призрачный форум

www.prizrak.ws

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » www.prizrak.ws » Религия Философия Магия » Атеизм>>самое сложное в религии


Атеизм>>самое сложное в религии

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Атеи́зм (от греч. άθεος, безбожный) — отрицание существования, отказ верить в какие-либо сверхъестественные силы, например, бога, богов, духов, других внематериальных существ, а также связанное с этим отрицание религии. Некоторые атеисты определяют понятие более широко, относя к атеизму также отсутствие веры в существование высших сил. Энциклопедии такое отсутствие веры относят к агностицизму.

Хотя обычно предполагается, что атеисты не религиозны, некоторые атеисты характеризуют некоторые религии, например, буддизм или джайнизм, как атеистические из-за отсутствия в них веры в персонифицированного бога.

Многие из тех, кто считает себя атеистами, скептически относятся к идее существования сверхъестественных существ, указывая на отсутствие эмпирических свидетельств их существования. Другие приводят доводы в пользу атеизма, опираясь на философию, социологию или историю. Хотя многие, считающие себя атеистами, являются сторонниками светских философий, таких как гуманизм и натурализм, не существует единой идеологии или шаблона поведения, присущего всем атеистам.

Термин атеизм появился как уничижительный эпитет, применявшийся к любому человеку или учению, находившемуся в конфликте с установившейся религией. И только позднее это слово стало означать определённую философскую позицию. С распространением свободы убеждений, научного скептицизма и критики религии, этот термин стал приобретать более конкретное значение и начал использоваться атеистами для самообозначения.

https://i034.radikal.ru/0901/b5/4b531331b58a.jpg
Французский Автор (C) XVIII века, барон Гольбах, был одним из первых, кто сам себя считал атеистом. В сочинении «Система природы» (1770) он описывает Вселенную в терминах философского материализма, строгого детерминизма и атеизма. Сочинения «Система природы» и «Здравый смысл» (1772) были осуждены Парижским парламентом, и копии книг были публично сожжены

Этимология
В раннем древнегреческом языке прилагательное ἄθεος (от ἀ — «без» + θεός — «бог») означало «безбожный». Слово стало означать намеренное, активное безбожие в V веке до н. э. и приобрело смысл «разорвавший отношения с богами», «отрицающий богов, безбожник» вместо прежнего значения ἀσεβής — «нечестивый». Сегодня слово atheos в классических текстах иногда переводится как «атеистический». Также было абстрактное имя существительное ἀθεότης, «атеизм». Цицерон сделал латинскую транслитерацию греческого слова — atheos. Термин широко использовался в спорах между ранними христианами и язычниками, причём каждая сторона уничижительно называла им своих оппонентов.

Английское слово atheism, произошедшее от французского athéisme, появилось около 1587 года. Термин atheist (от фр. athée), означающий «тот, кто отрицает существование или не верит в бога», появился в английском ещё раньше, примерно в 1571 году. Слово атеист впервые было использовано для обозначения практического безбожия в 1577 году. Позднее возникли родственные слова: деист — в 1621 году[, теист — в 1662, теизм — в 1678 (по другим источникам - в 1743) и деизм — в 1682. Значения слов «деизм» и «теизм» несколько изменились в районе 1700 года под влиянием атеизма. Слово «деизм» изначально имело то же значение, что и современное слово «теизм», но позднее стало обозначать отдельное философское учение.

https://s42.radikal.ru/i097/0901/5c/29f83655a7e1.jpg
Греческое слово αθεοι (atheoi) в Послании к Ефесянам (2:12) на папирусе начала III века. Обычно переводится как «безбожники».

Карен Армстронг пишет, что «в шестнадцатом и семнадцатом столетиях слово атеист применялось исключительно в полемике… Термин атеист был оскорбительным. Никому и в голову не могло прийти назвать себя атеистом». Слово «атеизм» в Европе стало использоваться для описания собственных убеждений в XVIII веке и означало неверие в монотеистического иудео-христианского бога. В XX веке благодаря глобализации термин распространился и стал означать неверие во всевозможные божества, хотя до настоящего времени в России и на Западе атеизм принято определять как «неверие в бога». В последнее время в некоторых философских кругах Америки возникла тенденция определять атеизм отрицанием — как отсутствие веры в сверхъестественное, а не как веру во что бы то ни было. Такое определение приобрело популярность в атеистических сообществах, но не получило более широкого распространения

Определения и различия
Авторы расходятся в том, как лучше всего определять атеизм, о каких именно сверхъестественных сущностях идёт речь, утверждает ли атеизм их отсутствие, является ли атеизм осознанным прямым отрицанием всего сверхъестественного.

Было предложено несколько способов выделить различные виды атеизма (как правило, приравниваемого к «отсутствию веры в богов» в наиболее широком смысле).

https://s61.radikal.ru/i172/0901/a3/25cad0fa3c8a.jpg
Диаграмма, показывающая взаимосвязь между определениями слабого/сильного и выраженного/невыраженного атеизма. Невыраженный атеист не задумывался о вере в богов. Выраженный атеист сделал осознанный выбор относительно его веры в богов. Такой человек может отказаться верить в богов (слабый атеизм) или утверждать, что богов нет (сильный атеизм)

Широта понятия
Часть неясностей и споров, касающихся определения атеизма, возникают из неоднозначностей в определениях таких слов, как «божество» и «бог». Так как существует множество совершенно разных представлений о сверхъестественном, возникли различные мнения относительно того, к каким из них имеет отношение термин «атеизм». Если считать «теизм» верой в единого персонифицированного бога, то людей, верящих во множество других богов, деистов и даже политеистов можно классифицировать как атеистов. В XX веке такой подход утратил популярность, так как термин «теизм» начал пониматься скорее как проявление веры в любое божество.

В зависимости от широты определения, под атеизмом может пониматься неприятие различных концепций, начиная от существования бога, заканчивая существованием чего угодно духовного, сверхъестественного или трансцендентного, включая концепции индуизма и буддизма.

Выраженный и невыраженный атеизм
Определения атеизма также различаются в том, насколько понятие бога должно быть осмыслено человеком, чтобы он мог называться атеистом. По мнению некоторых атеистов, атеизм может рассматриваться как отсутствие веры в богов. Ещё в 1772 году атеист Гольбах писал: «Все дети атеисты; у них нет никаких представлений о боге». Джордж Генри Смит (1979) предложил: «Человек, незнакомый с теизмом, является атеистом, поскольку не верит в бога. Эта категория также включает и детей, способных понять, что стоит за атеизмом, но ещё не знакомых с понятиями, с ним связанными. Сам факт того, что ребёнок не верит в бога, уже делает его атеистом». Смит, таким образом, ввёл понятие «невыраженный атеизм», описывающее «отсутствие теистического верования без осознанного его отрицания», и понятие «выраженный атеизм», описывающее более общепринятое определение осознанного неверия.

