история
начало использования сшитой одежды в японии датируется приблизительно 4 веком. и мужчины, и женщины носили верхнюю одежду длиной ниже талии с прямыми узкими рукавами. под ней мужчины носили штаны хакама, а женщины — длинную складчатую юбку мо.
кардинальная перемена происходит в эпоху асука (593–710): появление буддизма и влияние китайской культуры напрямую сказывается на костюме людей, связанных с императорским двором.
следующее заметное изменение костюма происходит в эпоху хэйан (794–1185). это период расцвета придворной культуры. в это время придворная одежда разделилась на три категории: одежды для специальных церемоний, официальные одежды императорского двора и повседневная одежда. знаменитое (или пресловутое) двенадцатислойное кимоно дзюнихитоэ — это официальный придворный костюм. двенадцать (а у женщин императорского дома — и шестнадцать) одежд, сделанных из тонкого шелка, надевались друг на друга так, чтобы воротники, рукава и юбки нижних кимоно, выглядывая из-под верхних, образовывали гармоничные цветовые переходы. официальный мужской костюм сокутай включает верхнюю одежду с длинным «хвостом». повседневная одежда знати отличается меньшей многослойностью и меньшей длиной.
придворное платье, эпохи хэйан и камакура, официальный и повседневный варианты
в эпохи камакура (1185–1333) и муромачи (1333–1568) резко возросла роль военного сословия — самураев. официальный костюм императорского двора сохранился, и самураи, имевшие придворные должности, в официальных случаях надевали сокутай, но их обычной одеждой являлось происходящее от охотничьей одежды каригину. в целом костюм заметно упростился. женщины самурайского сословия обычно носили подбитое ватой кимоно с относительно узкими рукавами — косодэ, не отличающееся по типу от современного традиционного кимоно. в официальных случаях поверх косодэ они надевали длинное платье учикакэ.
в эпоху эдо (1600–1868) при дворе сёгуна мужчины военного сословия носят костюм, известный как камисимо, но повседневной одеждой и мужчин, и женщин являются косодэ и хакама, в качестве верхней одежды — короткая накидка хаори, завязываемая на уровне груди. становится обычным оборачивать вокруг талии длинные куски ткани, женский пояс оби постепенно становится шире и декоративнее (девушки завязывают его большими бантами, а замужние женщины — плоским узлом). сами по себе костюмы очень просты; главное их украшение — богато окрашенные ткани с изысканными узорами. разнообразные костюмы этого периода можно увидеть в фильмах куросавы («семь самураев», «телохранитель» и др.).
одежду простолюдинов, как водится, обошли все изыски придворной моды — с эпохи хэйан она практически не менялась. мужской костюм — кимоно длиной до середины бедра или до колена, иногда хакама или короткие штаны. женский костюм — кимоно длиной обычно по щиколотку, часто также со штанами, начиная с эпохи эдо — широкий пояс оби. ширина рукавов, естественно, небольшая. головной убор — платок и /или широкая конусообразная соломенная шляпа. для защиты от непогоды — соломенный же плащ. все это можно увидеть в фильмах куросавы.
в эпоху мейдзи (1868–1912) для армии, полиции и почтовых курьеров была адаптирована форма западного образца, что стимулировало глобальные перемены в японской одежде. кимоно все еще господствовало, однако можно было наблюдать смешение западного и восточного стилей: например, мужчины надевали хаори, хакама и шляпу западного типа; женщины, одеваясь по-японски, могли носить европейскую обувь. с приходом эпохи сёва (1926–1989) западная одежда начинает преобладать, для служащих компаний стандартом становится деловой костюм. женщины, сначала работающие, а затем и все прочие, также одеваются по-европейски, часто даже дома. в настоящее время кимоно надевается только по праздникам.
кимоно
основу японского костюма, как мужского, так и женского, составляет кимоно. что это такое, объяснять вряд ли надо. по-японски «кимоно» означает также одежду вообще.
