Аматэрасу Омиками («Великая, священная богиня, сияющая на небе»), в японской мифологии богиня солнца и прародительница японских императоров, глава пантеона синтоистских богов.

https://i028.radikal.ru/0805/ec/554c828a89aa.jpg

Богиня Аматэрасу.
Рисунок Кацусика Хокусай

Согласно свиткам «Кодзики» («Записи о деяниях древности», конец VII — начало VIII в.), включающим мифы и древние предания, сказки и песни, старинные истории и изложенные в хронологическом порядке события, она рождена богом Идзанаги из капель воды, которой он омыл свой левый глаз во время очищения.

Как старшая из троих детей, рожденных Идзанаги, Аматэрасу получает в свое владение «равнину высокого неба».

Важное место в мифах, связанных с Аматэрасу, занимают ее спор с братом, богом ветра и грома — Сусаноо-но Микото и сокрытие в Небесном гроте.

Сусаноо, изгнанный Идзанаги из «равнины высокого неба», напоследок совершает во владениях Аматэрасу ряд проступков, считавшихся в древней Японии тяжелейшими прегрешениями: разрушает оросительные сооружения на полях, возделанных Аматэрасу, оскверняет ее покои, сдирает шкуру с живой лошади и до смерти пугает небесных ткачих, вместе с которыми Аматэрасу занимается ткачеством.

Огорченная и разгневанная, богиня укрывается в гроте, оставляя Вселенную во тьме. Боги решают хитростью выманить Аматэрасу, чтобы снова вернуть миру свет и порядок. Для этого небесный кузнец Амацумара и богиня Исикоридомэ изготавливают священное зеркало — ми-кагами, на ветви священного дерева сакаки вешается магическое ожерелье из резных яшм — магатама, голубые и белые одежды, приносят «долгопоющих птиц» — петухов, чей крик возвещает наступление утра, и в довершение всего богиня Амэ-но удзумэ пляшет священный танец кагура на перевернутом чане, распустив завязки своей одежды, чем вызывает громовой хохот богов.

Удивленная таким весельем, Аматэрасу выглядывает из грота, и Амэ-но тадзикарао («бог-силач») за руку вытаскивает ее наружу.

Данный миф изначально воспринимался как рассказ о солнечном затмении и о борьбе солнца в образе Аматэрасу с разрушительными силами стихии в образе Сусаноо.

Позднее на первый план выступают представления об Аматэрасу как родоначальнице японских императоров. Аматэрасу — прародительница Ниниги-но Микото и первого из ее прямых потомков, начавшего управлять землей людей, который, в свою очередь, является дедушкой Дзимму, считающегося первым императором Японии.

В мифах «Нихонги» («Анналы Японии») Аматэрасу (правда, здесь у нее другое имя — О-хирумэмути — «Великая солнечная женщина») ухаживает за рисовыми полями, устраивает празднество «первого риса», отмечаемое в Японии и в наши дни, что позволяет видеть в ней покровительницу земледелия.

Осуществляя же поклонение богам (празднество подношения риса нового урожая), Аматэрасу выступает как жрица. В верованиях древних японцев жрицы считались женами богов, и возможно, что ранее существовало мужское солнечное божество, Аматэрасу же, будучи жрицей, почиталась как жена этого бога. Впоследствии оба культа слились в один — культ Аматэрасу.

В провинции Исэ, на берегу Тихого океана, воздвигнут комплекс святилищ для поклонения Аматэрасу. Главной жрицей этого комплекса становится незамужняя принцесса.

Подпись автора

"her penultimate sighs called softly on the kindling wind
her saintly eyes filling with tears, lifting with truth
and then a golden flash like the onset of heaven
leaving her screams breaking my heart
and in the grip of fire I knew the death of love"

!

Член клуба Позити ффф