Точка зрения, что дети рождаются атеистами, появилась сравнительно недавно. До XVIII столетия существование бога было настолько общепринято в западном мире, что даже сама возможность существования «истинного» атеизма отрицалась. Доктрина о том, что все люди верят в бога с рождения, называется "Теистическим учением о припоминании». Согласно этому учению, атеисты просто отрицают очевидное. Также часто можно услышать мнение, что не существует «атеистов до глубины души» и в критических ситуациях («в окопах нет атеистов»), например, на смертном одре, атеисты вдруг начинают верить в бога. Атеисты оспаривают подобные утверждения, приводя примеры «атеистов до глубины души». Также в ответ были созданы атеистические организации среди военного персонала. С другой стороны, само вышеупомянутое утверждение нередко используется как подтверждение того, что одной из причин религиозной веры является страх смерти.

Сильный и слабый атеизм
Философы, такие, как Энтони Флу и Майкл Мартин, различают сильный (позитивный) и слабый (негативный) атеизм. Сильный атеизм — отстаивание утверждения, что богов не существует. Слабый атеизм включает в себя все остальные формы отсутствия теизма. Согласно этому разделению, любой человек является либо теистом, либо «сильным», либо «слабым» атеистом. Термины сильный и слабый появились сравнительно недавно, однако эквивалентные им термины негативный и позитивный атеизм уже использовались в философской литературе и (в несколько ином смысле) католическими апологетами. Согласно такому разграничению атеизма, большинство агностиков являются «слабыми» атеистами.

В то время, как агностицизм может считаться «слабым» атеизмом, большинство агностиков отделяют свои взгляды от атеизма, который они считают не более обоснованным, чем теизм. Предполагаемая недостижимость знания о существовании или несуществовании бога рассматривается как признак того, что атеизм не обходится без слепой веры. Обычный ответ атеистов заключается в том, что недоказанные религиозные высказывания заслуживают ровно столько же недоверия, сколько заслуживают все другие недоказанные утверждения, и что недоказуемость несуществования бога не подразумевает, что его существование и несуществование равновероятны. Шотландский философ Джон Смарт также утверждает, что «иногда человек, в действительности являющийся атеистом, может называть себя агностиком из-за необдуманного обобщения философского скептицизма, который предостерегает нас от утверждения того, что мы что-то знаем кроме, разве что, математики и формальной логики.» Как следствие, некоторые из популярных писателей-атеистов, например, Ричард Докинз, предпочитают различать теистические, агностические и атеистические взгляды по вероятности, приписываемой правдивости утверждения «бог существует».

https://s39.radikal.ru/i086/0901/20/031361cc2631.jpg
«Ребёнок однажды спросил у астронома, кто произвел его на свет. Учёный показал на небо и на сидящего старика, и сказал: „Вот отец твоего тела, а вот — отец твоей души“. На это мальчик ответил: „нам нет дела до того, что на небе, и мне стыдно быть сыном такого старика!“ Что за величайшая дерзость — не признавать своего отца и не считать, что Бог — твой создатель!»

Эмблема, иллюстрирующая практический атеизм, под названием «Величайшая дерзость: атеист и шарлатан» из книги Picta poesis поэта Barthélemy Aneau, 1552 год

Больше всего различаются с точки зрения логического обоснования практический и теоретический атеизм. Различные виды теоретического атеизма можно вывести с помощью тех или иных логических обоснований или философских доводов. Для практического атеизма, напротив, не требуется конкретной аргументации, он включает в себя и безразличие к богам, и незнакомство с представлениями о сверхъестественном.

Практический атеизм
Следуя практическому, или прагматичному атеизму, также известному как апатеизм, люди живут так, как будто бога нет, и объясняют явления природы без помощи потусторонних сил. При этом существование богов не отрицается, но может быть признано необязательным или бесполезным. Согласно этой точке зрения, боги не придают жизни смысл и не влияют на повседневную жизнь. Вид практического атеизма, влияющий на научное сообщество — методологический натурализм, "молчаливое включение философского натурализма в научный метод». При этом принимать философский натурализм или верить в него не обязательно.

Существуют различные виды практического атеизма:

Отсутствие религиозной мотивации — вера в богов не влияет на мораль, религиозное поведение и на поведение вообще.
Намеренное игнорирование религиозных вопросов в теории и на практике.
Безразличие — отсутствие какого-либо интереса к религиозным вопросам.
Незнание — незнакомство с представлениями о сверхъестественном.
Исторически, практический атеизм ассоциировался с нравственным разложением, умышленным невежеством и нечестивостью. Подобные представления базировались на априорной установке, предполагающей, что всё нравственное, этичное, доброе и правильное исходит от бога и, соответственно, «если бога нет, то всё дозволено». О тех, кого считали практическими атеистами, говорили, что они ведут себя так, будто бог, этика и социальная ответственность не существуют, что они забыли свои обязанности и предались гедонизму. Согласно французскому католическому философу Этьену Борну, «Практический атеизм — это не отрицание существования Бога, а полное безбожие в поступках. Это нравственное зло, не отрицающее законности нравственных норм, а попросту бунтующее против них».

Теоретический атеизм
Для теоретического атеизма характерно изложение конкретных аргументов против существования богов в ответ на типичные аргументы в пользу веры, такие как Теологический Аргумент или Пари Паскаля, а также использование различных метафизических, психологических и эпистемологических доводов против тезисов теизма.

Эпистемологические аргументы
Согласно эпистемологическому атеизму, люди не могут познать бога или определить, существует он или нет. В основе эпистемологического атеизма — агностицизм, принимающий различные формы. В имманентной философии божественность неотделима от мира как такового, в том числе и от человеческого разума, а сознание каждого человека замкнуто в субъекте. Согласно этому виду агностицизма, такое ограничение в принципе не позволяет делать выводы о существовании бога, будь то вера или логическое умозаключение.

Рационалистический агностицизм Канта и Эпохи Просвещения принимают только знание, полученное с помощью человеческой рациональности. Утверждается, что боги принципиально не обнаружимы, а, следовательно, невозможно знать, что они существуют. Скептицизм, основанный на идеях Юма, утверждает что ни о чём невозможно знать наверняка, а, значит, невозможно выяснить, что бог существует. Отношение агностицизма к атеизму оспаривается; агностицизм можно считать отдельным взглядом на мир.