крой кимоно вполне линейно-прямоугольный. традиционное кимоно шилось из примерно 9 м ткани шириной 30 см. главные особенности кроя видны на рисунке.
кимоно — одежда «безразмерная». его ширина по спинке — около 60 см, на полочках может делаться припуск для запаха (в современном кимоно он есть, исторически — когда как). длина зависит не столько от роста владельца, сколько от того, как его собираются носить, потому что кимоно всегда можно укоротить за счет складки под поясом. мужское кимоно лучше шить примерно той длины, которой нужно, женское может быть сантиметров на 20 длиннее.
треугольные клинья для увеличения ширины — необязательная деталь. если они есть, то вшиваются примерно от талии.
воротник делается из прямоугольного куска ткани и обычно доходит до пояса (под который и прячутся его края), но может доходить и до подола. то, что выглядит как фигурный вырез юбки в верхних слоях исторического многослойного кимоно — это края достаточно широкого воротника.
крой
на схеме показан «экономичный» раскрой кимоно без треугольных клиньев в боках из ткани шириной около 110 см. ткань разрезается по всем сплошным линиям. внимание: к желаемой длине кимоно прибавьте припуск на подгибку низа, в остальном размеры деталей даны с припусками на швы. горловину не надо вырезать, пока спинка не будет сшита по среднему шву.
приведенная выкройка исторична в том смысле, что спинка и полочки состоят из двух частей. конечно, их можно сделать и цельнокроеными.
длины рукава 54 см обычно хватает с избытком (укоротить всегда можно), для очень высокого и длиннорукого человека придется кроить их иначе. ширина рукава около 75 см нормальна для косодэ, у некоторых разновидностей кимоно рукава могут быть значительно шире.
шитье
если ткань «сыпучая», обработайте зигзагом все края перед тем, как приступать к шитью.
1. сшейте две части спинки. на получившейся детали разметьте и вырежьте горловину (вот здесь не забудьте оставить припуск на шов).
2. пришейте передние полочки к задним по плечевым швам (от края плеча до горловины) и надставки полочек к полочкам.
3. сложите рукава пополам (линия сгиба нарисована пунктиром) и сшейте от плеча до запястья, чтобы получились две «трубы».
4. сшейте рукава с кимоно, совмещая середину рукава с плечевым швом. это можно сделать тремя способами: пришить рукав по всей ширине (так иногда шились косодэ), пришить только верхнюю часть и зашить оставшуюся или пришить верхнюю часть и оставить остальное открытым (так делается чаще всего, особенно на многослойных кимоно).
5. сшейте бока от шва втачивания рукава до низа.
6. примерьте кимоно, выровняйте плечи и середину спинки и запахните. загните на полочках треугольники от точки горловины до того уровня, куда должен заходить воротник. заколите булавками и (конечно, сняв кимоно) отрежьте лишнюю ткань.
7. сшейте три части воротника в одну длинную полосу, сложите ее вдоль пополам, сшейте, выверните и прогладьте (получится лента шириной около 5 см).
8. пришейте воротник к кимоно, совместив середину воротника с серединой спинки (лучше шить от середины в обе стороны), — либо до низа кимоно, либо до тупых углов края запаха (как на рис. выше). лишнюю длину воротника отрежьте.
9. наконец, подшейте все края.
хакама
это широкие, обычно складчатые, штаны (или — что менее известно — юбка) с разрезами от пояса до бедра. благодаря этому хакама, как и кимоно, можно надеть и на толстого, и на худого человека. у женских хакама пояс выше — он завязывается под грудью.
крой
ткань шириной около 110 см кроится по указанным линиям. как и для кимоно, к длине хакама надо прибавить несколько сантиметров на подгибку. в остальном припуски на швы включены в выкройку.
шитье
если ткань «сыпучая», прежде всего обработайте все края зигзагом.
1. сшейте попарно детали передних и задних половин каждой штанины (должны получиться 4 одинаковых детали).
