в них пропадает, сферой приложения мастерства становились как туники и надгробия, так и изображения святых.
Большинство важнейших произведений коптского искусства хранится в Коптском музее в каирском квартале, называющимся «Коптский Каир».
Истоки и история воздействия
Коптское искусство представляет из себя смесь древнеегипетского и эллинистического влияния. Тематика и символика заимствовались из античной и египетской мифологий, иногда присособленных к христианским верованиям. Также на этот стиль влияли Персия и Сирия, правда — с меньшим успехом, но все равно оставив такое наследие, как например, павлины и грифоны в числе излюбленных мотивов.
Пример влияния эллинистического и египетского искусства периода Поздней Античности т.н. Фаюмские портреты. Лица людей из Эль Фаюма — пример коптского искусства II в. н.э., показывающий греческое и римское воздействие на коптское искусство, но с некоторыми важными отличиями от собственно египетского искусства.
Арабское завоевание Египта привело к тому, что коптские мастера как сами испытали воздействие исламского искусства, так и оказали на него некоторое воздествие. Влияние коптов на арабскую архитектуру и использование некоторых коптских мотивов в исламских зданиях начинается с VII в.
В то же время, Александрийская церковь коптов, как самая старая в Африке, повлияла на суданскую и эфиопскую. К примеру, некоторые формы коптского креста теперь известны как эфиопский крест, уж не говоря об эфиопских храмах, где видно влияние коптского искусства.
Коптские иконы
«Апостол Павел»
Начиная с IV в. Церковь начинает украшать стены храмов фресками и иконами. В коптском искусстве начинают проявляться приметы специфического коптского стиля: глаза и уши становятся крупнее по сравнению с пропорциями всего лица, рот уменьшается, а Размер (Size) головы по сравнению с телом уменьшается — что является знаком спиритуальных отношений с Богом и преданности молитве. Лица мучеников обычно полны умиротворения.
Большинство коптских иконописцев не подписывались. Традиция назвает имена Св.Луки (первого иконописца) и двух коптских патриархов — Макария I и Гавриила III Александрийских.
«Св. Антоний Великий». Современная икона
Египетские христиане считают, что искусство иконописи родилось в Египте и любят сравнивать древнеегипетскую живопись с иконами, перечисляя черты сходства.
Новая коптская школа иконописи
Современное коптское искусство также известно как Нео-Коптская школа. В некоторые эпохи коптской истории иконы были главным средством выражения. Они сохранили большинство традиционных аспектов. Основные принципы — большая озабоченность религиозной истинностью и красотой, чем реализмом, или же изображением глубины и перспективы. Как в Византии и примыкающих традициях иконы пишутся фронтально, смотрящими прямо на зрителя.
Школа сформировалась в 1960-х годах, основываясь на стилях и традициях, характерных икон III-VII веков. Мастера этой ранней школы иконописи особенно тщательно выписывали глаза святых, которые обращены не на молящихся, а в лишь им ведомую даль. При этом они всячески избегали излишних деталей и украшательства, являя верующим лишь те детали, которые необходимы для понимания образа.
- Подпись автора
☣ Ёж-потрошитель! - звучит как конфета!
спойлерЧлен клуба Позити ффф
заметил таку весч - если выдуть в лицо надоедливому человеку сигаретный дым, он в скором времени исчезнет!
Святой атец "Весёлый Богохульник"