К другим формам атеистической аргументации, которые можно назвать эпистемологическими, относятся логический позитивизм и игностицизм (англ. ignosticism), утверждающие, что такие термины, как «бог», и такие высказывания, как «бог — всемогущий», лишены смысла. Согласно теологическому нонкогнитивизму, фраза «бог существует» — не утверждение, а бессмыслица. Велись споры, можно ли такую точку зрения отнести к категории атеизма или агностицизма. Философ Альфред Джулс Айер отрицал обе эти категории, утверждая, что они ошибочно признают фразу «бог существует» утверждением. Он считал нонкогнитивизм отдельной, самостоятельной категорией.

Метафизические аргументы
Метафизический атеизм базируется на метафизическом монизме — взгляде, по которому реальность однородна и неделима. Абсолютные метафизические атеисты придерживаются того или иного вида физикализма, поэтому они явно отрицают существование нефизических сущностей. Относительный метафизический атеизм заключается в том, что признав существование абсолюта, не обладающего характеристиками бога (такими как трансцендентность, личностность или единство), мы неявным образом отрицаем существование бога. С относительным метафизическим атеизмом связаны такие течения, как пантеизм, панентеизм и деизм. Например, деизм отрицает личностность бога, а, значит, неявным образом отрицает христианство.

https://s44.radikal.ru/i104/0901/c4/68e011319d81.jpg
Эпикуру приписывается первая трактовка проблемы зла. Давид Юм в его «Диалогах о естественной религии» (1779) цитирует Эпикура, выражающего этот аргумент в виде серии вопросов:

«Может быть, божество хочет, но не может предотвратить зло? Значит, оно невсемогуще. Если же оно может это сделать, но не хочет, значит, оно недоброжелательно. Если же оно и хочет, и может, то откуда же берётся зло?»

Психологические, социологические и экономические аргументы
Такие философы, как Людвиг Фейербах и Зигмунд Фрейд, утверждали, что вера в бога и религия — человеческие изобретения, созданные, чтобы удовлетворить различные психологические и эмоциональные желания и потребности. Также это мнение разделяют буддисты. Карл Маркс и Фридрих Энгельс, под влиянием трудов Фейербаха, утверждали, что вера в бога и религия — это социальные средства, используемые властью, чтобы угнетать рабочий класс. Историк Эдуард Гиббон писал по этому поводу: «Все свои религиозные культы народ Древнего Рима всегда считал одинаково истинными, философы — одинаково ложными, а правители — одинаково полезными». Согласно Михаилу Бакунину, «идея бога влечёт за со­бою отречение от человеческого разума и справедливости, она есть самое решительное отрицание человеческой свободы и при­водит неизбежно к рабству людей в теории и на практике». Он «перевернул» знаменитый афоризм Вольтера о том, что «если бы Бога не было, его следовало бы изобрести», и написал, что «если бы Бог действительно существовал, следо­вало бы уничтожить его».

Логические аргументы и доказательства

Согласно логическому атеизму, различные концепции богов (например — бог как личность) включают в себя логически несовместимые свойства. Сторонники этой формы атеизма приводят логические доказательства невозможности существования бога, используя противоречия между такими качествами, как совершенство, статус «творца», неизменность, всезнание, вездесущность, всеблагость, трансцендентность, личностность, бестелесность, справедливость и милосердие.

Не принимая доводы теодицеи, атеисты считают, что наблюдаемая действительность не согласуется с качествами, обычно приписываемыми богам теологами. Они утверждают, что всезнающий, всемогущий и всеблагой бог не совместим с миром, в котором есть зло и страдание, где любовь бога скрыта от многих людей Похожее умозаключение приписывается Сиддхартхе Гаутаме, основателю буддизма.

Антропоцентрические аргументы
Основные статьи: Философская антропология, Гуманизм
Аксиологический, или конструктивный, атеизм рассматривает в качестве абсолюта не богов, а человеческую природу. Для этого вида атеизма человеческая природа является абсолютным источником этики и нравственных ценностей, а понятие бога не требуется для решения нравственных вопросов. Маркс, Ницше, Фрейд и Сартр придерживались этой точки зрения, распространяя идеи освобождения, саморазвития и нестеснённого счастья.

Один из наиболее популярных доводов против атеизма утверждает обратное — что отрицание существования справедливого бога ведёт к моральному релятивизму, лишая человека основ нравственности, или лишает жизнь смысла и делает человека несчастным. Блез Паскаль высказал такое мнение в 1669 году. Согласно же мнению выдающегося психиатра XIX—XX вв. П. Б. Ганнушкина, существует положительная связь между религиозностью и жестокостью.

https://s52.radikal.ru/i136/0901/af/6ead5a150e13.png

Атеизм и наука
Научный метод познания базируется на выведении закономерностей из опыта, логических построениях, эмпирической проверке теоретических положений и принципе достаточного основания. Критерий Поппера требует: чтобы теория считалась научной, должна быть гипотетическая возможность в результате экспериментальной проверки её опровергнуть. Предположение о несуществовании бога опровержимо (для этого достаточно предъявить бога или продемонстрировать его сверхъестественные черты) и может иметь статус научной гипотезы. В то же время, предположение о существовании бога неопровержимо (любое опровержение можно отвергнуть, заявив, что бог пребывает вне физического мира, физических законов, вне логики, и так далее), а потому не может приниматься как научная гипотеза. Предположение о божественном вмешательстве автоматически выводит теорию, использовавшую такое предположение, за пределы современной науки.

Эмпирическая наука не основывается на вере или священных книгах из-за научного метода познания, из-за необходимости доказывать и проверять практикой любое умозаключение. Независимо от личных убеждений учёных (среди которых было и есть достаточно много верующих), в своей научной работе они обосновывают причины явлений исключительно в естественной области, без опоры на сверхъестественное. Как заметил академик Виталий Лазаревич Гинзбург,

«Во всех известных мне случаях верующие физики и астрономы в своих научных работах ни словом не упоминают о Боге. Они одновременно живут как бы в двух мирах — одном материальном, а другом каком-то трансцендентном, божественном. У них происходит как бы расщепление психики. Занимаясь конкретной научной деятельностью, верующий, по сути дела, забывает о Боге, поступает так же, как атеист. Таким образом, совместимость занятий наукой с верой в Бога отнюдь не тождественна с совместимостью веры в Бога с научным мышлением.»

История
Термин атеизм появился в XVI столетии во Франции, однако существуют свидетельства того, что идеи, которые сегодня могут быть расценены как атеистические, уже присутствовали во времена Древнего Египта, Ведической цивилизации и Античности.

Древний Египет
Уже в Древнем Египте появляются произведения, критикующие религиозный взгляд на мир. Древнейшим из них является созданная в эпоху Среднего Царства «Песнь Арфиста».

Ранняя индийская религия
Атеистические школы присутствовали в индуизме, который является политеистической религией. Материалистическая и антирелигиозная философская школа Чарвака, основанная в Индии ориентировочно в VI столетии до нашей эры, — вероятно, наиболее яркая атеистическая философская школа в Индии. Эта ветвь индийской философии классифицируется как неортодоксальная система и не рассматривается как часть шести ортодоксальных школ индуизма, но заслуживает внимания как материалистическое движение в индуизме.

