Сегодня компьютер не воспринимается как простое вычислительное устройство. Домашний ПК оброс большим числом функциональных возможностей, превратившись в мультимедийный центр. С его помощью можно слушать музыку, просматривать видео и даже управлять различными устройствами (например, следить за охранной сигнализацией). Профессионально работать с обработкой видео и звука раньше было возможно только на огромных студиях видео- и звукозаписи, теперь же любой пользователь компьютера достаточной мощности может установить программы наподобие SoundForge и Adobe Premiere и работать с ними на высоком профессиональном уровне. Сегодня нам хотелось бы рассказать об еще одной подобной программе под названием Ulead Media-Studio Pro - действительно отличной разработке компании Ulead Systems.
Ulead MediaStudio 6.5 (дальше - UMS) - это мощный 32-битовый пакет утилит для работы с мультимедиа. Минимальные системные требования: Pentium 166 MHz, но лучше все же работать хотя бы на Pentium 350 MHz с 64 RAM. Оптимально - на Pentium 4 и процессорах аналогичного уровня от AMD (Athlon XP). UMS - незаменимый инструмент для тех, кто работает с 3D-графикой и видеомонтажом. Конечно, редактировать клипы можно и в 3D Studio Max, и в Maya, и в других пакетах для работы с компьютерной графикой, но в UMS это и проще, и эффективнее. Именно при помощи "Медиа Студии" можно почувствовать себя Стивеном Спилбергом, колдуя над звуковой дорожкой, вырезая и склеивая куски видео в один большой клип.
Сразу же заметим, что UMS не следует путать с программой Ulead Video Studio. Последняя является, в основном, всего лишь упрощенным вариантом Video Editor (программы, которая входит в пакет Ulead Media Studio Pro). Ulead Video Studio с первого взгляда может привлечь своим доступным красочным интерфейсом, но опций в ней очень мало. Предназначение Video Studio - обработка домашнего видео, а для профессионального видеомонтажа она не годится.
В пакет Ulead MediaStudio 6.5 входят пять полноценных программ: Audio Editor, Video Capture, Video Editor, Video Paint и CG Infinity. Несомненно, наибольший интерес представляют последние три программы. Но обо всем по порядку.
Начнем с программы Video Capture 6.5. Допустим, вы стали счастливым обладателем ТВ-тюнера или (еще лучше) цифровой видеокамеры. Video Capture поможет осуществить захват экрана и сохранить результат в выбранном формате. Используя эту программу, можно оцифровать любимый фильм с обычного видеомагнитофона. Для этого необходимо подключить ко входу видеокарты (или любого другого устройства для захвата) внешний источник видеосигнала (видеомагнитофон, цифровую камеру и т.д.).
Программа очень проста в использовании. Даже ее внешний вид чем-то напоминает медиа-плейер. Наверх в виде кнопок вынесены все настройки утилиты, внизу - понятные "Play", "Record", "Stop" и т.д., а посередине - экран для предварительного просмотра. Программа также имеет ползунок shuttle, который регулирует скорость воспроизведения.
Для записи видеопотока на винчестер необходимо нажать на клавиатуре клавишу F5 или кликнуть мышкой на большую кнопку Record. Появится окно с двумя закладками. В первом указываются такие настройки, как место на винчестере для сохранения выходного файла, скорость кадров в секунду, наличие/отсутствие звукового ряда. Тут же расположена и кнопка Properties, через которую указывается источник записи и некоторые настройки capturing (TV-tuner, VideoCapture pin, VideoPreview Pin, Audio Source и др.).
Чтобы осуществлять запись потоковых данных в формате *.MPG, нужно сменить драйвер захвата, который называется Ulead Standard DirectShow Capture Plug-in, на альтернативный ему Ulead MPEG DirectShow Capture Plug-in. Для этого заходим в главное меню Setup и выбираем Switch Capture Plug-in. После того, как будет осуществлен захват, сделав нехитрую операцию File - Save As, сохраняем файл capture в нужный формат, указав настройки компрессии.
Теперь пару слов об AudioEditor. Настоящие профессионалы обрабатывают звуковую дорожку в более серьезных звуковых редакторах (например, в Soundforge). Так как предполагается, что саундтрек клипа уже побывал в предварительной обработке, то выходит, что разные "навороты" для AudioEditor'а вовсе не нужны. Его основная задача - тише/громче, быстрее/медленнее. Конечно, в нем можно и эхо наложить, и даже попытаться избавиться от шумов, но это, скорее, опции для детей:). Интерфейс программы такой простенький, что сам собой напрашивается вопрос: а стоило ли вообще включать такую неказистую программу в пакет MSP? Пользы от нее маловато, но она и не претендует на многое, да и места на винчестере "ест" крайне мало.
