2 февраля 1238 года войска татарского хана Батыя взяли Москву и разрушили ее.
После сражения у Коломны, разбив русскую рать и разгромив город, Батый отправился вдоль Москва-реки к Москве. Москва пять дней сдерживала практически непрерывгый штурм завоевателей. Город сожгли и почти всех жителей перебили. После этого кочевники направились к Владимиру.
Москва… как много в этом звуке!
Январь 1238 года. Хан Батый во главе монголо-татарского войска, опустошив Рязанское княжество, движется на Москву — маленький, но хорошо укрепленный городок Ростово-Суздальской вотчины великого киевского князя Юрия Долгорукого.
Позади были долгий путь от Иртыша; захват Волжской Булгарии. Битва на Калке за полтора десятилетия до этого так ничему и не научила русских князей, продолжавших междоусобицу. Новое нашествие воспринималось вначале как обычный кочевнический набег. Летописец записывал: «… явился народ незнаемый; пришла неслыханная рать, безбожные татары, о которых никто хорошо не знает, кто они и откуда пришли, и что у них за язык, и какого они племени, и какая у них вера…». Однако, когда в страхе бежали от нового врага половцы, когда пала Рязань, когда после ухода монгольской орды на месте сопротивлявшихся городов оставались лишь пепелища, стало ясно: новые завоеватели несут с собой лишь смерть или плен. Лаврентьевская летопись о сражении за Москву пишет немного: «Тое же зимы взяша Москву татарове, и воеводу убиша Филипа Нянка за правоверную хрестьянскую веру, а князя Володимера яша руками, сына Юрьева, а люди избиша от старьца и до сущаго младенца; а град, и церкви святыя огневи предаша, и манастыри вси и села пожгоша, и много именья въземше отъидоша».
Для историков эта «битва на периферии» не представляла особого интереса, поскольку другие летописи содержат еще меньше сведений. Однако во вклеенных листах Никаноровской летописи исследователи нашли куда более подробное изложение событий января-февраля 1238 года. После описания поражения под Коломной и бегства князя Всеволода Юрьевича с остатками дружины во Владимир следует рассказ об обороне Москвы: «Татарове приидоша оттуды под град Москву и нача в него бити непрестанно. Воевода же Филипъ Нянскинъ всяде на конь свои и все воинство его с нимъ, и тако прекрепи лице свое знаменьем крестным, оттвориша у града Москвы врата и воскрича вси единогласно на Татаръ. Татарове же, мняще велику силу, убояшася, нача бежати и много у них побито. Царь же Батый паче того с великою силою наступи на воеводу и жива его взяша, разсече его по частемъ и расбросаша по полю, град же Москву созже и весь до конца разорил, людей же всехъ и до младенецъ посекоша».
Проанализировав эти тексты и результаты археологических раскопок, историки пришли к следующему выводу: Москва в те времена была не маленьким заштатным городишком, а хорошо укрепленной крепостью, оборонявшейся прекрасно вооруженными дружинниками. Осада Москвы длилась пять дней; монголы использовали метательные орудия; москвичи решились на вылазку, и только тогда были разбиты. Произошло это 2 февраля 1238 года, ровно 770 лет назад. Длительность осады подтверждается восточными источниками и сообщением дипломата и писателя Сигизмунда Герберштейна. Косвенным подтверждением длительности осады могут служить и находки в Московском Кремле предметов воинского снаряжения, явно принадлежавших «высокопоставленным» дружинникам. Сопоставив многочисленные данные, ученые пришли к выводу: на захват Владимира татарам понадобилось четыре дня, а на Москву — пять. Кроме того, Москва довольно быстро отстроилась: в результате раскопок в центре Москвы археологи обнаружили в культурном слое прослойку угля — след пожара, непосредственно над которым вновь начинался культурный слой. Это говорит о том, что жизнь в городе не прерывалась ни на день.
- Подпись автора
☣ Ёж-потрошитель! - звучит как конфета!
спойлерЧлен клуба Позити ффф
заметил таку весч - если выдуть в лицо надоедливому человеку сигаретный дым, он в скором времени исчезнет!
Святой атец "Весёлый Богохульник"