Четерджи и Датта пишут, что до нас не дошли тексты философии Чарвака, и наше представление об этой философии основано, главным образом, на критике их идей другими школами.

Часто к атеистическим причисляют индийскую философскую систему санкхья. Отрицание бога, как единого творца, также присутствует в джайнизме и буддизме. В то же время следует отметить, что сами буддисты не признают свою религию атеистичной и предпочитают использовать термин non-theism, который в русскоязычной литературе обычно переводится как не-теизм.

https://s39.radikal.ru/i084/0901/c8/de9d4bf31cc2.jpg
В «Апологии», Сократ обвиняется Мелетом в том, что абсолютно не верит в богов

Классическая Античность
Европейский атеизм уходит корнями к досократической греческой философии, но не выделяется как отдельное течение до конца Эпохи Просвещения. Греческий поэт Диагор (V столетие до нашей эры) известен как «первый атеист» и ярый критик религии и мистицизма. Критий видел религию как человеческое изобретение, запугиванием помещающее людей в некоторые рамки морали. Атомисты, такие как Демокрит, пытались описать мир только материалистическим способом, не ссылаясь на духовность и мистицизм. К другим досократикам, вероятно, имеющим атеистические или агностические взгляды, относятся Продик, Протагор и Теодор.

Сократ обвинялся в атеизме за то, что внушал жителям неуверенность в богах, которых чтил город. Хотя философ оспаривал обвинение в атеизме, в конечном итоге он был приговорён к смерти.

Другой философ, Эпикур, оспаривал множество религиозных доктрин, включая жизнь после смерти и божественную сущность. Он полагал, что душа материальна и смертна. Хотя эпикуреизм не исключает наличие богов, Эпикур верил, что, если боги и существуют, то человечество им безразлично.

Римский поэт Лукреций утверждал, что если боги существуют, им безразлично человечество, и они не влияют на окружающий мир. По этой причине он верил, что человечество не должно бояться сверхъестественного. В поэме «О природе вещей» он изложил свои эпикуреистические взгляды на космос, атомы, душу, мораль и религию.

Римский философ Секст Эмпирик полагал, что необходимо отменить наказание за скептицизм, известный как пирронизм, в котором нет ничего ужасного, и атараксия («свобода разума» или «безмятежность души») может быть достигнута отменой такого наказания. Его работы, уцелевшие в значительном количестве, существенно повлияли на последующих философов.

Значение слова «атеист» изменялось на протяжении классической античности. Часто ранних христиан называли атеистами за то, что те не верили в языческих богов. Во времена Римской империи христиан казнили за отрицание римских богов в целом и культа Императора в частности. Когда в 381 году, во время правления Феодосия, христианство стало государственной религией Рима, наказуемым преступлением стала ересь.

От Раннего Средневековья до Ренессанса
Следование атеистическим взглядам было редким явлением в Европе на протяжении Раннего Средневековья и Средних веков (см. Святая инквизиция), доминировал интерес к религии и теологии. Николай Кузанский придерживался формы фидеизма, которую называл docta ignorantia («учёное невежество»), утверждая, что бог находится за гранью человеческого понимания, и наше знание о боге ограничено догадками. Уильям Оккам положил начало антиметафизическим учениям, заявив о номиналистических ограничениях человеческого познания необычайных вещей. Он утверждал, что божественная сущность не может быть интуитивно или рационально познана человеческим интеллектом. Последователи Оккама, такие, как Джон Миркуртский и Николай Аутрекуртский, развивали эти взгляды. Последовавшее разделение веры и разума повлияло на таких богословов, как Джон Виклиф, Ян Гус и Мартин Лютер.

Ренесса́нс дал многое для расширения границ свободомыслия и скептических исследований. Леонардо да Винчи прибегал к экспериментам, как к методу исследований, и спорил с аргументами религиозного авторитаризма. Другие критики религии и церкви того времени — Никколо Макиавелли, Бонавентюр Деперье и Франсуа Рабле.

Период раннего Модерна
Во времена Ренессанса и Реформации религиозные страсти накалились, что очевидно по распространению новых религиозных законов, братств, популярных увлечений в католическом мире и появлению всё более аскетичных протестантских сект, таких, как кальвинисты. Это было время межконфессионального соперничества, позволившего ещё больше расширить границы теологической и философской теории, что позднее во многом было использовано для продвижения скептического (по отношению к религии) мировоззрения.

Критика христианства участилась в XVII и XVIII веках, особенно во Франции и Англии, где, по мнению современников, наблюдался кризис религии. Некоторые протестантские мыслители, такие, как Томас Гоббс, поддерживали философию материализма и скептицизма в отношении сверхъестественных сил. В конце XVII столетия деизм стал открыто поддерживаться такими интеллектуалами, как Джон Толанд. Фактически, все французские и английские философы XVIII века в какой-то форме придерживались деизма. Высмеивая христианство, многие деисты в то же время презирали и атеизм. Первые открыто атеистические мыслители, такие, как барон Гольбах, появились в конце XVIII века, когда выражение неверия в бога стало менее опасно. Дэвид Юм был наиболее систематичным представителем просвещённого мышления, создававшим скептическую эпистемологию, основанную на эмпиризме, и подрывавшим метафизические основы теологии.

https://s59.radikal.ru/i166/0901/c8/9249e531a14b.jpg
Людвиг Фейербах, его «Эссе о христианстве» (1841) сильно повлияло на таких философов, как Энгельс, Маркс, Штраус и Ницше. Он рассматривал бога как человеческое изобретение, а религиозную деятельность — как удовлетворение потребностей

Французская Революция вынесла атеизм из салонов на улицы. Попытка навязать Гражданскую конституцию духовенства привела к антиклерикалистским волнениям и изгнанию многих священников из Франции. Хаотические политические события в революционном Париже, в конечном счёте, позволили более радикальным якобинцам, развернувшим массовый террор, захватить власть в 1793 году. В завершение, более воинствующие атеисты попытались насильственно дехристианизировать Францию, заменив религию культом разума. Эти преследования закончились с термидорианским переворотом, но некоторые секуляристские меры того периода остались постоянным наследством французской политики.

В эпоху Наполеона секуляризация французского общества была узаконена, а революция была распространена в северную Италию, в надежде создания сговорчивых республик. В девятнадцатом столетии многие атеисты и другие антирелигиозные мыслители направили свои усилия на политическую и социальную революцию, содействуя переворотам 1848 года, Рисорджименто в Италии и росту интернационального социалистического движения.

