Большинство источников утверждают, что в Древнюю Японию предания и мифы о драконах перекочевали из Китая, а со временем к ним добавились многочисленные национальные особенности и возникли новые вариации.
В японских легендах и мифах дракон олицетворяет могучие божественные силы, которые могут нести как добро, так и зло. Если к дракону относиться с должным почтением и уважением, то он может щедро отблагодарить человека, потому что драконы сказочно богаты. Например, в легенде о Короле-Драконе молодой самурай в награду за спасение дочери дракона получает золотой пирог, который, сколько от него не отламывай, никогда не уменьшается. Японский дракон также отличается от китайского тем, что у него не пять, а всего лишь три когтя. В Японии изображения драконов украшают храмы буддистов и фонтаны для омовения перед поклонением.
Дракон как персонаж японской народной мифологии и фольклора существует в японской традиции как бы в двух плоскостях: с одной стороны, он одна из ипостасей божества воды, а с другой — совершенное самостоятельное, очень почитаемое божество, играющее в японской культуре огромную роль.
Местом особого почитания Дракона как божества издавна считается префектура Канагава, в которой "пребывают" два самых известных Дракона Японии — пятиглавый на острове Эносима (недалеко от древней столицы г. Камакура) и девятиглавый — в озере Асиноко в горах Хаконэ.
Остров Эносима — одно из красивейших мест Канагавы. Этот небольшой островок, находящийся меньше чем в километре от берега, имеет длину береговой линии всего 4 км, зато самая высокая точка достигает 61 м. Сегодня он соединен автомобильным и пешеходным мостом с побережьем залива Сагами, а когда-то существовала даже профессия переправщика на Эносима, и плата различалась в зависимости от тяжести поклажи.
Согласно храмовым преданиям, впервые маленькая кумирня в честь Бога-Дракона появилась в 552 году на северной части острова Эносима, смотрящей на море. Эта сторона острова скалистая, обрывистая, а у самой воды, в отвесной скале — грот, в котором и обитает Пятиглавый Дракон — покровитель острова. Однако помимо Дракона на Эносима чтят и других богов, еще в древности, здесь поклонялись Богу моря и Богу безопасности мореплавания.
Храмовый комплекс Эносима-дзиндзя, состоящий из трех стоящих в разных местах острова зданий, создавался постепенно. Так, один из храмов — Накацуномия был построен в 853 г., и лишь в 1182 г. по приказу сёгуна Минамото Ёритомо было воздвигнуто основное здание — Хэцуномия. Сохранилось предание, что Минамото Ёритомо было видение — к нему явилась сама богиня Бэнтэн и попросила построить в ее честь храм на острове Эносима.
Бэнтэн — любимая и очень почитаемая в Японии богиня. Она покровительствует женщинам, охраняет семейное счастье, кроме того, Бэнтэн считается богиней красноречия, а также всех видов музыкального и театрального искусства. Особую популярность культ Бэнтэн приобрел в XVI в., когда богиня была причислена к Семи богам счастья (Ситифукудзин). Храм на острове Эносима — один из трех самых главных храмов богини Бэнтэн в Японии.
Дракон, очарованный её красотой, посватался к Бэнтэн и она, как считается, дала свое согласие. Вступление Дракона в супружескую связь с богиней Бэнтэн привело к обожествлению образа Пятиглавого Дракона, который стал почитаться божеством — подателем влаги земли Сагами. Это божество стало именоваться Рюкомэйдзин, т.е. "Светлое божество Дракона". Одним из основных мест поклонения этому божеству в префектуре Канагава является буддийский храм Рюкодзи, на территории которого стоит небольшое синтоистское святилище — вместилище души Пятиглавого Дракона. Этот храм находится на побережье недалеко от острова Эносима. Принято считать, что богиня Бэнтэн и Божество-Дракон всегда должны быть рядом друг с другом.
Культ Дракона и Бэнтэн до сих пор занимает большое место в системе народных верований префектуры Канагава. Так, ежегодный праздник на Эносима становится событием префектурального значения. Это особая Большая церемония, которая проводится один раз в год, в первый день Змеи в новом году по лунному календарю (первый день Змеи приходится на конец марта — начало апреля по григорианскому календарю). Небывалого же размаха этот праздник достигает один раз в 60 лет, когда случается первый день Змеи в первом году Змеи нового 60-летнего цикла. Последний раз такое было в 2001 году, который был первым годом Змеи в новом 60-летнем цикле. Главным событием этого праздника было торжественное перенесение уникальной деревянной скульптуры Пятиглавого Дракона (годзу-но рю) из храма Рюкодзи в храм Эносима дзиндзя и следующая за этим "встреча" двух реликвий: скульптуры Дракона и статуи богини Бэнтэн, а, значит, соединение Дракона и Бэнтэн.
В принципе, соединение супругов происходит каждый год в первый день Змеи: из храма Рюкодзи несут микоси — закрытый паланкин, где восседает божество, но деревянную скульптуру выносят только один раз в 60 лет. Помимо Пятиглавого Дракона острова Эносима в префектуре Канагава почитают и других Драконов, о чем сохранилось упоминание в старинных легендах и преданиях.
Синтоистский храм Девятиглавого дракона — Кудзурю посвящен озерному чудовищу, которое, как и положено ками, живет сегодня в глубинах Асиноко. Говорят, что в древние времена дракон частенько выходил из озера и пожирал детей, живших в прибрежной деревне. Справиться с ним никому не удавалось до тех пор, пока в Хаконэ не пришел священник по имени Манган.
Чудесными заклинаниями он покорил монстра и приковал его цепью к огромному стволу дерева на дне озера. Заключенный под толщей воды, дракон более тысячи лет не только считается небесным покровителем этих мест, но и настоящим мучеником. Говорят, он часто плачет — в раскаянии от содеянного или по какой другой причине, не знаю. Но драконьи слезы обладают чудесным даром заживления ран и излечения от болезней, а поскольку плачет он в озере, то и вся вода Асиноко является целебной.
В месте, где девятиглавое чудовище выходило из воды на сушу, сегодня существует тропинка, ведущая на дно, а над ней воздвигнуты озерные тории храма Кудзурю. Самое же интересное, что ныне дракон из Асиноко считается в Японии покровителем... сватовства. Каждый месяц 13-го числа в храме проводится специальная служба, на которую по выходным дням собираются сотни японок.
В праздник же влюденных Танабата (а теперь ина День Святого Валентина — !) сотни одиноких девушек в последней надежде отправляются в храм Кудзурю, чтобы молить дракона о любви и семье. Только в этом году на двух катерах сюда приплыли около тысячи японок, считающих, что чудище из Асиноко работает эффективнее, чем сайты знакомств. Ну и, конечно, желающих просто полюбоваться местными красотами.
Источник: Садокова А.Р., Александр Куланов
- Подпись автора
"her penultimate sighs called softly on the kindling wind
her saintly eyes filling with tears, lifting with truth
and then a golden flash like the onset of heaven
leaving her screams breaking my heart
and in the grip of fire I knew the death of love"!Член клуба Позити ффф