Боги балтийских славян, как они известны нам, отличаются большим своеобразием среди богов остальных славянских народов. Однако, что удивительно, ряд самых заметных и знаменитых божеств между собой не имеют принципиальных различий и обнаруживают определенное морфологическое и функциональное тождество в культах. Так, священный конь, используемый для гаданий с копьями, с культовой сбруей и седлом, на котором, как думали, ездил сам Бог, известен как в связи с Святовитом, так и с Триглавом и Сварожичем. Учитывая данные Уильяма Мальмсберийского можно предположительно говорить об обрядах лютичей (посвященных должно быть Сварожичу), предельно схожих с руянскими (Святовита) - ежегодный ноябрьский праздника урожая с гаданиями по уровню жидкости в роге и человеческим жертвоприношением. Вызывает вопрос что каждый из этих богов в своей земле почитается как "главный" и "высший". При том, что в Арконе ничего не говорят о Триглаве или Сварожиче, а в Ретре ничего не говорят о Святовите или Триглаве (и т.д.). Все эти факты давно приводили исследователей к выводу о тождестве этих богов, различающихся только разными именами (вар.: эпитетами). О том говорили например А. Гильфердинг [1], В. Чайканович [2], о тождестве Святовита с другим балтийским богом, Яровитом, пишет Р. Зарофф [3].
После этого вступления уместно будет перейти к сути вопроса.
В работе М. Френцеля "Об идолах славян" (1691) цитируется поздний историк Валентин фон Эйхштедт [4]:
"<...> известнейший бог щецинцев был Триглав с тремя золотыми головами, откуда он и получил имя; он изображался с тремя головами под одной макушкой, держащим в руке месяц."
К слову, видимо именно это Описание (description) породило для гравюр 18го века такой иконографический элемент как месяц в руках Триглава.
Месяц в руках божества - вещь весьма необычная, особенно для славян. Ни устные описания мифологического содержания, ни найденные идолы славянских богов не содержат такой детали.
Встает вопрос, откуда г-н Эйхштедт мог почерпнуть такие сведения? Скорее все его информатор (или он сам) мог лицезреть сохранившийся идол трехголового божества (очевидно - Триглава). Про такие писал другой человек, Петр Альбин. Мейссенская хроника (1590) [5]:
"<...> Также в области Мейссена, как я говорил, в некоторых местах находятся старые изображения, высеченные из камня, с тремя лицами. Одно, подобное таким, находится у Грима на мосту, с тремя лицами под одной макушкой."
Если принять нашу точку зрения, то получается что некто видел идол Триглава с чем-то в руке, похожим на месяц. Что же это могло быть?
Одна из основных метафор для месяца в славянской культуре - рог.
Николай Клюев:
"Месяц — рог олений,
Тучка — лисий хвост.
Полон привидений
Таежный погост."
Сергей Есенин:
"Месяц рогом облако бодает,
В голубой купается пыли.
В эту ночь никто не отгадает,
Отчего кричали журавли."
Наконец, А.Афанасьев писал:
"<...> луна названа коровою под влиянием старинного уподобления серпа молодого месяца золотым рогам. Рога месяца уже влекли за собою мысль о рогатом животном, и русские народные загадки, сообразуясь с грамматическим родом, придаваемым этому светилу, изображают его то быком, то коровою: "Лисий вiл крiзь забор дивиться" (месяц сквозь забор светит), "Белоголовая корова (луна) в подворотню смотрит"; уподобляется месяц и другим рогатым животным: "Баран в хлеве, рога в стене", т. е. месяц на небе, а свет отражается на стене..." [6]
Действительно, довольно просто увидеть в роге месяц. Рог, в отличии от месяца, известный и популярный иконографический сюжет. Его можно видеть например на Збручском идоле, так и на многих других артефактах.
В нашем вступлении мы старались раскрыть сходство между культами главных божеств поморян. В этом контексте мы можем видеть в роге Триглава параллель к рогу Святовита, и к рогу бога лютичей/винделиков (=Сварожич?).
[1] А. Гильфердинг Исторiя балтiйских славянъ IV, С-Петербург 1874. стр. 170
[2] В. Чаjканович - Мит и религиjа у срба, Београд 1973. стр. 220
[3] Roman Zaroff - The Origin of Sventovit of Rugen Studia Mythologica Slavica 2002, 9-18
[4]"Матерь Лада - Божественное родословие славян" М. Эксмо 2004, стр. 418
[5]"Матерь Лада - Божественное родословие славян" М. Эксмо 2004, стр. 418
[6] Афанасьев А.Н. 'Древо жизни' - Москва: Современник, 1982
- Подпись автора
☣ Ёж-потрошитель! - звучит как конфета!
спойлерЧлен клуба Позити ффф
заметил таку весч - если выдуть в лицо надоедливому человеку сигаретный дым, он в скором времени исчезнет!
Святой атец "Весёлый Богохульник"