Вторая половина XIX века
Во второй половине XIX века атеизм получил известность под воздействием философов-рационалистов и вольнодумцев. Многие известные немецкие философы того времени, такие как Людвиг Фейербах, Артур Шопенгауэр, Карл Маркс и Фридрих Ницше, отрицали существование божеств и были критиками религии.

Атеизм в марксизме
Классики марксизма-ленинизма попытались научно обосновать атеизм. Теоретической основой научного атеизма является диалектический и исторический материализм. Атеизм марскистский являлся теоретической основой для атеистического воспитания в Советском Союзе. Атеизм уже не являлся личным делом, это становилось государственной политикой. Борьба с религией становилась формой борьбы за власть.

Марксизм есть материализм. В качестве такового, он так же беспощадно враждебен религии, как материализм энциклопедистов XVIII века или материализм Фейербаха. Это несомненно. Но диалектический материализм Маркса и Энгельса идет дальше энциклопедистов и Фейербаха, применяя материалистическую философию к области истории, к области общественных наук. Мы должны бороться с религией. Это — азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс. (В. И. Ленин, т.17, с. 418)

Основополагающие принципы марксистского атеизма:

Зарождение религии является результатом идей, появившихся у человека в связи с его зависимостью от стихийных сил природы, плохих условий жизни.
Установление связи между богатыми слоями населения и религией.
Утверждение, что борьба с религией — это борьба с общественно-экономическими порядками, установленными богатыми слоями населения.
Вывод, что упразднение религии позволяет улучшить творческую активность людей для борьбы за лучшие условия жизни.
Гуманистическая сущность атеизма по словам К. Маркса заключается в следующем:

…критика религии завершается учением, что человек — высшее существо для человека.

Наиболее широко известно высказывание Маркса, что религия — это опиум для народа:

…религия — это вздох угнетенной [цензура], сердце бессердечного мира, подобно тому, как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа.

XX столетие
Атеизм в XX столетии, особенно в форме практического атеизма, распространился во многих обществах. Атеистические мысли нашли признание во многих других обширных философиях, таких, как экзистенциализм, объективизм, светский гуманизм, нигилизм, логический позитивизм, марксизм и феминизм.

Логический позитивизм и сциентизм проложили дорогу для неопозитивизма, аналитической философии, структурализма и натурализма. Неопозитивизм и аналитическая философия отказались от классического рационализма и метафизики в пользу строгого эмпиризма и эпистемологического номинализма. Сторонник аналитической философии Бертран Рассел считал, что христианский бог не более вероятен, чем боги-олимпийцы. В своей ранней работе Людвиг Витгенштейн попытался отделить метафизику и язык сверхъестественного от рациональных рассуждений. Альфред Айер, ссылаясь на приверженность эмпирическим наукам, заявлял о бессмысленности религиозных утверждений и невозможности их проверки. Родственный прикладной структурализм Леви-Стросса объявлял человеческое подсознание источником религиозного языка, отрицая его трансцендентальное значение. Джон Финдлей и Джон Смарт утверждали, что существование бога не является логически необходимым. Натуралисты и материалистические монисты, такие как Джон Дьюи, рассматривали естественный мир как основу всего, отрицая существование бога или бессмертность.

В XX веке атеизм также достиг политических успехов, чему способствовали работы Маркса и Энгельса. Правившая в СССР Коммунистическая партия с 1919 года открыто провозглашала в качестве своей задачи содействовать «отмиранию религиозных предрассудков».

https://s46.radikal.ru/i112/0901/46/e939054cc916.jpg
Безбожник. 1922

Э. В. Рамасвами Наикер (Перияр), известный индийский атеистический лидер, боролся против индуизма и брахманов, которые дискриминировали и разделяли людей во имя кастовой системы и религии. Особенно много внимания Перияр привлёк в 1956 году, когда он надел на мурти индусского бога Рамы гирлянду из башмаков и сделал ряд антитеистических заявлений. В 1966 году, в ответ на заявления ряда теологов о смерти бога, очередной номер журнала TIME вышел с вопросом «Бог умер?» на обложке. В журнале приводилась статистика, согласно которой приблизительно каждый второй человек в мире жил в антирелигиозных странах, а миллионы людей в Африке, Азии и Южной Америке, по всей видимости, даже не знали о христианском боге. В следующем году албанское правительство во главе с Энвер Ходжа объявило о закрытии всех религиозных организаций в стране, провозгласив Албанию первой атеистической страной. Эти меры усилили негативное отношение к атеизму, особенно в Соединённых Штатах, где были сильны антикоммунистические настроения, несмотря на то, что некоторые известные атеисты придерживались антикоммунистических взглядов. После падения Берлинской стены число активных антирелигиозных режимов существенно уменьшилось. В 2006 году Тимоти Шах из Pew Research Center заметил: «наблюдается всемирная тенденция во всех основных религиозных группах: увеличивается доверие к религиозным движениям, увеличивается их влияние по сравнению со светскими движениями и идеологиями.» Поль Грегори и Фил Цукерман полагают, что это миф, и утверждают, что реальная ситуация намного сложнее и тоньше.

Современное состояние атеизма
Для современной западной цивилизации характерно падение интереса к религии среди широких слоёв населения, особенно среди технической интеллигенции. В развитых странах снижается посещаемость храмов, уменьшается количество проводимых обрядов, происходит увеличение числа людей, причисляющих себя к агностикам или атеистам, даже у верующих религия теряет своё главенствующее положение. Характерным в этом отношении является публикация известным американским епископом книги под названием «Почему христианство должно измениться или умереть: Епископ обращается к верующим».

Как правило, в странах с высокими экономическими показателями уровень религиозности относительно низок, в качестве исключения можно привести США. Совершенно иная ситуация в развивающихся странах: как правило, чем беднее страна, тем важнее для населения религия. В исламских странах, таких как Иран, Судан, Пакистан и Саудовская Аравия, действует шариат, по которому отказ от ислама расценивается как измена и наказывается смертной казнью.