2. две передних детали сшейте вместе по среднему шву от верха на 30 см (для женских хакама эта длина может быть больше, скажем, 40 см, — из-за того, что они надеваются выше), точно так же сшейте задние.
3. с внешних верхних краев каждой из получившихся деталей отогните на изнаночную сторону треугольник размером ок. 12 см сверху и 22 см сбоку, отрежьте лишнюю ткань, оставив припуск на подгибку, и подшейте.
4. возьмите ластовицу, сложите углом к месту окончания среднего 30-сантиметрового шва передней половины хакама и пришейте двумя сторонами к левой и правой штанине. то же самое сделайте с задней половиной и оставшимися краями ластовицы.
5. сшейте переднюю половину с задней от ластовицы до низа.
6. теперь пора закладывать складки. спереди их обычно от 3 до 6 с каждой стороны, направлены они к центру.
при правильно заложенных складках ширина хакама получается втрое меньше исходной ширины материала, то есть в результате расстояние от среднего шва до края должно быть около 20 см. важно: на хакама настоящего самурая складки жестко заглажены (никаких мягких драпировок).
сзади закладывается по одной большой складке с каждой стороны, с заходом на 2–3 см на средний шов, из-за чего задняя сторона хакама чуть уже передней.
зашейте складки вдоль внешнего края.
8. сшейте бока от разрезов до низа.
9. подшейте штанины.
7. ну и, наконец, осталось сшить и пришить пояса. для каждого из поясов части сшиваются в одну длинную полосу, полоса складывается вдоль пополам, сшивается, выворачивается и проглаживается. получаются две ленты шириной около 5 см, передняя должна быть более длинной. они пришиваются к верху хакама, так чтобы середина каждого пояса совпадала со средним швом.
как это носят
раньше под верхнее кимоно обязательно надевали нижнее (оно называется дзюбан). сейчас вместо него обычно надевают белый шарфик и, возможно, нижнюю юбку. шарфик (или воротник нижнего кимоно) должен быть виден.
и мужчины, и женщины запахивают кимоно так, чтобы правая пола была снизу, а левая сверху (по европейским понятиям это называется «по-мужски»), а не иначе. наоборот — только у главного действующего лица похоронного обряда.
далее приходит черед поясов. на любой картинке видно два (многие знают, что широкий пояс называется «оби»). в действительности же их четыре.
*
перво-наперво кимоно поднимается до нужной длины, и на талии завязывается узкий пояс «коси-химо» (он перекрещивается сзади и завязывается спереди).
*
затем кимоно окончательно выравнивается, разглаживаются складки и т.п., и вся конструкция фиксируется несколько более широким поясом «датэ-дзимэ». складка, образовавшаяся при подгонке длины, может быть видна из-под оби, тогда создается иллюзия, что костюм состоит из двух частей.
*
собственно оби — это большущая полоса ткани (современный официальный оби имеет длину 4 м и ширину 60 см, в сложенном виде — 30), которая дважды оборачивается вокруг талии и завязывается сзади сложным бантом или узлом. способы завязывания есть отдельное искусство. один из относительно простых способов — двойной бант-бабочка. если нужна не реконструкция, а стилизация костюма, можно завязать или даже сшить бант заранее и сделать на поясе потайную застежку — ведь даже хорошая ткань мнется на месте узлов, и бант, завязанный на второй-третий раз, может утратить декоративность — готовый бант сохранить красивым проще.
*
наконец, поверх оби надевается декоративный пояс-шнур «оби-дзимэ», его узел или застежка находятся спереди.
с мужским кимоно несколько проще: его пояс более узкий (не больше 10 см) и проходит по талии или ниже живота. складка на талии и декоративный шнур отсутствуют.
хакама надевается поверх короткого (до середины бедра) кимоно. оба пояса обязательно обматываются вокруг талии и завязываются спереди. поверх может надеваться накидка хаори или длинное верхнее платье (у женщин). то и другое обычно также имеет линейный крой.