Теперь перейдем к программам, которые, по нашему мнению, и составляют всю мощь пакета Ulead Media Studio - Video Paint, CG Infinity и Video Editor. Если сравнивать с продуктами от компании Adobe, то можно приравнять Video Paint и CG Infinity к утилите под названием Adobe Aftereffects. Первая позволяет рисовать прямо на видеоматериале, вторая - накладывать титры и различную векторную графику.
Video Paint - своего рода "Фотошоп" для видео. Даже панель иструментов имеет характерные для "Фотошопа" кнопки Lasso Tool и Painting Tool. Magic Wand Tool тоже напоминает подобный инструмент на панели Adobe Photoshop. Это опция для выделения точек, имеющих одинаковый цвет. А кнопка Clone Tool и вовсе повторяет действие адобовского Stamp. Впрочем, накладывать слои, применять фильтры и проделывать многие другие операции можно не только по отношению к файлам, записанным в видеоформатах, но и с обычными растровыми изображениями. Так, например, можно покадрово собрать коллекцию файлов *.bmp и экспортировать ее в анимационный клип. Внизу окна программы расположена линейка времени, под которой нарисованы кадры будущего фильма. Если кликнуть мышкой на какой-нибудь кадр, на экране отобразится его полный Размер (Size). Маленькая панель Nаvigator служит для того, чтобы проигрывать предварительную анимацию, и при надобности быстро переместится с одного участка анимации на другой. Video Paint, равно как и CG Infinity с Video Editor'ом, тоже имеет свою Production Library. Здесь она включает в себя не только видеофильтры (Video Filter), но и такие характерные для себя библиотеки, как Retouch (ретушь), Clone (дублирование), Paint (раскрашивание) и Macro (макрос).
Допустим, вы хотите заняться рисованием. Берете Painting Tool, и дальше есть два способа: либо выбрать один из вариантов, предложенных вверху на панели инструментов (рисование карандашом, маслом, мелками, углем и т.д.), либо перейти в Production Library (раздел Paint). В этой категории можно сразу увидеть, как именно будет выглядеть рисунок, сделанный тем или иным способом. Пользуясь Production Library, нужно помнить, что все программы UMS работают по принципу drag and drop ("перетащи и отпусти"). Это значит, что нужно не только выбрать понравившуюся заготовку, но и перенести ее на окно с текущим кадром. В руках опытного специалиста по графике старая фотография может в считанные секунды превратиться в новую. Точно так же можно убрать все "неровности" и "шероховатости" с неудачно заснятой свадьбы или вечеринки. А если добавить спецэффекты от набора Clone или, еще лучше, создать свои макросы, то поневоле почувствуешь себя Квентином Тарантино:).
Ну и какой же это фильм без титров! А, между прочим, титры титрам рознь. Одно дело, когда на экране одним шрифтом и в одинаковом цвете пробегают два часа фамилии дворников и случайных прохожих, а другое дело - когда надписи отличаются не только по цвету, но и по стилю. В CG Infinity можно не только задать свой стиль шрифта и траекторию движения титров, но и вставить в будущий фильм некоторую графику в формате Windows Metafile *.WMF и Enhanced Windows Metafile *.EMF.
Интерфейс CG Infinity напоминает оный у Video Paint, но внизу нет линейки времени. Программа располагает следующими библиотеками: Object (объекты), Style (стиль), Moving Path (траектория движения) и Envelope (кривая). Чтобы наложить какой-нибудь объект из библиотеки на кадр, нужно переместить его точно так же, как мы это делали в Video Paint.
Создается новый проект, указывается его длина и в качестве фона выбирается (background) либо image file, либо видео. Теперь сверху на изображение помещаются титры и объекты из Production Library. Создать свою замысловатую линию, вдоль которой будет происходить движение, можно и самому, используя инструмент Path Tool. Time Сontrol Panel устанавливает ключевые кадры, фиксируя положение объектов на экране в тот или иной промежуток времени. Object Style Panel предназначена для того, чтобы создавать свой собственный дизайн титров. В настройках Video Paint и CG Infinity можно указать гамма-коррекцию монитора, а также выставить параметры занимаемой памяти, Размер (Size) используемого места на диске, количество операций Undo и директорию с временными файлами. Все это находится в File - Preferences.