Ситуация с атеистическим движением в России и странах СНГ также очень сложна. Крах господствующей коммунистической идеологии, привёл к сильной реакции общества, качнув маятник общественного сознания в сторону неприятия атеизма. С распадом СССР религиозные организации получили право на владение имуществом, налоговые и другие льготы. Произошёл всплеск мистических настроений в обществе и увлечений различными лженауками (например, астрологией). Возросло влияние Русской православной церкви. В качестве ответа, различные атеистические движения заявляют о частичном сращивании РПЦ с государственными органами, требуют прекратить возрастающую клерикализацию страны. Тем не менее, основное большинство россиян, заявляющих о своей принадлежности к РПЦ, не практикует православие согласно установленным канонам: ежедневные молитвы, еженедельные посещения храма, причастие, исповедь, пост, молитва перед трапезой и т. д. не стали частью их повседневной жизни. В основном, они ограничиваются исполнением церковных обрядов крещения, венчания и отпевания, а также ежегодным празднованием Пасхи. Согласно исследованиям Бориса Дубина, не более 5-6 % россиян регулярно посещают церковь.

https://s53.radikal.ru/i142/0901/26/d195bb6f5686.jpg
Распростронение атеизма по странам (по результатам опросов 2006 годa)

Демография
Довольно сложно определить количество атеистов во всем мире. Участники опросов могут по-разному понимать термин «атеизм» и различия между атеизмом, не-религиозными верованиями, не-теистическими религиями и духовными практиками. Помимо этого, в некоторых религиозных странах люди стараются не демонстрировать свои атеистические взгляды с целью избежать дискриминации и преследований.

Исследование, проведённое Британской Энциклопедией в 2005 году, показало, что нерелигиозными являются примерно 11,9 % людей, а атеистами — порядка 2,3 %. Эти результаты не включают в себя последователей нетеистических религий, таких, как буддизм.

Также в 2005 году Pew Research Center исследовал отношение американцев к представителям различных конфессий (мировоззрений). Было установлено, что атеисты пользуются наименьшим уважением. 35 % американцев относятся к ним положительно, 53 % — отрицательно.

В ноябре — декабре 2006 года опрос среди граждан США и пяти европейских стран, опубликованный в Financial Times, показал, что американцы более, чем европейцы, склонны верить во что-либо сверхъестественное (73 %). Среди взрослого населения Европы более верующими являются итальянцы (62 %), а французы — наименее религиозны (27 %). Во Франции 32 % опрошенных назвали себя атеистами и ещё 32 % — агностиками. Официальный опрос Европейского Союза дал следующие результаты: 18 % населения ЕС не верят в бога, 27 % допускают существование сверхъестественной «духовной жизненной силы», в то время как 52 % верят в какого-либо конкретного бога. Среди тех, кто прекратил обучение в школе, не достигнув пятнадцатилетия, соотношение верующих повышается до 65 %; те из опрошенных, кто считал себя выходцем из строгих семей, более склонны верить в бога, нежели те, чьи семьи не имели строгих внутренних правил.

В 2007 году опрос, проведенный Институтом Социальных исследований (США), показал, что самой религиозной страной среди индустриально развитых государств являются США — 90 % утверждают, что верят в бога, 60 % ежедневно молятся, 46 % еженедельно посещают храм (синагогу или мечеть). Доля активных верующих в других индустриально развитых странах значительно ниже — 4 % в Великобритании, 8 % во Франции, 7 % в Швеции и 4 % в Японии.

Опубликованный в 1998 году в журнале Nature опрос показал, что процент верящих в личностного бога или жизнь после смерти по США минимален среди членов Национальной Академии Наук — только 7 % опрошенных, по сравнению с 85 % по всему населению Соединенных Штатов. В том же году сотрудник MIT Frank Sulloway и сотрудник Калифорнийского Государственного Университета Michael Shermer провели исследование среди группы, в которой 12 % составляли доктора наук и 62 % — выпускники ВУЗов. Исследование показало, что 64 % опрошенных верили в бога. Кроме того, было замечено уменьшение числа верующих с повышением уровня образования. По информации Mensa Magazine, такая обратная зависимость между религиозностью и образованностью была установлена в 39 исследованиях, проведённых с 1927 по 2002 годы. Эти результаты в общем соответствуют статистическому мета-анализу профессора Оксфордского Университета Michael Argyle, проведенному в 1958 году. Он проанализировал семь исследовательских работ по зависимости между отношением к религии и коэффициентом интеллекта среди опрошенных школьников и студентов университетов США. И, хотя была выявлена чёткая обратная зависимость, не были учтены такие факторы, как авторитарность семейного уклада и социальный класс опрошенных, которые также могли играть свою роль.

Всё же признаки зависимости между религиозностью и уровнем образования довольно неоднозначны. Некоторые американские исследователи пришли к выводам, что уровень религиозности прямо соотносится с уровнем образования и научными достижениями. Влияние же религии на образование может разниться в зависимости от типа религии. Христианские фундаменталисты, особенно женщины, обычно получают более слабое образование, чем другие слои общества.

На 2005 год первое место в списке 50 самых атеистических стран мира, составленным американским колледжем Питцер, занимает Швеция (45—85 % жителей являются атеистами). За ней следует Вьетнам (81 %), Дания (43—80 %), Норвегия (31—72 %), Япония (64—65 %), Чехия (54—61 %), Финляндия (28—60 %), Франция (43—54 %), Южная Корея (30—52 %) и Эстония (49 %).

Данные исследований ВЦИОМ, проведенные в 2007 г. в 46 областях России, показали, что убежденными атеистами себя считают 6 % опрошенных, безразлично относятся к религии — 8 %.

Интересные факты
3 марта 2008 года атеист Санал Эдамаруку в прямом эфире популярного индийского телешоу бросил вызов известному индийскому колдуну — тантрику Пандиду Суринда Шарма, попросив его продемонстрировать на нём свою силу — убить с помощью магии. В течение нескольких часов в прямом эфире колдун безуспешно совершал ритуальные действия, и, не добившись успеха, заключил, что атеиста «защищает очень сильное божество».

Критика атеизма

Атеизм как отрицание религии
В первую очередь, атеизм критикуют за то, что он отвергает веру в любые сверхъестественные существа, включая бога или богов (в политеистических религиях), существование которых теистам и деистам представляется очевидным. Ранний пример такой критики можно найти в Библии: «Сказал безумец в сердце своем: 'нет Бога'», более поздний пример — в Катехизисе католической церкви: «Отвергая или отрицая существование Бога, атеизм становится грехом против религиозной добродетели»

Атеизм также критикуют некоторые агностики, утверждающие, что не существует достаточных оснований категорично заявлять, что сверхъестественного существа, такого как бог, нет.

Многочисленные доводы различных философов в попытках доказать или опровергнуть существование бога привели к интенсивной полемике вокруг этого вопроса, однако не смогли убедить обе стороны в истинности своей точки зрения.

Атеизм как вера, религия
Многие религиозные критики атеизма считают, что атеизм является своеобразной формой религии или веры. Утверждение «Атеизм есть вера» основывают на том, что отрицание существования высших сил требует уверенности в их отсутствии.

Сведение атеизма к религии атеисты опровергают исходя из определения религии как веры в сверхъестественные силы: атеизм не имеет веры в сверхъестественное. Религия же требует веры в существование сверхъестественного, что не свойственно атеизму.