ткани
кимоно, особенно богатое кимоно, шьется, конечно, из натурального шелка, причем специально декорированного. даже если иметь много денег на соответствующую ткань (а ее еще и найти надо), то портить (неизбежно) такое в лесу… ну, бывают фанаты…
в игровом же плане прекрасно себя зарекомендовал всяческий искусственный шелк и разнообразные шторные материалы, от вуали до портьерного шелка. главное, выбирая ткань, следить, чтобы она не слишком мялась, ибо мятое кимоно смотрится ужасно. по этой причине категорически не рекомендуется использовать подкладочную ткань — почти любая подкладочная ткань сильно мнется, а кроме того, в ней душно.
к слову сказать, юката (почему-то с этим названием иногда возникает путаница) — это всего лишь хлопчатобумажное кимоно, летнее или домашнее, которое носится без нижнего кимоно. отличие от «настоящего» кимоно только в материале.
вообще говоря, существуют традиции, какие цвета и узоры подходят к какому времени года или событию. но, при всей интересности темы, к играм она малоприменима, а фанатам-знатокам и реконструкторам мы вряд ли сможем сообщить что-то новое. основное правило: чем персонаж богаче и знатнее, тем ярче и насыщеннее цвета. хакама не должны быть светлее, чем кимоно, с которым они носятся.
дополнения
традиционная японская обувь — это таби, носки с отдельным большим пальцем, и гэта, сандалии с деревянной подошвой и кожаными ремешками.
головной убор у женщин чаще всего отсутствует, зато присутствует прическа, иногда простой «хвост», иногда — нечто сложное с декоративными гребнями и заколками. коротко стриженых блондинок спасти может разве что парик. у мужчин-придворных в эпохи хэйан и камакура встречается высокая шапка. для самураев обязательна соответствующая прическа, возможна повязка типа широкого хайратника или платок типа банданы.
веер — просто необходим богатой даме, а также аристократу эпохи хэйан и камакура. можно изготовить самостоятельно, но гораздо проще купить, благо, продается в любом ларьке восточных сувениров и стоит в пределах 50 руб.
советы для игры
если предстоит играть знатную даму, сшейте два-три кимоно сочетающихся цветов. надевая их в разном порядке, получите много костюмов из одного. а запасшись еще парой шарфиков, можно изобразить еще большую многослойность и при этом не умереть от жары.
в японских фильмах и мультфильмах можно увидеть, что когда героям надо сделать что-то, слабо совместимое с широкими рукавами (ведь даже «узкие» рукава кимоно достаточно широки), они не подворачивают их, как в европе, а подвязывают лентой, которая удерживает их спереди и перекрещивается за спиной. проверено: весьма удобно для того, чтобы не снимать костюм каждый раз, когда надо помешать котелок или порубить дрова.
cultline.ru
Изображения (по порядку):
1. Повседневная одежда, 4–6 века.
2. Придворное платье эпохи Асука.
3. Придворное платье, эпохи Хэйан и Камакура, официальный и
повседневный варианты
4. Придворное платье, эпохи Хэйан и Камакура, официальный и повседневный варианты
5. Одежда самурая, эпохи Камакура и Муромачи
6. Придворное платье, эпохи Муромачи и Адзучи-Момояма (1568–1600): косодэ и учикакэ
7. Придворное платье самурая (камисимо), эпохи Адзучи-Момояма и Эдо: косодэ, хакама и накидка катагину
8. Повседневная одежда, эпоха Эдо
9. Крой (Кимоно)
10. Крой (Хакама)
11. Хакама
12. Кимоно
- Подпись автора
"her penultimate sighs called softly on the kindling wind
her saintly eyes filling with tears, lifting with truth
and then a golden flash like the onset of heaven
leaving her screams breaking my heart
and in the grip of fire I knew the death of love"!Член клуба Позити ффф