Video Editor, последняя программа пакета UMS, является конкурентом знаменитого Adobe Premierе 6.0. В очень многих случаях пакет от Ulead даст фору старику Премьеру. О глюкавости последнего особенно хорошо знают те, кто работал с его более ранними версиями. Еще Adobe Premier 5.5 работал гораздо медленнее, чем Video Editor. Да и файлы c расширением AVI, побывавшие на обработке в Video Editor, его конкурент (v.5.5) открывать не желал. Шутка это разработчиков или упущение, значения не имеет, однако факт остается фактом. Premierе 6.0 более дружелюбен, но все равно поддерживает традицию "выполнения недопустимой операции", и, как результат, работа часто пропадает. К тому же, в Video Editor все функции как на ладони (см. ниже), что существенно облегчает работу. В Adobe Premier же, как и в других продуктах фирмы, имеется большое количество горячих, т.е. скрытых, комбинаций клавиш, и поэтому работа в программах часто напоминает игру на пианино:(.
Но перейдем непосредственно к Video Editor. При его загрузке вначале вы видите окно, в котором предлагается выбрать формат будущего проекта (AVI или MPEG), а также кодек для компрессии. Мы бы советовали не выбирать ничего - у вас будет возможность сделать это после окончания работы. Одним словом, нажимаем на Cancel, после чего лицезреем интерфейс Video Editor в полной красе. Перед нами четыре окна: Timeline, Source, Preview и Production Library. Окно Timeline, которое занимает половину экрана (нижнюю его часть), - это рабочий стол, на котором вы будете склеивать пленку. Тут есть место для видео (сверху) и аудио (снизу) дорожек. Можно вставлять отдельно звук и видео, а также клип целиком. При открытии файла предусмотрена функция предпросмотра. Нажав кнопку Play, сразу видим, какой видеофайл хранится под загадочным названием 65куку48.avi:). Теперь, если нажать кнопку Info, увидим окошко, где находятся следующие сведения о файле: продолжительность (Duration), количество кадров, частота кадров, Размер (Size) и формат файла, разрешение экрана и цветовая палитра, а также параметры звуковой дорожки. На месте создателей Adobe Premiere нам было бы стыдно. Ни функции предпросмотра, ни информации об открываемом файле компания Adobe предоставить нам не может:(.
После открытия файла с музыкальным сопровождением можно заблокировать звук (зеленая\красная кнопка на панели справа) и поместить на Timeline свою звуковую дорожку. Очень занимательная процедура, кстати, - "Карнавальная ночь" с музыкой из "Джеймса Бонда" смотрится весьма неплохо. На аудиодорожке есть возможность регулировать уровень громкости. Для этого достаточно перетащить тонкую нить посередине дорожки вверх или вниз. Также можно сделать ключевые точки и, перетаскивая их, регулировать громкость на определенных участках звукового файла.
С помощью кнопок Insert Video File, Audio File, Image File, Color Clip, которые находятся сверху на панели Timeline, можно вставлять любые объекты. Формат Image File может быть практически любой картинкой, а длина его показа регулируется при помощи мышки. Используя Insert Title Clip, вставляем титры, т.е. текстовые объекты. Тут можно выбрать все: шрифт, Размер (Size), направление движения и пр. С помощью Ruler Unit выбирается масштаб просмотра. Cross-Fade служит для плавного затухания звука в конце клипа.
Окно Source нужно для того, чтобы смотреть клип с разной скоростью, а также вырезать ненужные кадры, то есть заниматься тримингом.
В окне Preview можно просмотреть весь клип или выделенный его участок. При включении Preview на экране появляется окошко, в котором идет обработка клипа. Тут отображается время, затрачиваемое на нее (конечно, примерное), количество свободного и занимаемого клипом места на диске, скорость передачи видеоданных. Обработав при Preview кусочек клипа, Video Editor при просчитывании клипа полностью на этот кусочек тратить время уже не будет. Для этого достаточно сбросить флажок Recompress в опциях сохраняемого файла.
Окно Production Library - это библиотека различных эффектов и переходов, состоящая из нескольких папок. В папке Project хранятся аудио- и видеопроекты, сотворенные владельцем программы (т.е. вами). Media Library содержит готовые клипы, которыми тоже можно воспользоваться. Сюда также можно добавить и свои творения.