Многие атеисты в свою очередь считают, что наличие элементов веры, например, доверие результатам научных исследований, не равнозначно «религиозной вере», которая предполагает веру именно в сверхъестественное — убежденность в реальном существовании сверъестественных существ, особых свойств у отдельных предметов. Помимо этого, религиозная вера вызывает особые эмоциональные переживания и настроения, эстетические чувства и даже аффекты (например, религиозный экстаз). Религиозные верования направлены на что-то — святых, пророков, учителей, в священнослужителей, в возможность общения с духами, в истинность догматов и религиозных текстов и т. д. У атеиста же просто нет ни религиозной веры, ни психологического состояния, которым характеризуется эта вера.

С точки зрения религиозного мировоззрения, вера в бога и сверхъестественное подтверждается некоторыми научными фактами, в частности креационисты строят свои рассуждения на основе данных геологии, истории, биологии. Хотя их выводы и не поддерживаются официальной наукой. Теисты вообще считают необоснованным обращение к науке в данном вопросе. Невозможно научно доказать, что «бога нет», так как с точки зрения логики никто не может безоговорочно доказать отрицательное суждение и «несуществование» чего-то за рамками мира, доступного современным методам исследования. Другими словами, наука может доказать отсутствие жизни на Марсе. Можно предположить, но наука не может доказать отсутствие жизни во всей Вселенной, кроме Земли. Поэтому вера в отсутствие бога может рассматриваться как вера в нечто, что принципиально невозможно доказать. В то время как существование бога теоретически доказуемо, с точки зрения многих теистов, хотя и не доказано. Неверие в монотеистических религиях рассматривается как проявление глупости и безумства («Сказал безумец в сердце своем: „нет Бога“». Библия, Пс. 13:1) или результат нежелания поиска бога и изменения своего образа жизни.

Частным примером подобных аналогий атеизма и религии служат отождествления марксизма-ленинизма с религиозным мировозрением. Подобные аналогии проводил, например, Николай Бердяев в своей работе «Религиозные основы большевизма». Он видел в большевизме особый религиозный дух, претензию на обладание абсолютной истиной, цельностью, полнотой и конечностью заключений:

«Религиозная подмена, обратная религия, лжерелигия — тоже ведь явление религиозного порядка, в этом есть своя абсолютность, своя конечность, своя всецелость, своя ложная, призрачная полнота… Большевизм есть состояние духа и явление духа, цельное мироощущение и миросозерцание. Большевизм претендует захватить всего человека, все его силы, он хочет ответить на все запросы человека, на все муки человеческие.»

Попытка определить атеизм как некую религию может сводится к заключению: «Религия — вера в бога, атеизм — вера в его отсутствие». Атеисты видят ложность такого высказывания в неверной логической предпосылке, а абсурдность в том, что в скрытой форме оно признает лишь одну форму мировоззрения — веру, отрицая научное познание окружающего мира вообще. Атеисты, опровергают его, выстраивая подобное же суждение в шутливой форме: «Если атеист не курит табак, следовательно, он курит отсутствие табака» или «Лысый — это такой цвет волос».

Также в пользу мнения, что атеизм не является религией свидетельствует отсутствие у атеизма религиозных признаков, таких как обрядовость, молитвы, жертвоприношения, другие формы культа, наличие разработанных правил поведения, строгой иерархии и руководства, атеистических организаций, признания властями за атеистами религиозных чувств.

Атеизм и познаваемость мира
Некоторые критики приписывают атеистам мнение, что мир полностью познаваем непосредственно. Такое мнение принципиально недоказуемо. Более того, новейшие исследования в области теории систем и формальной логики, (см. Пенроуз, «Новый ум короля») утверждают, что в мире существуют принципиально невычислимые функции, что ставит под сомнение возможность рационального объяснения всех процессов в мире. Кроме того, в 1931 году немецкий математик Гёдель доказал теоремы о неполноте, согласно которым в любой сложной непротиворечивой теории существует утверждение, которое средствами самой теории невозможно ни доказать, ни опровергнуть. Непротиворечивость сложной теории не может быть доказана средствами этой теории. Однако вполне может оказаться, что непротиворечивость одной конкретной теории может быть установлена средствами другой, более общей формальной теории.

Но атеизм не утверждает, что мир полностью познаваем, и атеисты как правило не придерживаются этой точки зрения. Отсюда критики делают вывод, что атеисты не могут отрицать существование сверхъестественных сил, так как для этого требуется исследовать весь мир целиком. В качестве ответа на подобную критику, атеисты обычно заявляют о использовании принципа Бритвы Оккама к сверхъестественным силам, согласно которому не следует изобретать новые сущности без необходимости и критерия Поппера, согласно которому недоказанная сущность не принимается во внимание («Бремя доказательства лежит на утверждающем»).

Для иллюстрации этих принципов часто используются воображаемые объекты наподобие невидимого розового единорога (англ. Invisible Pink Unicorn), заварочного чайника в глубоком космосе (англ. Russell's teapot) и Летающего Макаронного Монстра. Даже если нам никогда не удастся доказать отсутствие Летающего Макаронного Монстра, всё равно мы понимаем, что верить в него глупо.

В настоящее время большинством теологов принимается точка зрения о том, что логически или математически невозможно доказать как бытие так и небытие бога, вопрос о его существовании является предметом веры, а не знания.

Конечно, доктрина Бога как личности, вмешивающейся в природные явления, никогда не может быть в буквальном смысле опровергнута наукой, ибо эта доктрина может всегда найти убежище в тех областях, куда научное знание ещё не способно проникнуть. Но я убеждён, что такое поведение части представителей религии не только недостойно, но и фатально. Ибо доктрина, которая способна поддерживать себя только в потёмках, а не при ясном свете, по необходимости потеряет своё влияние на человечество, что нанесёт непредсказуемый вред прогрессу человечества. В своей борьбе за этическое добро, учителя от религии должны иметь мужество отказаться от доктрины Бога как личности, то есть отказаться от этого источника страха и надежды, который в прошлом дал такую всеобъемлющую власть в руки служителей церкви.

Атеизм и мораль
Поскольку атеизм не признаёт в качестве источников морали религиозные тексты, а также не признаёт существование Бога, наказывающего за несоблюдение нравственности, атеизм постоянно подвергается обвинениям в аморальности. Часто это иллюстрируется цитатой из романа «Братья Карамазовы»: нет бессмертия души, так нет и добродетели, значит, все позволено. Например, П. Воронин считал, что «на счету атеистических режимов сегодня оказались жестокости, превосходящие всё изведанное человечеством». Теолог из Оксфорда Алистер Макгрэт считает, что «со временем в атеизме появилось такое же количество мошенников, психопатов и карьеристов, какое есть в любой религии», и утверждает, что Сталин по жестокости сравним с испанской святой инквизицией.

В то же время атеистические мыслители считают, что верующие «ставят телегу впереди лошади»: древние тексты не являются источниками морали. Они лишь фиксировали, отражали уровень морали своего времени, которая существовала в обществе задолго до возникновения той или иной религии, и продолжает существовать после того, как большая часть населения перестаёт исповедовать какую-либо религию (см. статистику по разным странам). Впечатление первичности религиозной морали происходит из-за ее большей консервативности по сравнению с моралью общественной.

На утверждение клерикалов о том, что распространение религии способствует укреплению моральных и «духовных» ценностей, их оппоненты отвечают, что по-настоящему нравственный человек поступает хорошо добровольно, а не с целью избежать страшного наказания от того или иного бога. Наиболее религиозные сообщества часто оказываются весьма агрессивными и нетерпимыми (в качестве примера приводят исламский фундаментализм). П. Б. Ганнушкин в статье «Сладострастие, жестокость и религия» указывал на прямую корреляцию религиозности и жестокости и убедительно показывал их связь. Антиклерикалы уверены, что нравственный прогресс и развитие морали идёт скорее вопреки влиянию религии, а не благодаря ей. В качестве примеров приводят прекращение убийств военнопленных и гражданских лиц, равноправие полов, терпимость к иному мировоззрению и так далее. Также атеисты уверены, что сам по себе атеизм не побуждает к насилию, в то время как религия способствует массовой жестокости постоянно. Примеры весьма многочисленны (Талибан в Афганистане, охота на ведьм в средние века, крестовые походы и т. п.). Атеисты предлагают свои наборы моральных принципов (например, светский гуманизм) и свои оправдания существования морали.

Атеизм с позиций богословия
Атеизм часто рассматривается не только как целостное материалистическое мировозрение, но и как обыденное отрицание религиозной веры, то есть неверие.

Христианство
В христианском богословии могут рассматриваться следующие виды неверия:

Неверие как синоним незнания.
Неверие как нежелание верить.
Неверие как неверность (отказ от веры).
Неверие как безразличие (практический индифферентизм к религии).
Неверие как рациональная проблема, или теоретический атеизм.
Неверие как противление богу (ярким примером является ницшеанство).

Ислам
Исламское богословие выделяет следующие виды неверия:

Великое неверие
Оно проявляется в пяти формах:

неверие по причине того, что человек считает истину ложью (куфр ат-такзиб).
неверие по причине отказа от истины и высокомерия (куфр аль-иба ва аль-истикбар).
неверие по причине сомнения (куфр аш-шакк).
неверие с отвращением от истины (куфр аль-ирад).
неверие с проявлениями лицемерия (куфр ан-нифак). Здесь имеется в виду лицемерие в воззрениях, когда человек выдает себя за верующего и скрывает свое неверие.

Лицемерие бывает двух видов:
Лицемерие в воззрениях.
Лицемерие в поступках.

Малое неверие. Оно не превращает человека в неверующего и обрекает его не на вечные страдания в Аду, а на суровое наказание.

Атеизм в поп культуре
Юмористы И. Ильф и Е. Петров в своей книге «Двенадцать стульев» видоизменили известное высказывание Маркса относительно религии, вложив её в уста главного героя Остапа Бендера: «Почем опиум для народа?» — что сделало эту фразу широко известной среди населения Советского Союза.

Подпись автора

☣ Ёж-потрошитель! - звучит как конфета!

спойлер

Член клуба Позити ффф

заметил таку весч - если выдуть в лицо надоедливому человеку сигаретный дым, он в скором времени исчезнет! :)
Святой атец "Весёлый Богохульник"

+1

2

от ся добавлю: прежде чем звонить на всех углах какой ты раскрасивый "Атеист" следует вопервых изучить сому догму этого учения, во вторых - хотябы вкратце ознакомится с тем что собираешся принижать в своем мировоззрении... самый распространенный вид атеистов это "мнимый атеист" сравним по своей канцептуальности с мнимыми сатанюгами у которых тока фразы аля "АааАААаАА дЭвил сОтон фарэфа ёмана! йа есть труЪ АццкиЙ дЭмиаН!", это люди которым просто пофигу на собственное мироустройство, которые копошатся у себя в кучке бытия и им нет дела на то чтобы взглянуть на небо, на звезды попытатся хоть чтото понять как в мире в котором живеш так и в себе, секс травка и хип-хоп, вот что их интересует ИМХО!

Отредактировано Иприт (2009-01-20 13:56:28)

Подпись автора

☣ Ёж-потрошитель! - звучит как конфета!

спойлер

Член клуба Позити ффф

заметил таку весч - если выдуть в лицо надоедливому человеку сигаретный дым, он в скором времени исчезнет! :)
Святой атец "Весёлый Богохульник"

0

3

а я по тесту атеист, я и сам так считаю

Подпись автора

如果你隨地吐痰的背部,然後你是未來  (если вам плюют в спину, значит вы впереди)

Член Клуба [Антияой]

0

4

CiD666 написал(а):

а я по тесту атеист, я и сам так считаю

ну чтож, это значит ты текста не читал :)
есть разница между атеистом и пафигистом, в тексте эт подробно расписано и даже с терминами ^^

Подпись автора

☣ Ёж-потрошитель! - звучит как конфета!

спойлер

Член клуба Позити ффф

заметил таку весч - если выдуть в лицо надоедливому человеку сигаретный дым, он в скором времени исчезнет! :)
Святой атец "Весёлый Богохульник"

0

5

Иприт я с тобой немного не согласна....
А вернее ты сказал что агностицизм относят к атеизму, но агностицизм- это отрицание знания (буквально с греческого)
это учение отрицающее полностью или частично возможность познания мира. И это  не совсем атеизм...

Подпись автора

Занимаясь тем,
Сам не зная чем.
Я живу за тем,
Чтоб понять за чем...

0

6

Безымянный странник навек
канеш, есть агностики а есть атеисты, два разных направления... эт де я задвинуть умудрился что агностики являются атеистами? о_О

Подпись автора

☣ Ёж-потрошитель! - звучит как конфета!

спойлер

Член клуба Позити ффф

заметил таку весч - если выдуть в лицо надоедливому человеку сигаретный дым, он в скором времени исчезнет! :)
Святой атец "Весёлый Богохульник"

0

7

так сказал "гуру" атеизма
https://s45.radikal.ru/i107/0907/e7/e14a78340e08.jpg

Подпись автора

☣ Ёж-потрошитель! - звучит как конфета!

спойлер

Член клуба Позити ффф

заметил таку весч - если выдуть в лицо надоедливому человеку сигаретный дым, он в скором времени исчезнет! :)
Святой атец "Весёлый Богохульник"

0


Вы здесь » www.prizrak.ws » Религия Философия Магия » Атеизм>>самое сложное в религии