Наверное, все видели по телевизору, как одна картинка сменяет другую, выезжая справа, слева, сверху или снизу. Такая и множество подобных операций называются переходами (transitions). В папке Transition Effect содержатся переходы, объединенные по группам. Для них в окне Timeline выделена специальная дорожка Fx. Переходы можно настраивать по своему вкусу - изменять их длину, направление и др.
С помощью объектов папки Moving Path изображение можно заставить двигаться по заданной траектории. Можно натянуть его на сферу, сделать так, чтоб оно вращалось, и т.д.
В папке Audio Filter хранятся фильтры, обеспечивающие наложение звуковых эффектов на аудиодорожку, а в Video Filter - соответственно, видеофильтры (искусственные блики, эффект рыбьего глаза, смаз изображения, мозаика и пр.). Выбранный фильтр переносится на участок клипа мышкой. После этого появляется окно, в котором отображается клип до и после наложения фильтра, чтобы вы могли посмотреть, что из этого получится.
Проект сохраняется в файл с расширением *.dvp. После того, как работа над ним завершена, настало время превратить его в клип. Для этого выбираем File (Create Video File). Для начала указываем формат (к примеру, AVI), а уж потом настраиваем все по вкусу (Options). Тут определяем, с аудио или без него будет клип, а также частоту кадров (для среднего качества достаточно 24-25 кадров в секунду) и разрешение экрана. Следует помнить, что чем выше две последние настройки, тем больше места на винчестере займет ваш клип. В закладке Compression можно выбрать кодек и задать его конфигурацию. На сегодня одним из лучших кодеков является DIVx, но, если компьютер не позволяет, можно ограничиться MPEG-2. Тоже, впрочем, неплохой. Выбрав кодек, можно посмотреть Preview в небольшом окошке. Конечно, самым лучшим кодеком является его отсутствие (NONE) - у несжатых клипов обалденное качество, но его не выдержит даже о-о-очень неплохой компьютер. Клипы без компрессии используются, скажем, на телевидении с применением дорогостоящей аппаратуры для видеомонтажа.
Функция Data Rate Analysis показывает, какие из кадров ключевые и в каком кадре какая скорость передачи данных. Можно также указать, какие именно кадры сделать ключевыми, и сохранить информацию об этом в файле с расширением *.key. Следует также помнить о том, что сделать это можно не для всех видеофайлов, и установить ключевые кадры в MP4 вам не удастся. При экспортировании видеофайла в его установках указывается такой ключевой файл, который позволит видео проигрываться с меньшей нагрузкой на компьютер.
Помнится, как-то авторы статьи задались вопросом, почему вытащенный из Интернета видеофрагмент содержит звуковую дорожку в формате MP3 и видео в формате DIVx. Удивительно не то, что встречается такое сочетание, а то, что большинством пакетов по видеообработке совместить DIVx и MP3 не удается. Было бы странно, если бы это получалось и в Adobe Prеmiere. Как всегда, ничего не объясняя, он выбрасывает сообщение о какой-то ошибке. А вот UMS с этим делом справляется, и проблем никаких не возникает. Не вылетает без повода и никакое сообщение об ошибке. Другое дело, если вы при экспортировании укажете неправильное разрешение для выбранного кодека. В таком случае программа выбросит окошко, где ясно и понятно изложит причину своего отказа работать. Кстати, если взять более старые версии UMS, то создать клип с MP3-дорожкой и DIVx также не удастся. Но при этом программа аргументирует свое поведение тем, что вы неправильно выбираете звуковой кодек.
Конечно же, подобную процедуру без проблем осуществляет программа Virtual Dub, популярная среди пользователей. Однако у нее нестандартный внешний вид, и если с UMS разобраться может даже начинающий, то на освоение Virtual Dub уйдет немало времени. Кроме того, последняя утилита в некоторых случаях оказывается медленнее.
Что ж, остается только добавить, что пакет Ulead MediaStudio 6.5 обойдется потребителю в $495. Есть и вариант подешевле (около двухсот долларов) - UMS Director's Cut, в который входят три программы - Video Editor, Audio Editor и Video Capture. Для тех же, кто еще не знаком с программой, но очень хочет опробовать ее в действии, предлагаем скачать с сайта производителя https://www. ulead.com Trial-версию (50 Мб).
- Подпись автора
Член Клуба <Антияой>
Член клуба Позити ффф